9 июня 2022 г. городские СМИ наполнились информацией, представленной пресс-центром администрации г. Омска, о том, что якобы в Москве обнаружена могила основателя Омской крепости генерала Ивана Бух (г)ольца.
Речь в публикациях идёт о надгробии (надгробном камне) на территории, прилегающей к церкви Введения на Барашах. Редакция обратилась к эксперту по истории основания Омской крепости и исследователю биографии Ивана Бухольца Степану Ивановичу Викулову с просьбой прокомментировать указанную информацию. Вот что он нам рассказал.
Надгробия на территории, прилегающей к церкви Введения на Барашах, известны исследователям не первый год, их фотографии размещены в интернете.
На одном из надгробных камней имеется эпитафия с текстом «генерал-майора (1*) Ивана Дмитриевича Бухолцова», что заинтересовало москвича Владимира Кузьмина.
В июле 2021 мы с ним вступили в переписку, вот часть его письма:
«Фото я сделал, случайно зайдя на территорию церкви… На одной стороне надпись объемными фигурными буквами, что похоронен сам Бухгольц, на другой стороне сбит орнамент и уже нацарапано, что похоронена еще его жена. Спрашивал у служителей церкви — откуда надгробия. Ответ был такой — наводили порядок в подвале и нашли. До этого прочитал книгу Иванова «…», там Бухгольц один из героев. Видимо на подсознательном уровне что-то сработало, потом уже дома увеличил текст и спокойно перевел. Я послал фото в администрацию г. Омска и в российское военно-историческое общество с целью, чтобы эта информация о месте погребения Бухгольца не пропала».
Таким образом, крайне неоднозначное художественное произведение послужило историографии города Омска.
В августе 2021 года в Москву поехала Ирина Зинкевич (член Совета Омского отделения ВООПиК), взявшая на себя труд найти это надгробие и сделать несколько фотографий.
Из общения со священнослужителями церкви она выяснила, что здание церкви с подворьем некоторое время принадлежало молдавской православной церкви, а затем было передано РПЦ. При обследовании здания служители обнаружили в подвале несколько каменных надгробий, которые были извлечены из подвала и размещены на прилегающей территории. Документов, позволяющих определить местонахождение захоронений, пока не обнаружено. Ирина Валерьевна выполнила несколько фотографий, которые рассматривались затем на заседаниях Омского отделения ВООПиК. Часть фотографий направлены были в разные городские организации.
Перевод текста производился самостоятельно автором настоящих строк и исследователем-архивистом Сергеем Волынкиным, специализирующимся на рукописных текстах 18 века. Затем мы сверили тексты переводов, которые практически совпали. Часть текста пока не прочитана.
На левой стороне надгробного камня эпитафия, выполненная рельефными буквами:
«1742 году ноембрия 1 дня по полуночи во 2-м часу преставился раб божий… генерала маэора (1*) Ивана Дмитриевича Бухолца сын ево Петр… А жития иго было 9 лет 5 м-цов…»
На правой стороне более поздняя надпись, вырубленная в камне:
«1760 году априля 26 дня приставилась… генерал-майора (1*) Ивана Дмитриевича Бухолцова жена ево Мария Дорофеевна на 63 году…».
Из эпитафий чётко следует, что надгробие было установлено над могилами сына и вдовы, но не над могилой генерала.
Прим. (1*) в эпитафии указан чин Бухольца — генерал-майор. Данный текст принадлежит вдове генерала и к нему надо относиться критически. Официальных документов, подтверждающих присвоение Ивану Дмитриевичу звания генерал-майора, пока не обнаружено. В отставку он вышел в чине бригадного генерала (бригадира). В официальных документах 1741 г. (в т. ч. Сената и Кабинета Министров) он указывается как бригадир. Из архивных документов (письмо Самарской таможни (на устье р. Иртыш) от 27 сентября 1741 г.; пропуск о проезде в Москву, выданный Тобольской таможней в ноябре 1741 г.; акт осмотра имущества в Верхотурской таможне от 25 ноября 1741 г.; документ о приёме таможенного сбора от 25 ноября 1741 г.) видно, что из Сибири в Москву следует Марья Дорофеевна, вдова бригадира Ивана Бухольца.
Историю о том, почему надгробия попали в подвал церкви — ещё предстоит разгадать. Содержание эпитафий несёт в себе подтверждение найденной исследователем Дмитрием Фиалковым в 1976 г. в архивных документах информации о сыне Петре: «Иван Дмитриевич был женат на Марии Дорофеевне Траурнихт, у них было двое детей — Петр, который умер в детском возрасте, и дочь Фекла». Учитывая, что в Селенгинске была найдена надгробная плита с эпитафией «1730 г. сентября 21 дня преставился ра[б] [бож]ей Андрей Иоан[нович]… полковника Генерал[ьн]аго погра[н]ичнаго Упр[ав]ителя Ивана Дме[тр]ия Бухолца…», можно предположить, что у Ивана Дмитриевича было 2 сына умерших в раннем возрасте — Пётр и Андрей. Предположительно после рождения Петра в 1733 г. Марья Дорофеевна вместе с дочерью Фёклой и сыном Петром уехала в Москву. И уже летом 1741 г., получив известие о смерти мужа, выехала в Селенгинск с целью побывать на могиле мужа и забрать вещи. Но это пока только рабочая версия. Из любезно предоставленных исследователем Ольгой Безродных архивных документов следует, что вдова «бывшего бригадира Бухалцова Марья Дорофеевна» (предположительно с августа 1741 г.) двигалась в Москву по реке Енисей, Кетскому волоку, р. Обь, через Самарскую таможню, далее по Иртышу до Тобольска и таможни в Верхотурье.
Вариант фамилии Ивана Дмитриевича, указанный в трёх эпитафиях, является важным аргументом при определении его фамилии, которую он носил в последние годы жизни.
Пользуясь случаем, напоминаю о том, что Иван Дмитриевич Бухольц ровесник императора Петра и что у него также 350-летний юбилей в 2022 году.
Кроме этого, в текущем году ещё несколько забытых юбилейных дат, впрямую связанных с историей города:
— 340 лет майору Илье Аксакову. Илья Гаврилович — один из руководителей строительством первой омской крепости [1716 г.] в качестве исполняющего обязанности командира «Санкт Питербурхского» пехотного полка Сибирского гарнизона. Кроме того он осуществлял руководство строительством второй омской крепости [1717 г.], организовал строительство населённого пункта Омская слобода [1717 г.], был комендантом Омской крепости [1717–1719 гг.];
— 305 лет со времени начала строительством второй Омской крепости;
— 305 лет населённому пункту Омская слобода, из которого «вырос» уездный город Омск;
— 240 лет со времени образования уездного города Омска;
— 310 лет Ивану Ивановичу Шпрингеру — организатору преобразования Омской крепости и руководителю строительством главного оборонительного сооружения на правом берегу Оми. Из недавно выявленных источников следует, что он родился в период со 2 декабря 1712 г. по 1 декабря 1713 г.
Указанные юбилеи, к сожалению, не получили достаточного освещения в городских СМИ и не нашли места в городских мероприятиях.
Фото предоставлено Ириной Зинкевич.
Степан Викулов