Наши письма в минкульт и мэрию с просьбой остановить закапывание исторических домов в Омске остались без ответа. Пытались сами вразумить дорожников — без результата. История опять приносится в жертву.
Как-то я выступал с разоблачением теории засыпанных городов. Но, глядя на работы по благоустройству в Омске, невольно станешь сторонником этой теории. На исторических улицах, где культурный слой и так уже критический для сохранения и эксплуатации исторических зданий, их продолжают закапывать.
Сейчас ведутся работы по благоустройству улицы Гусарова. На ней много таких зданий. Практически все они страдают. Под новые тротуары уходят продухи, цоколи, крыльца, окна цокольных этажей, а иногда даже первых.
Поневоле тут станешь не только «закопанцем», но и конспирологом по полной программе, потому что всё, что не удаётся закопать, уничтожается.
А потом начинаются разговоры, что нашу историю умышленно уничтожают, чтобы скрыть… Например, нижняя ступень крыльца на Гусарова, 16, была каменной. Она пролежала там больше ста лет, с постройки дома и была интересна тем, что изготовлена по технологии лещадной обработки камня. В 19 веке не было возможности его пилить. Но задачу получения каменных блоков и плит решали путём раскалывания камня. Предки умели это делать легко и качественно. Конечно, плиты получались не идеально гладкие.
Но для крыльца на улице и не нужна гладкая плита.
Сейчас конспирологи будут рассказывать, что наши предки не могли обрабатывать камень и этим занимались только инопланетяне, а мне нечего будет предъявить, чтобы их опровергнуть. Ещё конспирологи расскажут, что камень доставляли на вайтманах, а на этом камне я мог показать, что его сплавляли на дощаниках вниз по Иртышу из нынешнего Казахстана, потому что он соответствовал определённому месторождению.
Но эту плиту вывезли в мусор, и теперь рассказывать не о чем. Чем она помешала — внятно не объяснили.
На закапываемых домах не делается гидроизоляция. Через плиточные тротуары вода будет впитываться под стены.
Раньше система благоустройства была другой.
Тротуары шли ниже проезжей части, а вдоль дороги шли открытые водосточные канавы. Сейчас тротуары поднимают выше проезжей части, водосточные канавы закапывают, а ливнёвку не делают. Чтобы вода не заливалась с дороги во дворы, на въездах делают валик, но при этом вода не вытекает из дворов. На Гусарова такая же ситуация. На нечётной стороне водосточная канава шла в виде ложбины на обочине, и она хорошо справлялась.
Теперь её засыпали, вода будет стекать по проезжей части. В хороший дождь это будет проблемой.
На чётной стороне, на небольшом участке, где исключительно исторические дома, вынуждены сохранить водосточную канаву, иначе дома нужно закопать сразу на полметра. На других участках тротуары поднимаются на 20-30 сантиметров.
При современном благоустройстве отсчёт идёт от проезжей части. На ней срЕзали 5 сантиметров асфальта, а уложили 11 сантиметров, то есть подняли на 6 сантиметров. Тротуар по современным требованиям должен быть на 15 сантиметров выше проезжей части. А раньше он чаще был ниже. Вот и 20-30 сантиметров подъём тротуара. Вроде всё по СНИиПам, по ГОСТам, только дома закопали.
Наши письма в минкульт и горадминистрацию остались без ответа. Пытались сами вразумить дорожников — без результата. Так что опять история приносится в жертву.
Можно, конечно, лечь под каток (дорожный и административный), но это их не остановит.