Новости. Омск
bk55.ru

Ульяна Нескорова: «Эх, дороги, но и, конечно же, дураки: одно лечим, другое калечим.» Почему?

09-11-2023 00:00:55

Несмотря на бодрые рапорты Минтранса о километрах отремонтированных в области дорог, у жителей некоторых районов Омской области есть бо-о-ольшие вопросы.

В редакцию сайта БК55 поступило несколько обращений от жителей Омской области. Они расстроены — да что там, откровенно возмущены! — ремонтом некоторых межрайонных дорог.

фото: om1.ru 

В своем октябрьском интервью первый замминистра транспорта и дорожного хозяйства Омской области Дмитрий Пестряков бодро подвел предварительные итоги дорожно-строительного сезона.

Солидные деньги:

»…В 2023 году объем дорожного фонда Омской области составляет 18,9 млрд рублей, из них 7,5 млрд рублей — средства федерального бюджета. На содержание автомобильных дорог и сооружений выделено 2,3 млрд рублей. За счет этих средств обеспечено текущее содержание 10,1 тыс. км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и 147 мостовых сооружений общей протяженностью 7 893 пог. м, выполнен ямочный ремонт на 226,6 тыс. м2, нанесена горизонтальная дорожная разметка на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения в объеме 2 133,07 лин. км, а также выполнена замена и установка 529 шт. дорожных знаков».

И не менее солидные объемы: в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» должны быть приведены в нормативное состояние более 200 км дорог.

Справка:

Дорожный фонд Омской области, тыс. рублей

Утвержденный план: 20 019 363,68
исполнено: 14 622 081,29
% исполнения: 73,04%

Содержание, капитальный ремонт и ремонт автодорог регионального и межмуниципального значения
Утвержденный план: 4 114 930,73
Исполнено: 2 568 708,97
% исполнения: 62,42%

Строительство и реконструкция автодорог в рамках Адресной инвестиционной программы Омской области
Утвержденный план: 1 840 418,73
Исполнено: 940 463,60
% исполнения: 51,10%

Субсидии на капитальные ремонт и ремонт автодорог
Утвержденный план: 1 849 406,77
Исполнено: 1 331 593,88
% исполнения: 72,00%

Субсидии в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»
Утвержденный план: 1 001 071,50
Исполнено: 702 647,91
% исполнения: 70,19%

Субсидии на содержание автодорог
Утвержденный план: 726 720,68
Исполнено: 518 035,72
% исполнения: 71,28%

Естественно, что при эдаких-то деньжищах ликующие рапорты о выполнении-перевыполнении — в том числе и досрочном — планов по ремонту дорог неслись чуть ли не из каждого утюга.

Фото: пресс-служба облправительства 

Не обошли СМИ вниманием, в том числе, и ремонт областной дороги Омск-Нижняя Омка. Так, в начале сентября с помпой открыли шестикилометровый участок автодороги регионального значения «Омск — Нижняя Омка», которая соединяет Калачинский, Кормиловский, Горьковский и Нижнеомский районы с Омском.

Фото: omskportal.ru

В октябре в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» рапортовали о старте второго этапа реконструкции этой же трассы: расширение и ремонт еще одного участка длиной 7,3 км в сторону Новосибирска. Работы завершатся в октябре 2024 года.

И, как заявил губернатор Хоценко:

«На следующий год будем уже 17,5 километров хорошей 4-х полосной дороги сдавать. И дальше будем строить, продолжать ремонтировать не только областные, местные дороги, но и федеральные…»

Ну что же, отличная новость и всеобщее ликование.

Увы, судя по звонкам в редакцию, ликовали далеко не все.

Как оказалось, параллельно с областной трассой, шел ремонт дороги до деревни Вишневка все в том же Нижнеомском районе, длиной порядка 2 километров, куда губернатора, конечно же, никогда не повезут.

Опасно: а вдруг вопросы задавать начнет?! Логику искать…

Справка:
Вишневка, деревня с историей, основанная еще в 1926 году. Согласно статистике, в 2010 году там проживало 133 человека, а сейчас, говорят, в разы меньше, не более 30-40 домов и, в основном, одни пенсионеры. Ни фермерских хозяйств, ни какого-либо производства.

В отличие, например, от той же деревни Куликово Воскресенского поселения Калачинского района, в которой 5 фермерских хозяйств, ежегодно сдающих порядка 8-10 тысяч тонн зерна. Плюс к этому где-то 15-20 человек трудится на Калачинском мясокомбинате — их ежедневно отвозит-привозит заводской автобус. А дороги нет: кочка на кочке и кочкой погоняет, пока довезешь-доедешь, всю душу вытрясешь.

Вот и спрашивают жители Куликово: когда же до них-то очередь дойдет?
Ну это так, к слову.

Спору нет, в такие «пенсионно-доживающие» деревни тоже дороги нужны, проблемы со здоровьем у пожилых людей дело обычное. Случись что, как по бездорожью — особенно весной-осенью — сможет проехать та же скорая, машина с продуктами или рейсовый автобус? Не брести же им, как жителям деревни Бородинка, пешком до трассы? И если жителям Вишневки всего пару километров, то жителям Бородинки все 12!

И все-таки должны же быть какие-то приоритеты… Зачем тратить десятки миллионов на дорогу в деревню, где уже почти не осталось жителей? Почему грунтовку не сделать?

Тут все упирается в деньги… На асфальтированной дороге, которая ведет в НИКУДА, можно освоить десятки миллионов и хорошо заработать. Ведь по этой дороге пенсионера ходят пешком, большегрузы ее не разбивают, а значит не надо тратиться на обслуживание по гарантийному сроку. Да и на качестве такой дороги можно сэкономить, то есть украсть…

Как отписался летом 2022 тогда еще глава УДХ Динар Курманов, на ремонт же сельской грунтовки в бюджете просто нет денег, и называл устрашающую цифру в 475 млн рублей — это 40 млн за один километр деревенской дороги. Расценочки, однако. Помнится в 2018 году 5 км дороги планировали отремонтировать всего за… 85 тысяч рублей.

Тут, видимо, все зависит от того, КТО и КАК ремонтирует.

Например, все ту же дорогу на Вишневку делало знакомое нам по публикациям на БК55 ДРСУ № 6. В 2020 году управление «прославилось» ремонтом участка обходной дороги Калачинск-Архангелка длиной в 2,5 км, который был ими отремонтирован в рамках национальной программы «Безопасные и качественные дороги» за солидные 33,5 млн рублей.

А уже на следующий год в конце апреля-начале мая на «свежепоремонторованной» дороге вовсю шел так называемый «ямочный» ремонт, который выполняло все то же ДРСУ № 6 — уже по гарантии.

И все потому что со слов местных жителей дорогу изначально делали спустя рукава:

— Мы на полях с утра до поздней ночи! А эти (Калачинское ДРСУ № 6) начнут, дай бог, часов в 10 утра, а в пять вечера уже и след простыл. Да и делают всё через пень-колоду. Расковыряют грейдером кое-как, гравием присыпят, катком пройдутся и сверху асфальт шмякнут. Так чего удивляться, что уже по второму разу ремонтировать пошли то, что сами же и построили. Как они ее делали… Сняли фрезой верхний слой, провалы подщебенили и закатали. А по уму, надо было всё до твердого грунта выбрать, подушку из песка, потом гравий, уплотнить и сверху уже асфальт. Вот это была бы дорога, на многие годы. Я знаю о чем говорю, опыт работы немалый. Да кому только это надо? Тяп-ляп, за десять дней управились.

Потом еще недели три глянец наводили: обочины отсыпали да разметку сделали.

Дальше — больше.

А еще через год:

И это дорога с большой, в отличие от «вишневской», проходимостью. Тут, как говорится, всё «качество» ремонта сразу «на нос вылезло».

А если вспомнить, что ДРСУ № 6 не единожды было оштрафовано за незаконную добычу — проще воровство — глины в промышленных масштабах на пару с местным бизнесменчиком г-ном Дворяткиным, то «семейный портрет в интерьере» станет законченным.

Причем воровали нагло, безудержно, среди бела дня, как будто соревнуясь: кто больше?

Этому же предприятию принадлежит и асфальтобетонный завод, расположенный, в нарушение всех норм, практически в черте города, недалеко от — ты не поверишь! — противотуберкулезного диспансера. Ну, а где же еще ему находиться?

Не удивительно, что предприятие имеет весьма солидную прибыль.

Финансовая отчетность за 2022 год АО «ДРСУ№ 6»:
Выручка выросла до 1,4 млрд руб. 33%
Чистая прибыль выросла до 11,1 млн руб. 142%

Кто же возглавлял это весьма доходное предприятие?

С 1999 по 2012 год ДРСУ № 6 возглавлял так же небезызвестный нам Приходько Владимир Васильевич — заслуженный строитель РФ и почетный дорожник России, по совместительству председатель совета Калачинского района. В 2012 году организовал ООО «УМ-10», которое занимается ремонтом и содержанием дорог. Директор его зять — Игумнов Андрей Игоревич, у которого он подвизается в замах.

А учредитель, как водится, супруга — Приходько Надежда Алексеевна.

ФОТО: old-sibiryak.esgms.ru 

С мая 2016 по начало февраля 2022 года Владимир Караванцев, который 8 февраля 2022 года занял кресло гендиректора АО «Омскавтодор», сменив находящегося на тот момент под следствием Алексея Шипилова.

Самого же Караванцева «у руля» ДРСУ на данный момент заменил Ковель Александр Николаевич

Зарабатывали, в том числе — и хорошо зарабатывали! — на таких вот небольшеньких, не более 3-4 км, межрайонных дорогах, скажем так, до тихо доживающих деревень второстепенного и даже третьестепенного значения, как та же Вишневка.

А до этого был ремонт дороги до Березовки (Оконешниковский р-н): около 4 км за 70 млн рублей, где, согласно статистике, в 2010 году проживал 121 человек, сейчас — 134.

Потом около 4 км дороги до деревни Чулино в Горьковском районе: основана в 1918 году, в 2010 году проживало 134 человека, есть небольшое фермерское хозяйство по содержанию крупного рогатого скота (порядка 50 голов).

Следом дорога до деревни Локти Нижнеомского района: основана в 1750 году, в 2010 году проживало 133 человека.

Со слов очевидцев — все тех же местный жителей:

— Отсыпали, например, профиль и он должен год «отлежаться», чтобы грунт осел, чтобы асфальт потом не рвало. А в том же Чулино отсыпали, а через два месяца уже и асфальт положили. Опять же должно быть по нормам 20 см песка, 20 см щебенки и 8-10 см асфальта. А по факту процентов на 30 меньше. Оно и понятно, кто в эти деревни-то ездит? Поэтому даже при таком раскладе дорога не то, что гарантийные — сколько у них там, 3 года? — а и через 5 лет стоит почти как новая. А чего не стоять то, если там почти никакого движения грузового транспорта, практически один легковой и то раз в неделю.

Дальше — рекультивация обочин, на которую в проекте заложено около 25% от суммы ремонта.

Корреспондент БК55:
— Вы уверены? Даже на такие вот сельские дороги?
— Железно, не сомневайтесь.

Справка:
Полоса постоянного отвода под дорогу включает площади под насыпи, выемки, водоотводные сооружения и обочины шириной 1 м с каждой стороны дороги.
Рекультивация заключается в восстановлении земель, нарушенных в процессе строительства дороги. Основными видами работ по рекультивации являются: снятие и хранение плодородного слоя, планировка земель, осушение земель, нанесение плодородного слоя, мероприятия по предотвращению водной и ветровой эрозии.
После окончания строительных работ временно-занимаемые площадь должны быть спланированы, растительный слой из временных отвалов в равномерно распределен по восстановленной площади. При необходимости вносят органические и минеральные удобрения, производится вспашка, боронование почвы с посевом трав или посадкой саженцев.

— Так ее в жизни не делают. Если посмотреть, то практически все обочины чуть ли не по пояс в бурьяне или в грязи и лужах. Тем не менее, все акты подписываются. Вот и рассудите…

фото: riakchr.ru

Наш собеседник продолжил:

— Но самое страшное: тот же песок и щебень на ремонт этой сельской дороги возят не соблюдая нормы: не КамАЗами, а MANами, нагружая по 40-50 тонн.

— Солидно экономя на этом время и горючку и, попутно, в хлам разбивая областную трассу. Как их на весовой пропускают?

— Тех же фермеров, которые везут зерно на элеватор, серьезно штрафуют за перегруз. И хотя во время уборки каждая минута на счету — особенно в нашем то климате — приходится жестко соблюдать правила и, что называется, «челночить» туда-сюда, тратя время и горючее, которое в уборочную порой днем с «огнем» не найдешь.

— А дорожников этих, выходит, никто не контролирует, сколько хотел — столько и засыпал. Или им закон не писан? При этом везут с очередным нарушением — без пологов. Едешь за таким и только и ждешь камня в лобовое стекло.

Справка:
Значения допустимой массы транспортного средства установлены «Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом»
3-осный автомобиль — 25 т
4-осный автомобиль — 32 т
автопоезд седельный 3-осный — 27 т
автопоезд седельный 4-осный — 36 т

Штраф за перегруз авто зависит от величины превышения допустимой массы. Для водителя — от 1000 до 10 000 рублей или лишения прав на 4 месяца, для должностного лица — от 10 000 до 50 000 рублей, для компании — от 100 000 до 500 000 рублей. Оштрафовать за перегруз по закону можно водителя, должностное лицо или сотрудника, который оформил перевозку груза и юридическое лицо — владельца компании.

— Вот и выходит: люди счастливы — в кои-то веки у них, наконец-то, дорога, им (ДРСУ — прим. БК55) солидные денежки, а региональная трасса, которую сдают на ура — тут 5 км, там 7 км, будем делать еще — а между ними остатки того, что еще недавно, пусть с натяжкой, но можно было назвать дорогой. Вот вы скажите — оно того стоит?

В каждом районе есть свой дорожный фонд, который пополняется, в том числе, за счет межбюджетных трансфертов.

Предоставление межбюджетных трансфертом местным бюджетам (МБТ), в тыс. рублей
Утвержденный план: 20 018 579,74
Исполнено: 3 670 040,16
% исполнения: 18,33%

Еще несколько наглядных примеров из серии «содержание дорог», на которое, как мы видим, тоже уходят весьма и весьма солидные суммы.

фото: Минтранс

Прослышав о том, что Минтранс отчитался о ремонте участка дороги Горьковское — Калачинск — Оконешниково длиной 5,1 км

К нам в редакцию пришли весьма красноречивые фотографии еще одного участка трассы Горьковское-Калачинск с подписью «Трасса ждет».

И она дождалась. Низкий поклон все тому же ДРСУ № 6 и его трудолюбивым сотрудникам, которые используют передовые методы ремонта дорог. В частности, ремонт по струйно-инъекционной технологии (СИТ).

Справка:

Сущность струйно-инъекционный метода ямочного ремонта состоит в том, что при помощи специальной передвижной установки предварительно прогрунтованная битумной эмульсией (жидким битумом) выбоина заполняется ремонтной смесью, подаваемой воздушной струей под давлением (пневмонабрызг).

СИТ применяется при заделке небольших трещин и выбоин (в пределах 40-60 см) и позволяет эффективно выровнять поверхность полотна с использованием минимального количества материалов. Обрабатываемый участок перед ремонтом тщательно очищают, а в особо сложных случаях промывают мощной струей воды, после чего качественно просушивают. На подготовленный участок наносят тонкий слой водно-битумной эмульсии (ВБЭ), укладывают мелкофракционный черный щебень и заливают его ВБЭ для обеспечения надежной сцепки всех компонентов. В случае необходимости готовая заплата дополнительно пересыпается тонким слоем мелкокалиберного белого щебня.

Красиво? Ну еще бы! А как это происходило на самом деле нам рассказали водители, не единожды наблюдавшие «передовой ремонт» собственными глазами.

— Во-первых, они должны очистить трещины и ямы от грязи. Вот специально смотрели несколько раз, яма забита землей, даже трава растет, а рабочий плюх туда эту смесь и дальше пошел.

Какая там очистка, даже смешно! «Поплевал» смесью в эти ямы и трещины, потом набросали поверх щебня и адью, ремонт закончен. А ты потом едешь и колотишься от «восторга»: вся машина заляпана смесью «фиг ототрешь» — на машине действительно держится супер! — плюс еще щебенка летит: в лобовом стекле трещины, да и лакокраску оббивает только в путь.

Еще один «мегакачественный» ремонт региональной трассы в районе деревни Стародубка. Автор — ДРСУ № 6, заказчик УДХ.

А этот «истинный шедевр» разметки от еще одного «профи калачинского розлива», который уже был упомянут — УМ-10 г-на Приходько. После того, как фото этой «неземной красоты» отправили в Минтранс, разметочку выправили и даже кой-какие латочки поставили, правда, старым «дедовским» способом — как-никак это участок трассы у УМ-10 на содержании?

Конечно, сейчас все это безобразие стыдливо прикроет снег, но ведь придет весна. И что тогда? Судя по присланным фото и комментариям — практически ни-че-го. Похоже, что некоторые компании, получая из областного бюджета огромные деньги по контрактам на ремонт и содержание дорог тратят их с бо-о-ольшим размахом и по собственной, явно не вчера изобретенной «технологии».

Все-таки сто раз был прав Михаил Задоров, заявивший в своем монологе «Страна героев»: «В России есть две беды: дороги и дураки».

Если глянуть выше, это актуально до сих пор.

Ульяна Нескорова

Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru