Эксперты составили список на основании жалоб омичей. Прокомментировать этот рейтинг в частности и ситуацию с выбросами в целом мы попросили экоблогера Ориса Брута.
— Эксперты проанализировали жалобы омичей, которые считают, что главная причина — свалки. Согласны ли вы с составленным рейтингом как активист и экоблогер, и какие у этого причины на ваш взгляд?
— В данном случае идет исчисление на основании физического количества жалоб.
Мы понимаем, что свалка «Советская 1» травит Нефтяники, «Центральная» — Амур, «Кировская» — Ясную Поляну и еще пару районов, в зависимости от направления ветра. И когда свалки горят, это вызывает очень бурную реакцию у местных жителей. В контексте количественного показателя жалоб они вырываются в лидерство, причем достаточно значительное. Потому что понятна причинно-следственная связь. Вот она свалка, вот она горит, вот она пахнет. Тут все очень прозрачно, очень наглядно. Поэтому и жалоб достаточно много.
С «Омским каучуком» тоже вполне понятная история, в этом году он — яркий пример анти ньюсмейкеров и отвратительной работы какой-либо службы коммуникаций.
С ТГК-11 немного другая ситуация. Трубы ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5, из которых каждый день или через день валит черный дым, видно с любой точки города. Как в Москве 500 храмов, и из любой ее точки виден хоть один, так у нас из любой точки Омска видно хоть одну трубу ТГК-11. Такая вот архитектурная доминанта в Омске, которая постоянно чадит черным дымом.
Фото: Виктор Скуратов
С Водоканалом тоже все ясно. У них сейчас постоянно прорывает канализацию. Я смотрел логи по таким жалобам — их действительно много. Та же ул. Мельничная, 91. За год 6 или 7 раз прорывало, и это рядом с многоэтажным многоквартирным домом.
Вперед вырываются жалобы на конкретизированные источники. Если люди имеют шанс, увидев источник, ассоциировать его с запахом, то такие источники набирают гораздо больше жалоб и к ним предъявляются конкретные претензии. поэтому они и уходят вверх по рейтингу.
Так что в целом, с рейтингом жалоб я согласен.
Если говорить о том, сколько в тоннах абстрактных веществ выкидывает в атмосферу предприятие, то эти данные есть в открытом доступе в томах предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сводных томах расчета. Самый большой объем — 92 тыс тонн у угольных ТЭЦ, они занимают первое-второе места, потом, по-моему, ОНПЗ, потом Техуглерод и завод СК. Но мы же понимаем, что тот же нефтезавод находится далеко, у них есть санитарная зона и его выбросы добираются до жилых районов при совпадении факторов НМУ, незапланированных пусконаладочных работ… То есть чтобы выбросы НПЗ добрались до жилых районов, должно совпасть очень много условий.
А если говорить о том, какие предприятия больше всего беспокоят, то возьмем за пример, допустим, канализационные насосные станции (КНС) Водоканала. Они находятся прямо внутри жилых районов, могут подходить даже вплотную к жилому дому, и как только КНС начинают вонять, а они при любой непонятной ситуации начинают вонять, то доставляют беспокойство всем вокруг.
И здесь не может быть экспертного мнения, кто виноват, просто потому что виноваты все. Вот и все.
— Не так давно президент обязал сократить сроки установки датчиков на предприятиях, ограничив их 1 января 2023 года. Насколько это по вашему мнению реализуемо в Омске?
— Изначально по программе «Чистый город» предприятия двенадцати вошедших в нее городов, в том числе Омск, должны были поставить датчики на источники выбросов до 2024-го года. И уже на базе этих датчиков должен был работать такой документ, как нормирование выбросов. Но потом случился коронавирус и на борьбу с ним ушло очень много денег из нацпроектов «Чистый воздух» и «Экология». И сроки были сдвинуты до 2023 года.
Насколько это реально? В 18-19 году все понимали, что эти датчики придется ставить. Из-за коронавируса наверняка некоторые подрасслабились. Но вопрос в том, что если ты в 2020-м году не был готов, и два года перед этим года ничего не делал, то ты и при прошлых раскладах до 2024-го не успел бы.
Так что я думаю, что все нормальные предприятия смогут поставить.
— Что по Вашему мнению нужно сделать, чтобы переломить и улучшить экологическую ситуацию в Омске?
— Слишком сложный вопрос. Пока общими усилиями мы хотя бы паспортизируем неучтенные источники выбросов, чтобы в будущем при разработке зеленого скелета города, разработке ПДВ по всем предприятиям в целом, учитывать вообще весь спектр выбросов, которые есть в Омске, а не только заявленные в добровольном порядке от промышленных категорий.
Из того, что мы можем делать, мы пытаемся хотя бы привести все к единому адекватному знаменателю, и уже с ним работать. А то у нас сейчас и суммативный эффект не просчитан, и в целом очень много серой зоны. Причем не только с воздухом, но и с водой, когда выбросы идут, а откуда они и какого состава, не очень понимаем.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: