Сегодня в гостях у Андрея Никитенко, автора рубрики «Пятое Измерение», оперная дива из Италии, лауреат премии Russian World Music Awards, автор международного музыкального проекта «Сибирские Истории» совместно с группой Deep Forest и авторского теле-радио проекта «Тайны Голоса», продюсер и вокальный педагог Мария Матвеева.
— Добрый вечер, Мария. Рад нашему знакомству. Прежде чем пригласить тебя на интервью, я просканировал информацию о тебе. Ее в интернете предостаточно. То что ты оперная певица, живешь в Италии, уроженка Омска, лауреат различных конкурсов и т.д и т. п. , но больше всего меня зацепил, конечно, твой проект «Сибирские истории». Я когда-то продюсировал проект «Омские истории» и у меня камертон, такой, сильный сработал. Поэтому спасибо, что согласилась на интервью и первый вопрос:
— Как тебя представить читателям, потому что, чаще всего, сейчас люди «идут» не от профессии, а чего-то внутреннего. Вот как ты себя осознаешь? Как представляешь себя не социуму, а Миру.
— Интересный вопрос. Ведь точно, оперная певица — это же роль. Мне отзывается больше — визионер.
— Теперь мне интересно, что в этом слове заложено? Какой смысл?
— Когда я создаю какой-либо проект: музыкальный, телевизионный, клип или даже костюм для своего персонажа, то всегда иду сквозь призму интуитивного восприятия реальности, подключаюсь к космическому потоку, если хотите. Ведь мы все являемся частью космического пространства.
Вопрос в другом: способны ли мы эту энергию трансформировать в творчество или нет. Есть, например, дни, когда я ощущаю этот поток вдохновения очень явно, а порой, особенно когда устала, он проявляется слабо. Бывает так, стоишь, моешь посуду, и вдруг пошел текст песни, и я бегу за ручкой и блокнотом, чтобы успеть записать. Думаю, что ощущение умиротворения и расслабления помогает нам войти в этот гармоничный поток.
Именно поэтому я с таким рвением рассказываю людям на своих мастер-классах о пользе дыхательных и медитативных практик.
На Западе очень активно используют такое понятия как visionary artist, артист-визионер, то есть тот, кто транслирует свое творчество через определенный осознанный поток. Человек, который через свою музыку, картины, кино заряжает людей особой энергией, мотивирует, вдохновляет, активирует в человеке потаенные ресурсы. Так, после прослушивания определенных произведений или фильмов, после прочтения особых книг мы будто бы зажигаемся внутри, активизируем наш спящий энергетический потенциал для новых свершений. Эта тема особенно пробудилась у меня при работе над проектом Сибирские Истории, которые мы создавали совместно с французской группой Deep Forest.
— Расскажи, про странную историю, которая произошла уже в этом году на съемках твоего нового клипа на тему музыки Барокко?
— Эта музыка в Омске никогда не исполнялась и я решила познакомить омичей с творчеством английского композитора Генри Перселла. Очень старинная Ария на английском языке. Главной героиней является Карфагенская царица, которая по сценарию погибает: кончает жизнь самоубийством. На сценах оперных театров такая концовка имеет две версии: героиня либо сгорает в огне, либо выпивает яд.
Мы снимали клип в Красноярке, на развалинах, на берегу Иртыша. Нашли очень атмосферное место. Я решила, что эффектнее будет сделать финал с огнем. Мы развели высокий костер, а вокруг меня по периметру были расположены факела. Так что я находилась в эпицентре огненной стихии. Было, честно говоря, не очень комфортно, так как пламя было достаточно высоким и были яркие искры, которые вылетали из костра в моем направлении. Поскольку я как профессионал осознанно подхожу к любой роли, проживая ее глубинно…
Так и на этот раз, проживая новый образ моей героини, которая страдает и готовиться к финальному решению, я будто примеряю на себя ее судьбу.
Было много участников съемочного процесса: помощники, фотографы, оператор, визажисты, все они стояли на более высоком берегу на определенной дистанции и наблюдали это зрелищное действо. Оператор попросил меня подойти ближе к костру, но интуитивно я сделала шаг в другом направлении, как вдруг большой горящий камень на высоте моей головы вылетел из костра в направлении, где я только что стояла и подобно комете пролетел в сторону реки, упав в воду.
У людей был шок, я стояла оторопев от произошедшего. И здесь я будто осознала, что я не одна, в том плане, что Высшие силы, Бог оберегают меня. Это был очень эмоциональное переживание. Мои родители были свидетелями этой сцены и они слезно просили меня в следующий раз выбирать арии героинь со счастливой судьбой, где все живы и счастливы.
В кинематографе, в классической музыке, в искусстве вообще есть такое явление как пророчества будущих событий сквозь призму того или иного произведения. Есть много реальных примеров, подтверждающих этот факт.
Многие великие музыканты и кинорежиссеры, писатели в своих произведениях предвидели сценарии будущего.
— Да, это так. Мне народный артист Михайлов Александр Яковлевич, главный герой из фильма «Любовь и голуби» рассказывал о пророчестве. Он единственный из актеров, которые играли в фильме «Жизнь и Смерть Ивана Грозного», выжил, но полгода в Склифе пролежал и треть желудка потерял, чудом спасли его. И только после этого случая Соломин убрал из названия слово Смерть…
— То же самое произошло и в моей песне На Границе Миров, этот клип вышел как раз в начале пандемии и многие деятели культуры узрели в этом произведении пророческие черты. А ведь идея песни как и сам текст появился за год до этих событий, которые разделили наш мир на до и после.
— Вот Мария и расскажи, пожалуйста, сначала, что такое Сибирские истории?
— Сибирские Истории — это мой авторский проект, который мы создали совместно с всемирно — известной группой Deep Forest, которые являются пионерами стиля этно-электроники (Electro World Music).
Я являюсь автором идеи проекта, текстов песен на двух языках, сценаристом, клипмейкером, исполнительницей вокальных партий и продюсером этого проекта. Эрик Муке, лидер группы Deep Forest, композитор проекта.
Первый альбом группы Deep Forest вышел в 1992 году и для меня их музыка была настоящим открытием новой Вселенной, мне казалось, что эта вибрация других миров и измерений. У меня была сокровенная мечта сделать с этой группой музыкальный проект. И в 2016 году эта мечта стала явью. Я написала Эрику и предложила сотрудничество. Мне очень хотелось рассказать западному миру о Сибири, об этом уникальном и малоизвестном крае, об этой сакральной земле, о месте моего рождения.
После многих лет проживания в Европе, я столкнулась с довольно примитивной и ограниченной моделью мира Сибири. Люди совершенно не представляли, что такое настоящая Сибирь, каким духовным, этническим, музыкальным, природным богатством она обладает. Поэтому я предложила в письме сделать проект, вдохновленный Сибирью, показать разные грани, регионы этого края, показать многообразие этнического и культурного материала. Эрик не сразу ответил на мое предложение и момент ожидания был самым непростым, но я решила, что если этому проекту суждено быть, реализоваться, то так оно и будет.
И вот ответ пришел, и я из испанского города Лас-Пальмас, в котором проживала на тот момент, полетела на встречу с Deep Forest во Францию для обсуждения нашего сотрудничества и нового проекта.
— Мария, прости пожалуйста, но меня интересует больше, как этот проект «вышел» из тебя, что побудило его «выйти»?
— Глубинный личностный кризис стал отправной точкой для трансформации, пересмотра жизненных ценностей и обращения внутрь себя, к своей душе. И тут я вспомнила о своей музыкальной мечте, далекой от оперных театров. Кризис был длительным и тяжелым, он длился года три и затем я попала в Испанию с новыми проектами и закрутилась новая энергия, начался новый этап моей жизни. Я познакомилась с пианистом Дэвида Боуи Майком Гарсоном и уехала в Лос-Анжелес, это был очень насыщенный американский период, затем последовала встреча с Эриком Муке и начались «Сибирские Истории», которые на тот момент именовались как проект «Сибирская Трилогия»
— Понятно. Когда идет вот такая мощная личностная перестройка вообще не до проектов, там все уходит во внутрь, мир останавливается, но тому кто его проходит всегда открываются новые возможности.
— Да, да.
— И после этого из тебя вышел такой проект. Мало того, проект, на мой взгляд, мирового масштаба, и кроме того, показать европейцам Сибирь это одно, но это же твоя многогранность вышла, твоя жизнь, твое желание показать Миру свой внутренний Мир, масштаба Сибири не меньше.
— Причем, я это уже сейчас анализирую, по прошествии нескольких лет, прямо как флеш-бэк, вспоминаю момент, когда в начале работы над проектом, ехали в машине с моим итальянским супругом и он в недоумении смотрел на меня и спрашивал:
«У тебя такие серьезные оперные проекты, зачем тебе эти шаманы, эта электроника, Сибирь, ты же в Европе, и ты — оперная певица».
На тот момент у меня совершенно не было поддержки, все мое музыкальное оперное окружение находилось в состоянии «легкого» недоумения по поводу моего выбора. Но меня будто вело какое-то внутреннее знание, та сила, которую я ощутила в момент своего «падения» вниз.
До сих пор не понимаю до конца как формируются на тонком плане такие вещи: я ли пришла к этому проекту или же этот проект пришел ко мне…
— Я думаю, чтобы узнать Марию Матвееву, надо просто посмотреть эти клипы и увидеть, что она внутри из себя представляет.
— Да, я согласна, эти истории, песни, тексты, клипы идут изнутри, и они полностью резонируют с моим восприятием реальности.Те моменты, которые остались нераскрытыми, то, что осталось за кадром, мне бы хотелось рассказать в новом театральном, возможно, кинематографическом преломлении.
— Значит расскажешь… Но вернемся к рубрике, она и с Омском связана. Вот ты омичка и уехала из Омска. Почему?
— Стало тесно в профессиональном плане, надо было расти дальше и повышать свой профессиональный уровень. После окончания музыкального училища имени Шебалина я отправилась в Москву. Все вокруг твердили, что нужно обязательно ехать в столицу, но эта идея не вызывала резонанс во мне. Я, конечно, поехала поступать сразу в 2 вуза: РАМ им. Гнесиных и консерваторию имени Чайковского, и меня брали везде.
Но неожиданно я получила предложение от губернатора Югры Александра Васильевича Филипенко, который уже был знаком с моим творчеством по моему первому альбому «Время Роз». В Ханты — Мансийске открывался филиал академии имени Гнесиных и туда пригласили лучших педагогов со всей страны. Я с легкой душой приняла его предложение об обучении в Ханты -Мансийском филиале РАМ им. Гнесиных и на определенный период переехала на Север. Здесь я познакомилась с культурными и этническими традициями народностей Ханты и Манси, именно здесь и произошло мое знакомство с уникальной югорской сказительницей, хранительницей традиций народа Ханты Марией Кузьминичной Волдиной, которая стала впоследствии главной героиней первой главы Сибирских Историй, песни Двое.
В Ханты-Мансийске на одном из вокальных конкурсов меня заметил знаменитый вокальный педагог из Москвы Дмитрий Юрьевич Вдовин, который сказал, что у меня западный голос, идеально подходящий для исполнения музыки Моцарта, Генделя. И пригласил меня на стажировку в Италию. Там на меня обратил внимание маэстро одного из главных оперных театров Италии, Венецианского театра La Fenice Стефано Джибеллато.
Он пригласил меня продолжить мое вокальное обучение в консерватории Венеции «Benedetto Marcello» и начать оперную карьеру на итальянской оперной сцене.
Позднее, после определенного времени, проведенного вдали от дома, и раскрылась моя любовь к Родине. Когда я приезжала домой, то радовалась звукам родной речи. Меня радовало и наполняло все: запахи, звуки, люди, наши обычаи, посиделки в лесу у костра. Я оценила по-настоящему то, как мы умеем ценить и радоваться простым вещам.
И в какой-то момент я осознала, что все те знания, тот профессиональный опыт, который я получила там, я должна транслировать сюда, в место, где я родилась.
— Я так понимаю, что любовь к Омску ты особо прочувствовала, когда от него ушла. А назад не думаешь возвращаться?
— Мысли мелькают.
— А как ты считаешь, город живой организм?
— Да, конечно.
— У каждого человека есть что-то свое, сакральное. А у Омска есть своя сакральность?
— Есть однозначно, как и карма. И люди не случайно рождаются и приезжают в этот город. Каждый город имеет свой код, который объединяет. Омск, говорят, инертный, вязкий, как болото. И мне кажется, те, кто пробивает эту среду, не идут в позицию жертвы, не прогибаются под нее, а прорастают сквозь…
Я сама очень долго находилась в позиции жертвы. Мне казалось все виноваты кроме меня. А потом, в какой-то момент я поняла, что окружение — это наши кармические зеркала, наши учителя, благодаря которым мы становимся теми, кем должны быть. И город тоже выполняет данную функцию.
Сама среда и есть сакральность.
— А что для тебя является символом Омска?
— Звук Ом. Я всегда шучу и пропеваю ОММММск. Занимаясь голосовыми практиками, я не могу не обратить свое внимание на сакральный звук ОМ, это мантра высшего энергетического центра, которая соединяет Человека с Божественным началом, напоминая нам о том, что в каждом из нас есть Божественная искра. Это тоже определенный звуковой код, который, на мой взгляд не случаен и призывает нас к пробуждению нашей осознанности.
Еще слияние двух рек: Иртыш и Омь — мужская и женская ипостаси, которые соединяются в одно целое.
— Я так понимаю, что для тебя знаки и символы, это не здания и сооружения, а нечто природное?
— В первую очередь это природа, места силы, которых в Омской области много и они наполнены энергетически. Ну и, конечно, места, где я провела свое детство. Прежде всего, это 21-я Амурская, где жила моя бабушка Мария, учитель географии и астрономии, которая и привила мне любовь к музыке, литературе, искусству, научила ценить природу, развивала мою наблюдательность и трудолюбие.
Иногда я приезжаю туда и будто в воздухе улавливаю запахи из прошлого.
— Мария, ты посетила много стран, бываешь в разных городах России. Как ты считаешь, какой город мог бы претендовать на духовную столицу. Давай про Россию, конечно.
— Омск имеет определенную миссию, это точно. Для меня Сибирь многолика: это и Омская область и Югра, и Алтай, и Красноярский край, Тобольск, Тува… У нас много прекрасных мест. Для меня это однозначно зона Сибири, это очень сильное место, особая земля с особой миссией. Дух — это Сибирь.
— А в твоей жизни было что-то такое сакральное, загадочное, волшебное?
— Много было случаев, они и сейчас постоянно происходят. Сколько я себя помню с детского возраста, мне всегда было важно постичь метафизическую суть. Для меня было явно, что помимо физических предметов существует иной мир. Я его не видела, но явно ощущала. Было, да и сейчас есть, ощущение, что я его знала, но кто-то сделал так, что я его забыла.
Случаев было много. Да вот даже последний, с камнем, о котором говорила выше.
В большинстве своем люди вообще не понимают, что есть грань между мирами, но бывают такие моменты у человека, критические, выживает, например, в автокатастрофе или когда рядом человек умирает и дыхание того мира ощущаешь. Когда близко со смертью соприкасаешься, эта грань чувствуется. Или у меня такое было осознание когда я родила ребенка. Через меня мощный поток прошел, и меня как будто подменили. Я прекрасно понимаю людей, которые находились в состоянии клинической смерти. У них вся «шелуха» в момент слетает.
Когда это рассказываешь — не понятно. Это пережить надо, и тогда понимаешь, что имеет ценность, а что нет.
При создании Сибирских историй вот еще какая мысль меня вела. Что останется после меня, ведь мы не вечны. Что я вообще, в этом воплощении, реализую?
— Мария, общаясь с тобой я понимаю, что «дури» у тебя достаточно. Ты успеваешь вести программы на телевидении, детей учить, ставить голос, вести радиопередачи, играть на сцене, давать интервью, снимать клипы и… и… и… такой многогранный человек. У меня такое впечатление, что с твоим приездам Омск встряхнулся немного по крайней мере в определенных средах.
— Многие говорят мне об этом, что я их активирую, мотивирую на новые свершения, заряжаю как батарейка. Да, я и сама это замечаю. Если человек оказывается в моем поле и, допустим, он долго на что-то не решался, то после встречи со мной, он будто через какую-то грань переступает и дальше идет к своей реализации. После моих мастер-классов таких случаев очень много. Люди сомневаются, а я им говорю, что вы можете и вы сделаете. И вот они идут и делают.
— По идее это и есть суть женщины, просто многие про это забыли. Благодарю, Мария, за интервью и последний вопрос: что бы ты хотела пожелать нашим читателям.
— Прежде всего, я бы пожелала омичам не сравнивать Омск с другими городами. Сравнение всегда отнимает силы. Каждый человек, как и город, уникальны. Так, например, европейцы особенно не стремятся в столицу, а, наоборот, занимаются развитием каждый своей области.
Поэтому желаю всем ценить свою Родину, не забывать о своих корнях, о предках, направлять силы и энергию на развитие нашего города. Поддерживать друг друга и гордиться тем, что вы Сибиряки.
Об авторе: Никитенко Андрей Алексеевич в прошлой жизни предприниматель. Семь лет практически жил в Китае и Тибете. Организатор диких экспедиций в Южную Америку, Африку, плато Путорано. Основатель первого природного града Азграда.
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «ПЯТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ»:
- Анатолий Коненко: «Омск невидимой нитью связан с египетским Люксором, китайским Порт-Артуром и нашим Сургутом»
- Павел Данилов: «Она родилась легко, за вечер, как будто кто-то нашептал»
- Павел Кручинский: «Существует всего две окраски, остальное все производное от них, это Любовь или Страх. Выбор за вами»
- Андрей Юдин: «У меня в задачах создать в Омске «Парк ваятелей», уникальное для России место»
- Проповедник Русской Бани Евгений Чуприн: «Мой Омск содержит в себе контрасты, крайности и баланс»
- Андрей Никитенко — Николаю Емелину: «Я слышал, тебя Александра Пахмутова усыновить хотела?»
- Виталий Никитенко: «Если не будешь видеть Знаки на дороге своей жизни, у тебя заберут Права»
- Роман Семенов: «Я бы хотел, чтобы мы взбивали сметану в масло здесь, в Омске»
- Философ Малявин о себе: «Искатель правды жизни, странник внутри и вовне себя, опирающийся на знания Востока»