Представители от непосредственного собственника исторического комплекса Сибирского Кадетского корпуса на глаза инициативной группе показываться, видимо, не решились.
На прошлой неделе в облправительстве прошла встреча инициативной группы защитников «священных стен» старого Кадетского корпуса на Ленина, 26 с руководством регионального Минкульта в присутствии замгубернаторов Алексея Ромахина и Олега Зарембы. Был на совещании и новый глава омского департамента имущественных отношений Евгений Романин.
В инициативную группу, напомним, вошли представители омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Сибирского казачества и ветеранских организаций, бывший директор «кадетки», Герой Советского Союза Николай Кравченко, а также выпускники корпуса.
Чиновники пообещали, что организуют осмотр исторического комплекса и впустят общественников в главный корпус омской «кадетки». Также была достигнута договоренность о полном инструментальном обследовании здания, поскольку признавшая аварийным памятник федерального значения экспертиза, проведенная, якобы, по заказу мэрии и предупреждающая о «лавинообразном обрушении» корпуса, едва ли может считаться законной.
Разрешение на обследование Минкульт, ответственный за сохранность исторического наследия, не давал, техзадание никто не получал, да и вообще, относительно Кадетского корпуса в ведомство обращений никаких не поступало.
ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ:
Обозрение «кадетки» было назначено на пятницу, 22 декабря в 14:30. Возле КПП, где до сих пор «на посту» бронзовый кадет, который был установлен в 2016 году, к обозначенному времени начал собираться народ. Приехали даже телевизионщики с камерой от омского Обкома КПРФ. Но начальство, как всегда, «задерживалось»… В разношерстной толпе мерзли на зябком ветру с Иртыша ветераны, казаки, чиновницы из минкульта, реставраторы, журналисты и члены ВООПИК.
Руководство «объявилось» только спустя 40 минут.
Сначала черная «Тойота» привезла господина Ромахина, а вместе с ним «материализовались» министр культуры Юрий Трофимов и Олег Заремба.
От депимущества омской мэрии, официального «хранителя» городской собственности, почему-то «посланцев» не нашлось. Видимо, градоначальник решил, что это необязательно.
От реставраторов был директор омской компании ООО «Трестстрой-2000» Алексей Шемберко, решивший лично оценить состояние здания и, так сказать, «масштабы бедствия». Он, кстати, пока ожидалось начальство, в шутку предложил девушке из минкульта «забрать» за 10 тысяч рублей аварийный корпус и провести в нём реставрационные работы за свой счёт, коль уж у собственников памятника культуры нет на это средств. Посмеялись.
Однако с приездом высокого начальства осмотр Кадетского корпуса так и не начался. Охрана отказалась впускать даже «делегатов» от регионального правительства, заявляя, что команды такой не поступало.
Между тем, к воротам КПП подкатила белая «Волга» с бравыми ребятами в салоне — сотрудниками ЧОПа, которые скрылись за дверями проходной.
Ромахин ещё раз пообещал присутствующим, что никаких решений по судьбе «кадетки» без учёта мнения общественности принимать не будут:
«Мы объявим тендер, пригласим туда все заинтересованные компании, проведем обследование. Если оно (здание) будет признано аварийным, мы будем понимать масштаб бедствия и искать деньги для приведения в соответствие. Если оно будет признано не аварийным, пригодным к эксплуатации, у нас будет заключение (экспертизы), мы, опять-таки, с привлечением вас, в том числе, и ряда других общественных организаций, будем вместе обсуждать, как быть с историческим зданием. Ещё раз повторю, никакой стройки здесь нет и не планируется».
И напомнил, что пока сохраняется угроза обрушения, лучше бы не бродить по корпусу толпой из 20 человек, а запустить по представителю от каждой группы. Люди возмущались, Заремба успокаивал собравшихся, отвечал на вопросы. Ещё минут 15 выясняли, кто же должен позвонить охране, чтобы «делегацию», наконец, впустили.
В итоге «отмашку» соизволила дать директор «Центра содержания и хранения имущества» Жанна Мещерякова, массивная створка ворот «отъехала», и толпа неспешно потянулась внутрь.
По случаю приезда «гостей», на территории Кадетского корпуса даже почистили снег.
Пока народ ждал «приглашения», за воротами работали тракторы.
Вид с площади на заснеженный Иртыш открывается шикарнейший, но панораму заметно портит одинокий высотный «новодел» на Иртышской набережной, чье строительство, вероятно, и сыграло «злую шутку» с состоянием исторического «соседа» постройки царских времен.
«Делегатов» запускали «со двора». Решено было начать с осмотра спального блока.
В здании очень холодно.
Затем, бродя по этажам из помещения в помещение, понимаешь, почему — отсутствуют большинство радиаторов. Причем, в этой части корпуса они алюминиевые. А под пустующими петлями батарей ржавые высохшие лужи.
Говорят, это следы разморозки. Но неужели же лопнуло сразу столько штук?
Наскоро закольцованная система, видимо, подключилась в экстренном режиме, только чтобы запустить контур. При этом какие-то радиаторы, скорее всего, были установлены недавно — на стене осталась гарь от сварки.
В учебном блоке висит ещё советская «чугунка», поэтому здесь заметно теплее. Но, тем не менее, стоит ярко выраженный запах сырости и гниющего дерева. В некоторых комнатах на паркете ещё не высохла вода — местами протекала крыша.
Коричневые пятна на паркетной доске «обжила» плесень.
И, в целом, атмосфера в здании напоминает брошенные дома Припяти.
Складывается такое ощущение, что бывшие «постояльцы» собирались в спешке: забытые фотографии, плакаты, повсюду — обрывки документов, мусор, грязь, а в одном из залов одиноко пылится новенькая лакированная туфля, потерянная курсантом.
Сохранились великолепные люстры и лепнина, но возле окон из-за сырости расползается штукатурка.
Жизнь покинула старинное здание, в котором на протяжении двух столетий обучались настоящие орлы русского воинства.
Если говорить об аварийности, то трещины действительно были замечены на некоторых стенах. Многие из них помечены «маяками» из малярного скотча.
Пока бумажные ориентиры целы, — а это значит, дальнейшего разрушения не происходит.
В подвальных помещениях со «средневековыми» сводами сохранились зольники топочных, которые использовались для печного отопления Кадетского корпуса и стены монолитны, без разрывов.
Конечно же, одна из основных целей «экскурсии» состояла в поиске тех самых выпиленных лестничных пролетов. Внимание общественников на втором этаже учебного корпуса привлекла заколоченная дверь.
Решили зайти с третьего этажа — там-то и обнаружилась «главная улика» — всё, что осталось от чугунных маршей с металлической чеканной плиткой.
Кто-то разобрал по меньшей мере два пролета пожарного выхода, из-за чего оценить весь масштаб разрушения не представилось возможным — слишком опасно.
Напомним, в августе омское отделение ВООПИК пожаловалось в Минкульт на хищение из «кадетки» чугунных плит лестничных пролетов, металлической напольной плитки и радиаторов отопления, в следствие чего ведомство инициировало срочную проверку.
Мэрия тогда «открещивалась» от скандала, заявляя, что лестницы разобрали для ремонта других пролетов, а бывший глава ДИО Дмитрий Махиня и вовсе обвинил журналистов в попытке дискредитации его кандидатуры перед выборами в мэры Томска.
ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ:
- Вице-мэр Махиня, пристроивший начальником АХО братца-жулика, теперь разыгрывает из себя невинную жертву. Почему?
- «Всё украдено до нас»: в омской мэрии не признают факт пропажи старинного чугуна из «Кадетки»
- Хищение из омской «кадетки»: очередные «проделки» брата вице-мэра Махини, экс-начальника АХО Захарова?
Однако. Никаких доказательств (фотографий, документов?) ни депимущества, ни горадминистрация предоставить не смогли. А лестницы разобранные и пропавшие радиаторы — вот они.
Правоохранители, кстати, заинтересовались этой историей только сейчас. Но в этом как раз, зная нравы наших силовиков, ничего удивительного нет.
Охранник, сопровождавший группу общественников, рассказал, что на днях в корпус наведывалась прокуратура — зафиксировать следы отсутствия частей охраняемого памятника архитектуры. А министерство культуры подало заявление в полицию об умышленной порче имущества. Уголовное дело возбуждено, предположительно, по ч. 1 ст. 243 УК РФ «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры».
Во время осмотра исторического здания было пройдено немало лестниц, и не на одной из них не было замечено следов свежего ремонта, о котором рассказывали чиновники мэрии. На всех — одинаково старая красная предупреждающая маркировка. И никаких свежих сварочных швов. Как говорилось в известной комедии Гайдая:
«Милиция разберется, кто из нас холоп!».
Кто бессовестно врал, «обзывая» историков экстремистами, а журналистские расследования — «заказухой»…
Такое вот, в понимании омских чиновников, «сохранение» федеральных памятников.
По «горячим следам» состояние Кадетского корпуса прокомментировал председатель регионального отделения ВООПИК, архитектор Никита Шалмин:
«Ну что сказать? Приборы отопления не везде, но присутствуют следы разморозки контуров. Сейчас всё нормально. Исторический учебный корпус под теплом, в остальных помещениях — просто циркуляция. В цокольном этаже каких-то глобальных трещин не видно. Есть трещины на лестничных пролётах и в стенах. Поставлены маяки, они целые, что свидетельствует о том, что динамики пока никакой там нет.
Состояние крыши не очень хорошее местами. Естественно, обнаружили лестницу, на которой отсутствует чугун на площадках. Оправдание было такое: дескать, этот чугун пошёл якобы на ремонт других лестниц, т. к. эта лестница не рабочая, противопожарная. Но тот чугун, который лопнул или как-то его нужно было заменять, его нет».
Арина Репецкая