Сегодня гостем рубрики «Пятое измерение» Андрея Никитенко, основателя эко-поселения АзГрадъ, стал певец, композитор, автор проекта «Песни сильных Духом» Николай Емелин, город Москва.
— На этот раз мы побеседуем с певцом, композитором, автором проекта «Песни сильных Духом» Николаем Емелиным, город Москва. Я правильно тебя представил или ты как-то позиционируешь себя по иному?
— Смотри, Андрей, какая штука. Я как-то себя не могу представлять и даже говорить о себе много не могу. Люди есть разные — не плохие и не хорошие, но они умеют как-то себя преподнести. У меня это НЕ скромность — просто, ну, не знаю…
— Недавно в Азграде был твой концерт и ты попросил представить себя сталеваром. Расскажи, почему? Откуда ты родом?
— Да, оно как-то ближе. Я был подручным, обрубщиком, токарем-универсалом 4 разряда, наладчиком токарных автоматов. Работал я и подпаском с батей в Алтайском крае, станция Зональная называлась, но это, конечно, в прошлой жизни. А вообще я Иртышский. Родом из Павлодара.
— Николай, твое творчество, твои песни, кардинально отличаются от того, что мы слышим по радио и телевидению. В них какая-то сила заложена, энергетика. Как ты пришел к этому?
— Да я как-то и не стремился к этому прийти или придумать свой стиль, чтобы отличаться. Это само собой все происходит, я не могу это объяснить. Может потом наши музуковеды или культуроведы будут придумывать.
— Но ты же пишешь стихи и музыку?
— Пишу-то я сам, но я не могу назвать себя композитором, потому что композитор — это определенная высота, образование и т. д. и т. п. Не могу себя назвать поэтом. Я просто сочиняю, не пишу, а сочиняю. И даже не знаю, где это придет: может, в самолете, гостинице, дома, только успевай записывать. Например, композитору надо написать к дню города или фильму музыку. Он получает заказ и пишет. У меня так не работает.
— То есть под заказ ты не пишешь?
— Да я может бы и рад был, но нет у меня такого дара. Это надо что-то придумывать, выдумывать. Не мое. А вот ни с того, ни с сего, раз, и пошло.
— Как получилось, что ты в музыку вошел?
— Я и до армии еще писал песни, их даже во дворах под гитары исполняли. На магнитофонах крутили. У нас компания была такая хорошая, спортивная, и ребята говорили, что ты сидишь? Песни всем нравятся, всех задевают — езжай на фестиваль бардовской песни. Я и поехал, то ли в Кемерово, то ли в Новокузнецк. А что, думаю, надо себя проверить и поехал со своими песнями на этот конкурс. И когда сидит зал, а не просто ребята у костерка, а для меня важно было определить, что значат те тексты и мелодии, которые ко мне пришли.
Оказалось, что все в порядке, я побеждаю, грамоты дают, медальки латунные. Залы встают, залы аплодируют, значит, я им отдал что-то, и не напрасно это делаю. Потом на следующих фестивалях стали замечания делать, что, мол, не честно на самодеятельные фестивали профессионалу приезжать. Я им говорю — может справку показать, что я работаю в сталелитейном цехе? Но раз стали за профессионала принимать, думаю, надо дальше идти. Как-то пригласили выступить в Тобольске на каком-то заводе и как раз получилось с профессионалами: Захаров, Сенчина была, группа «Яблоко».
В то время это много значило. Получилось так, что организаторы с госконцерта порешали, что завершать концерт будут не звезды, а мы.
А главный собрал звезд за кулисами и говорил им: «Смотрите, что никому не известные парни с залом делают, а вы? Вам все…., а зал зажечь не можете». И после концерта к нам, почему-то пришли журналисты, репортеры из центра, сразу предложения поступили из Ленконцерта, ставки предлагали. Что-то задело их, мурашки пошли. И тогда мы решили, надо в Москву двигать.
В Москве пели на Арбате, в Измаилово, очаровали определенную часть публики и нас стали приглашать на центральное телевидение в «Шире круг», «Счастливый случай», на радио. Это были победы.
— Я слышал, что тебя Александра Пахмутова усыновить хотела.
— Да. Мы выступали в Парке Горького и она нас заметила, бородатых таких, фактурных Сибиряков. И Александра Николаевна с Николаем Николаевичем пригласили нас к себе домой. Мы приехали с гитарами, бубнами… Я тогда не допирал… Она мне показывает свою музыку — песня «Виноградная лоза» была. И хотела, чтобы мы ее исполнили.
А у меня-то, в то время, свое шило в одном месте, мне хочется ей показать свое. Она нам опять свое, мы опять свое. Александра Николаевна говорит — все, я вас в консерваторию устрою. А я — да куда мне с моими классами, да и не смогу я Вашу «Виноградную лозу» исполнить. А они, с Николаем Добронравовым, говорят — давай, Коленька, мы тебя усыновим. И меня приторкнуло как-то. Как я отцу и матери в глаза посмотрю. Я тогда не допирал и воспринимал, что усыновить меня — это впрямую.
Как потом осознал, что предлагали-то, творческое усыновление. Ей было очень интересно мое творчество, потому как она моего Илью Муромца признала в музыкальном плане интересней чем своего. Она сказала, что у меня произвольно выходят ломанные размеры, которые ее учитель аж по математике вычислял. А у меня это получалось произвольно.
Потом уже сидит и говорит — нет, тебя в консерваторию нельзя, тебя или в квадрат или в треугольник загонят. У тебя говорит, Николай, природный Дар.
В общем не усыновился.
— Николай, а чем разница между творчеством и искусством, на твой взгляд?
— Про кого можно сказать творческий человек? От Творца, что-то идет этому человеку. Пришла Моцарту «Лунная соната», или Баху фуги … Он это сотворил, творчески выразил, а человек искусства, искусный мастер, он это потом исполнил. Творческий человек, которому что-то пришло, так сыграть не сможет, как искусный мастер.
Никак же не скажешь — актерское творчество. Скажешь — актерское искусство, потому что задача актера роли правильно сыграть, и чтобы зритель испытывал искушение. Или вот Василий Макарович Шукшин написал книгу — это его творчество. У него, правда, хватило сил поставить фильм по своим сценариям и даже сыграть в нем. Это мощно. Творчество — это первично, а искусство — это вторично. Это не плохо и не хорошо. Одно дополняет другое. Творческому человеку, на мой взгляд, сложнее, он не может приспосабливаться к системам. Моцарту, если бы Сальери не помог, его бы никто и не знал.
Творческий человек не сможет в кабаке Мурку поиграть, а человек искусства может, он быстрее встраивается в системы.
— Я знаю, что в городе Омске ты не первый раз. Расскажи, как тебе видится Омск.
— Да уже и не помню который раз я здесь. Город нравится, Иртыш — вода родная, т.к я из Павлодара. Вот почему говорят — старое дерево не пересаживается? Не приживается. Вот дети сейчас уезжают в Москву, Питер и говорят, давай родителей заберем, а они там болеют, не приживаются, вода другая. Если человек прожил 50 -70 лет на этой воде, здесь заряженной, в другом месте болеть будет.
Я внимательней присмотрюсь к Омску в этот раз. Раньше не получалось: приезд, гостиница, выступление, гостиница, аэропорт.
— Николай, а как ты считаешь город — Живой организм?
— Живой.
— Есть ли у города душа и дух?
— Горожане не обижайтесь. По мне так, большие города не нужны. Там как раз все и пропадает, и душа, и дух. Вот небольшие городки, там еще что-то присутствует, агрессии меньше, к земле ближе, суеты нет. В Москве я вообще долго находиться не могу, защита не выдерживает. Есть, конечно, и душа, и дух в мегаполисах, но оно как-то маленькими островками существует в этом человейнике. В городах организм живой, а души и духа нет. Города и люди становятся роботами, биороботами.
— Какие, в твоей жизни, были яркие события?
— События — не знаю. А впечатлений много было. Вот, к примеру, здесь в АзГраде я задержался. Мне интересно, здесь хорошо придумывается, тут спокойно, агрессии нет. Место приятное, можно помыслить. Место для творческих людей.
— Да, интересно события развиваются. Пригласил Николая Емелина на день АзГрада. Концерт душевный людям дали, все благодарили, уезжали радостные, счастливые, заряженные. А он сам, Емелин, взял и остался, и семья вся прилетела. Мало того «замутили» здесь серьезнейший проект, связанный с духом. Проект, которого не было еще Никогда и Нигде. И связано это с нашей Сибирью, с нашим Омском. Здесь родилось Иное.
— Да, это про АзГрад, а я еще про города хочу сказать. Людям там сложно войти в новые состояния, им нужно освободиться и выйти хотя бы на природу. Выпрямиться, вспомнить, кто его предки, какой он молодец… Если вовремя к природе не вернемся, потом будет поздно. Станем роботами.
— Ты уже и ответил на последний вопрос — что можешь пожелать нашим читателям. Расскажи тогда в заключении, было ли в твоей жизни что-то загадочное или мистическое.
— Много раз, например, я видел четыре раза неопознанные летающие объекты, причем при свидетелях. Если бы один, подумать мог, что придумал, а я при друзьях, даже на камеру снимали. Бывало, во время большого переутомления, считывал с людей информацию. Вот поднимаемся с девушкой в лифте, и я в деталях ей рассказываю, где она учится, как переучивали писать с левой руки на правую, с кем живет и т. д.
Такие случаи бывали у меня не однократно.
— Благодарю тебя, Николай, за беседу, творческих тебе открытий и до встречи в новом проекте.