Председатель омского ВООПИК прокомментировал ответ из Администрации Президента на коллективное обращение омичей по поводу застройки территории Омской крепости.
История с коллективной битвой больше пяти тысяч неравнодушных омичей во главе с региональным отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры за сохранение омского «Кремля», исторической территории Омской крепости получила своё продолжение.
На фото: в центре — музей им. Достоевского, слева — апарт-отель впк-шного олигарха Сергея Морева, справа — дом «для представительских целей (жилой дом)» Валерия Кокорина
Напомним, что осенью прошлого года «стражи истории земли Омской» провели подписную кампанию, в которой приняли участие 5 150 общественников, историков, архитекторов, студентов, художников, ветеранов и просто рядовых граждан, которым не безразлична судьба исторического центра города.
Предыстория в материалах:
На протяжении нескольких месяцев голоса против циничной застройки элитными многоэтажками участка, на котором сейчас расположен памятник промышленной архитектуры «Первая омская теплоэлектроцентраль», собирались в соцсетях, через подписные листы и в непосредственной близости от ТЭЦ-1 посредством подписной палатки. Всем, кто с интересом подходил к волонтерам, предлагалось сравнить проекты будущей застройки культового места, один из которых, посредственные жилые «муравейники», проталкивается собственником участка с историческим памятником, олигархическим кланом Антропенко. Ещё один был разработан выпускником СИБАДИ Александром Люлько и предполагает создание на территории ТЭЦ Фестивального комплекса и главной городской площади. Есть и третий проект — Межвузовский культурно-научный центр от архитектора Андрея Сергеева.
Проект А.Люлько
Подробнее о подписной кампании:
Итогом сего «крестового похода» стало коллективное обращение, составленное председателем омского отделения ВООПИК, архитектором Никитой Шалминым и подкрепленное тысячами «живых» голосов омичей, которое было направлено в адрес президента страны Владимира Путина, губернатора, тогда ещё Александра Буркова и мэра Омска Сергея Шелеста.
Мы публиковали полный текст обращения здесь:
Спустя месяц ожидания, был получен ответ на мольбы горожан не допустить подмены исторической памяти культом денег и тщеславия, памятником которой станут так называемые «элитные дома», построенные на земле предков. Автором банальной «отписки» стал региональный Минстрой. Не желая забивать себе голову «ненужными проблемами», чиновники ограничились тем, что поставили ВООПИК в известность (о чем и так знали все, кто следит за историей этой борьбы): антропенский проект отправлен на доработку и никаких разрешений на строительство пока (!) никто не выдавал.
Однако аффилированной с семьей Антропенко фирме АО «Центр строительных проектов» удалось всё же получить разрешение при «реконструкции» здания мастерских на Некрасова, 1 (сейчас это здание занимает «Омскэнерго»), также являющихся охраняемым памятником культурного наследия, под «культурно-развлекательный комплекс» (проще говоря, ночной клуб с караоке и рестораном), поставить свою забегаловку в непосредственной близости от главного туристического маршрута города, т. е. вплотную к набережной Иртыша.
Несмотря на абсолютное равнодушие местных властей к столь важной проблеме городской застройки, общественники не стали опускать руки, и Никита Шалмин решил лично доставить обращение и подписи омичей в столицу в феврале текущего года.
И в этот раз аппарат президента не проигнорировал послание от ВООПИК. Совсем недавно в адрес Никиты Шалмина поступил ответ, подписанный консультантом департамента по обеспечению деятельности Приёмной Президента РФ по приёму граждан.
С позволения архитектора, публикуем его весь, как он есть:
«Ваше обращение, поступившее на имя Президента Российской Федерации в Приёмной Президента Российской Федерации по приёму граждан и зарегистрированное 25.01.2023 г. за № 93452, рассмотрено.
На основании полученной информации сообщаем следующее:
«Обращение Шалмина Н.П. по вопросу несогласия застройки территории главного исторического объекта города Омска — территории Новой Омской крепости рассмотрено.
В соответствии с требовании действующего законодательства РФ освоение территории города Омска ведется на основании документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории. Документом территориального планирования г. Омска является Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденный Решением Омского городского совета от 25 июля 2007 № 43 (далее — Генеральный план), согласно которому приняты основные положения по развитию территории и функциональному зонированию города до 2040 года. В соответствии с Картой функциональных зон муниципального образования, содержащейся в составе Генерального плана, земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:040115:3, 55:36:040115:2003, 55:36:040115:3147 определяются в границах функциональной зоны исторической застройки (существующая).
В зоне исторической застройки могут размещаться жилые дома, объекты здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объекты среднего профессионального и высшего профессионального образования, административные, научно-исследовательские учреждения, культовые здания и гостиничные комплексы, стоянки автомобильного транспорта, объекты делового и финансового назначения, парки, скверы, бульвары и иные объекты, связанные с обеспечением жизнедеятельности граждан. Документом градостроительного зонирования города Омска являются Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 № 201 (далее — Правила). В соответствии с Картой градостроительного зонирования, содержащейся в Правилах, рассматриваемые земельные участки определяются в территориальной зоне исторической застройки с возможностью размещения жилой застройки средней этажности ИЗ-2/28. Зона исторической застройки с возможностью размещения жилой застройки средней этажности (ИЗ-2) включает в себя территории, на которых расположены объекты культурного наследия, включая выявленные объекты культурного наследия; объекты (в том числе комплексы, ансамбли) исторической застройки, не являющиеся объектами культурного наследия. Зона предназначена для максимального сохранения своеобразия архитектурно-градостроительного ландшафта, архитектурного облика жилых и общественных зданий, их модернизации и капитального ремонта, реставрации и приспособления для современного использования объектов культурного наследия.
Проектом планировки территории, расположенной в границах: улица 7-я Северная — улица 5-я Северная — улица 11-я Ремесленная — улица 2-я Восточная — правый берег реки Омь — правый берег реки Иртыш — улица Фрунзе — улица Красный путь — в Центральном и Советском административных округах города Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 12 июля 2018 № 696-п (далее — проект планировки территории), рассматриваемая территория определена в границах элемента планировочной структуры № 10, микрорайона 1, планировочный район I.
Фото: презентация Н. П. Шалмина
По вопросу застройки и градостроительным ограничениям земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:3147 информируем, что в границах рассматриваемого земельного участка расположены объекты культурного наследия регионального значения: «Старый корпус ТЭЦ-1», начало XX века и «Ансамбль центральной электрической станции: Станция водонасосная», 1915–1916 гг. Кроме этого, вблизи рассматриваемого земельного участка расположены объекты культурного наследия «Казарма 43-го Стрелкового полка», 1915–1917 гг и «Кирха», 1791 г. Приказами Министерства культуры Омской области от 10 марта 2020 № 31, от 2 июля 2020 № 78 установлены границы зон охраны объектов культурного наследия и утверждены режимы использования земель и земельных участков и требования к градостроительным регламентам в границах зон вышеуказанных объектов культурного наследия.
На рассматриваемый земельный участок накладываются 100-метровые защитные зоны объектов культурного наследия:
- «Финансовый техникум», 1954 года, город Омск, ул. Партизанская, д. 6/ ул Музейная, д. 2;
- «Педагогический институт», 1957 год, город Омск, ул. Партизанская, д. 4/ ул К. Либкнехта.
В соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в границах защитных зон запрещается строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади).
Собственник земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:3147 акционерное общество «Центр строительных проектов» (далее — АО «Центр строительных проектов») обратилось в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее-департамент архитектуры) о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешительного строительства на указанном земельном участке в части увеличения максимальной высоты зданий, строений, сооружений до 30 м для возможности строительства объектов с видом разрешенного использования «Среднеэтажная жилая застройка (код 2.5)».
Градостроительным регламентом территориальной зоны ИЗ-2 для данного вида разрешенного использования установлена максимальная высота зданий, строений, сооружений — 20 м. В соответствии с постановлением Мэра города Омска от 4 августа 2022 № 52-пм «Об организации и проведении общественных обсуждений по проекту постановления Администрации города Омска о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства» общественные обсуждения состоялись в период с 18 августа 2022 года по 15 сентября 2022 года.
Постановлением Администрации города Омска от 4 октября 2022 № 753-п отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 55:36:040115:3147, в части увеличения максимальной высоты зданий, строений, сооружений до 30 м, так как испрашивается отклонение в границах зон охраны объектов культурного наследия, в границах защищенных зон объектов культурного наследия. В границах рассматриваемого земельного участка расположено здание мастерских по ул. П. Некрасова, д. 1. С целью обеспечения возможности реконструкции здания мастерских под культурно-развлекательный комплекс акционерное общество «Центр строительных проектов» обратилось в департамент архитектуры о предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 55:36:040115:3147 в части уменьшения минимального отступа от красной линии со стороны набережной Тухачевского до зданий, строений, сооружений до 0 м.
В соответствии с постановлением Мэра города Омска от 27 мая 2021 № 26-пм «Об организации и проведении общественных обсуждений по проекту постановления Администрации города Омска о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства» в период с 3 июня 2021 года по 1 июля 2021 года состоялись общественные обсуждения. Постановлением администрации города Омска от 27 июня 2021 № 445-п предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 55:36:040115:3147 в части уменьшения минимального отступа от красной линии со стороны набережной Тухачевского до зданий, строений, сооружений до 0 м.
Ранее департаментом архитектуры было отказано АО «Центр строительный проектов» в выдаче разрешения на реконструкцию здания мастерских в связи с несоответствием проектной документации ограничениям, связанным с обеспечением условий охраны объектов культурного наследия (в части превышения максимальной разрешенной высоты строительства объектов капитального строительства — 20 м, установленной в соответствии с приказом Министерства культуры Омской области от 10 марта 2020 № 31).
В порядке статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) на основании обращения АО «Центр строительных проектов» выдано разрешение от 31 октября 2022 № 55-36-161-2022 на строительство объекта: «реконструкция здания мастерских по ул. П. Некрасова, д. 1 в ЦАО г. Омска под культурно-развлекательный комплекс». Согласно проектной документации, предоставленной для выдачи разрешения на реконструкцию, объект запроектирован переменной этажностью 4-5 этажей. Застройщиком предоставлено письмо Министерства культуры Омской области, согласно которому объект лестничной клетки и лифтовой шахты, не являющийся основной частью здания, может быть отнесен к акцентам застройки, при этом высота акцентов застройки в зоне строительства установлена приказом Министерства культуры Омской области от 10 марта 2022 № 31 не более 22 метров.
В целях коллегиального рассмотрения и оценки градостроительных и архитектурных решений, а также проектной документации объектов капитального строительства, содействия сохранению памятников истории, культуры, природных ландшафтов на территории города Омска постановлением Мэра г. Омска от 17 марта 2006 № 62-п создан Архитектурно-градостроительный совет города Омска. Департаментом архитектуры 9 февраля 2022 года организовано заседание Архитектурно-градостроительного совета города Омска, в ходе которого была рассмотрена архитектурная концепция жилого комплекса в городе Омске по ул. П. Некрасова (в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:3147). По результатам рассмотрения принято решение доработать архитектурную концепцию жилого комплекса, принять максимальную высоту застройки в соответствии с Правилами и требованиями к градостроительным регламентам в границах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия.
На фото: апарт-отель впк-шного олигарха Сергея Морева
По освоению земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:2003 сообщают, что распоряжением департамента архитектуры от 4 августа 2020 № 931 на основании заявления АО «Бизнес-Технологии» в соответствии с частью 21.14 статьи 51 ГрК РФ внесены изменения в разрешение от 9 сентября 2016 № 55-Ш-55301000-335-2016 на строительство объекта «Гостиница (апарт-отель) по ул. П. Некрасова на земельном участке, имеющим кадастровый номер 55:36:040115:2003» (далее — Объект) в связи с изменением проектной документации на строительство Объекта и его технико-экономических показателей, а также продлением срока действия разрешения до 9 августа 2024 года.
Проектной документацией, предоставленной для внесения изменений в указанное разрешение на строительство, предусмотрено размещение Объекта сложной формы и переменной этажностью от 4 до 10 этажей (ранее от 4 до 6 этажей). Часть проектируемого объекта высотой 15,75 м располагается в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения «Комендантский дом, построенный в 1799 году», что соответствует ограничениям, установленным постановлением Правительства Омской области от 24 февраля 2015 № 29-п в части максимальной разрешенной высоты строительства объектов капитального строительства — 16 м. Другая часть проектируемого Объекта расположена на территории, где ограничения по высоте отсутствуют. Иные изменения в указанное разрешение на строительство не вносилось, соответствующие обращения в департамент архитектуры не поступали.
На фото: дом для «представительских целей» (жилой дом) Валерия Кокорина
По вопросу строительства жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 55:36:040115:3 информируют, что застройщиком объекта капитального строительства по улице Победы, д. 5, корпус 1 являлось ООО «Проектно-строительное объединение «Архитектурно-строительный комплекс» (далее — ООО ПСО «АСК»). Распоряжением Первого заместителя главы администрации города Омска от 9 ноября 2000 № 1255-р рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером 55:36:040104:0031 площадью 0,3136 га по ул. Победы предоставлен в аренду ООО ПСО «АСК» под строительство дома для представительских целей. Пунктом 4.1 указано распоряжение ООО ПСО «АСК» обязывалось получить разрешение инспекции Госстройнадзора на право производства работ.
Корректировка исходно-разрешительной документации по объекту «Строительство дома для представительских целей по улице Победы в ЦАО» с целью изменения функционального назначения объекта с административного здания на жилой дом не проводилось. Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области 6 октября 2008 года введен в эксплуатацию дом для представительских целей (жилой дом) по улице Победы, д. 5, корп.1 разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.
В настоящее время нормами действующего законодательства Российской Федерации процедура согласования строительства отдельных объектов капитального строительства и одобрение Архитектурно-градостроительного совета города Омска на стадии выдачи разрешения на строительство не предусмотрена».
Как вы можете сами судить, уважаемые читатели, ответ консультанта из Приёмной президента, хоть и собрал в себе свежий «срез» документации и обстоятельств застройки исторического центра Омска, однако мало чем отличается и, по сути, повторяет описку из Минстроя. Главные вопросы, заданные в обращении, а именно:
-
Остановить строительство апарт-отеля, проектирование развлекательного центра и жилых кварталов на площадке ТЭЦ 1.
-
В ближайшие время, совместно с архитектурным, предпринимательским и гражданским сообществами, с собственниками земельных участков и инвесторами, на открытой коммуникационной площадке и на конкурсной основе выработать концепцию архитектурно — планировочного решения, использования объектов, организации бизнеса на территории Омской крепости, а так же правовые и финансовые механизмы реализации выработанных решений.
остались не решенными, и даже не удостоены отдельного комментария.
Принимая во внимание тот факт, что Антропенко, вероятнее всего, не откажутся от своего нелепого проекта, председатель омского ВООПИК не собирается спускать кампанию по защите Омской крепости на тормоза. Проиграна битва, но не война! Тем более, когда государство взяло курс на сохранение исторической памяти и возвращению к исконным традициям.
«Мы благодарны за скрупулезный подбор соответствующих нормативных документов, но все это было известно и в наших документах в целом отражено. Мы и обращались на уровень Президента РФ, потому как знали, что все формальности соблюдены, но с точки зрения историчности и культурологической ценности, застройка территории крепости под жилье — это акт вандализма. Так же мы отмечали, что в Омске отсутствует общее видение застройки центральной, исторической части города, нет актуального на сегодняшний день, проекта планировки всей территории центра. В соответствии с буквой закона территориальный проект планировки подменяется локальными, проектами на конкретный застраиваемый участок и общей картины это дать не может. Генеральный план не решает вопросов такого уровня — это более общий и крупномасштабный документ.
Соответственно, мы видим проблему утраты Омском большей части исторической территории и своей уникальности, что, в конечном итоге, не может оказать положительного влияния на привлекательность города, его процветание и на отток населения.
Мы не намерены останавливаться на этом этапе и планируем придать данной ситуации более публичный характер», — написал Никита Шалмин.
Все ответы на обращение направлены новому руководителю Омской области Виталию Хоценко. Общественная кампания же продолжает свою работу. В скором времени будет опубликовано открытое обращение к президенту с целью обратить личное внимание главы государства на беспредел и вседозволенность местных «денежных мешков», а также продолжатся общественные обсуждения в формате круглых столов.
Очень надеемся, что в этот раз власти не смогут отмолчаться или прикрыть свое равнодушие «стандартными отписками».
БК55 продолжает следить за развитием борьбы между «деньгами» и «совестью».
Что окажется сильнее?
Арина Репецкая