У госслужащих остается одна неделя на то, чтобы либо отказаться от должности, либо закрыть все свои счета за границей и избавиться от иностранных ценных бумаг. Это касается их самих, а также их супругов и несовершеннолетних детей. Помимо этого, чиновники и депутаты должны сообщить о недвижимости, находящейся в их собственности за рубежом. Закон не требует того, чтобы они отказались от этой недвижимости.
Всего, по оценкам экспертов, в иностранных банках может находиться порядка 500-700 миллиардов долларов, принадлежащих российской элите. Однако, несмотря на оптимистические новости от банков, надеяться на возвращение этих средств не стоит, добавляют аналитики: незначительная часть «белых» денег, вероятно, и вернется, а вот «грязные» останутся в офшорах, потому что в противном случае придется объяснять их происхождение.
Возвращение капитала
Как объявил президент ВТБ Михаил Задорнов, за первые шесть месяцев этого года банк привлек рекордную сумму средств физических лиц: 163,6 миллиарда рублей. За весь 2012 год было привлечено 147 миллиардов рублей.
«В основном это VIP-клиенты, - уточнил он. - Посмотрим, разовое действие или тенденция».
Похожая ситуация и в Банке Москвы. Там рост по VIP-вкладам составил 20%, сообщил Русской службе Би-би-си вице-президент банка Дмитрий Брейтенбихер.
В обоих финансовых учреждениях эту динамику связывают с двумя факторами: во-первых, с мартовскими событиями на Кипре, где местные власти ввели единовременный налог на все банковские вклады и россияне стали массово переводить деньги на родину. Во-вторых, с тем самым законом, запрещающим российским чиновникам и членам их семей иметь иностранные счета и ценные бумаги.
Первые жертвы
Хотя закон вступает в силу 19 августа - спустя три месяца с момента опубликования в «Российской газете», - у него уже есть первые «жертвы». В связи с тем, что запрет на иностранные счета и ценные бумаги касается не только действующих чиновников, но и кандидатов на различные выборные места, в июне предприниматель и глава партии «Гражданская платформа» Михаил Прохоров был вынужден отказаться от участия в выборах мэра Москвы.
«У меня есть активы, которые работают, например, в 15 странах мира, и там тоже необходимо разрешение. По совокупности и по той истерике, которую развернула партия власти, понятно, что любая времянка будет разрушена», - объяснил он свое решение в интервью телеканалу «Дождь».
В августе из-за иностранных активов из правительства ушел Денис Свердлов, занимавший должность заместителя министра связи и массовых коммуникаций.
«К сожалению, моя жена не может закрыть свой иностранный счет, и по этой причине, в связи с запретом федеральным чиновникам и членам их семьи владеть активами и счетами за рубежом, я вынужден был оставить пост заместителя министра», - приводит агентство РИА Новости текст письма, разосланного Свердловым своим подчиненным.
Наконец, нашлись потенциальные нарушители закона и в Государственной думе. Как рассказал Би-би-си зампредседателя думской комиссии по контролю над доходами депутатов Владимир Поздняков, на 1 июля было «14 или 15 человек», о которых известно, что они имеют иностранные счета. Имена этих людей он назвать отказался.
«Жалкие крохи»
Среди целей этого закона правовое управление Кремля, подготовившее документ, указало противодействие коррупции и расширение инвестирования в российскую экономику. Если с распространением коррупции, возможно, и легче будет бороться, то больших инвестиций в экономику за счет возвращения чиновничьих капиталов не получится, говорят эксперты.
«Сейчас всего вкладов физлиц по банковской системе чуть больше 14 триллионов рублей, - приводит статистику Максим Шеин из финансовой группы БКС. - Если взять цифры, приведенные ВТБ по депозитам - 163 миллиарда, то это будет 1% от всего объема депозитов». Конечно, добавляет он, речь идет только об одном банке. Но даже если сложить все поступления на VIP-счетах во всех банках, больших цифр не получится.
С этим согласен директор московского офиса Tax Consulting UK Эдуард Савуляк: «Я боюсь, что из 500-700 миллиардов долларов сомнительных денег, хранящихся за границей, сюда поступили жалкие крохи в лучшем случае. Те крохи, которые не могут вызвать лишних вопросов. Основная же часть осталась за границей».
Дмитрий Булин