Как сообщал БК55, бывшего омского журналиста Кинеса Кизиитова источники «Новой газеты» обвинили в том, что он является куратором проекта, в котором наемные интернет-тролли за деньги активно пишут хорошие комментарии в поддержку Владимира Путина и выступают против оппозиции. Сам Кизиитов это категорически отрицает. БК55 решил разобраться в ситуации поподробнее и еще раз предоставил слово экс-омичу, ныне занимающему пост генерального директора аналитического агентства «Апостол Медиа Ресерч».
- Кинес, расскажи, как складывался твой профессиональный путь после отъезда из Омска?
- С удовольствием. Я рад, что бывшие коллеги интересуются моей биографией даже на фоне причины, вызвавшей такой интерес. Восемь лет назад я уехал из Омска, поставив жирную точку в карьере промоутера и арт-продюсера. Читатели «Бизнес-курса» наверняка помнят Международный фестиваль современного искусства «Поворот», который я организовал в 2006 году. По данным омских чиновников, это было крупнейшее событие в таком формате за всю историю города и самый долгий фестиваль такого рода в Европе – он длился 32 дня без перерыва.
- Ты извини, конечно, но я бы на твоем месте не стала обольщаться.
- Моя команда действительно сделала невозможное, поэтому такая оценка нам тогда понравилась. Но, конечно, ориентироваться на слова омских чиновников… В общем, где-то за полгода до этого фестиваля я осознал, что масштаб моей деятельности стал ограничиваться рамками города. А в Новосибирске тогда активно организовывал синонимичные моим проекты искусствовед Владимир Назанский. На пике популярности был театр современной хореографии «Вампитер» Кати Басалаевой. Раскручивались новые звезды этно-музыки – трио «Седьмое небо». Не говоря уже о звездивших тогда «Синих носах» и «Монстрации» Артема Лоскутова и т.д.
- И ты, как и многие омичи, уехал в Новосибирск.
- Да, и первым делом в Новосибирске я пришел к моему коллеге Алексею Казаринову, известному ивент-менеджеру, с которым познакомился на его этно-фестивале «Живая вода», в котором ранее участвовал как музыкант. Он предложил провести несколько проектов в городской среде, и я согласился. Новосибирск кардинально отличается от Омска – как в плане искусства, так и в плане отношений между людьми. Если там создается рок-группа, то сразу – с мечтой покорить планету. У них тут же появляется продюсер, свой сайт, записи в профессиональной студии, концерты в рок-барах и т.д. В Омске такого уровня промоутинга достиг лишь десяток групп за всю историю. Мой «Патефон Сквер» - полная библиотека омского рока, так как хранит записи и фото от всех крупных коллекционеров, покинувших город за последние десятилетия. Так вот, в ней – лишь сотни полторы рок-групп за полвека. А в Новосибирске на тот момент было едва ли не тысяча действующих команд! И такой бум – в каждой сфере. Я как будто бы попал на Вудсток.
Позже коллеги познакомили меня с Борисом Комаровым, у него я научился той «социальной ответственности» бизнеса, о которой часто писал в бизнес-издания раньше. Борис был тогда практически монополистом в радиосегменте и задумывался о смежных отраслях. Он узнал о моем опыте и пригласил на стартап – открыть коммуникационное агентство в сегменте BTL. Кроме того, я модерировал несколько международных медиасообществ в набирающих тогда популярность соцсетях. Так я находил полезные связи. Там, к примеру, я познакомился с главным редактором журнала Discovery, в котором позже публиковал статьи о своих путешествиях. А когда стартап был сдан и агентство вышло на рынок, аналитический журнал о бизнесе Status пригласил меня возглавить региональную сеть.
- Но тут начался финансовый кризис.
- За полгода до него акционеры ИД, издававшего этот журнал, решили открыть московский офис, для этого им пришлось вывести все деньги из филиалов. О региональной сети Stаtusу пришлось забыть. Но начало 2008-го было очень активным в медиасфере – крупнейшие федеральные ИД искали рынок в регионах. Так я оказался в РБК. Вскоре моя деятельность вышла за рамки журналистики, мы продумывали бизнес-план открытия филиала или получения франшизы на весь пул изданий РБК в Западной Сибири. И вот тут-то как раз и ударил кризис. В общем, в конце концов я переехал в Москву. В московском РБК меня приняли радушно – главред журнала Владислав Серегин давно звал меня в столицу. Скоро я понял, что сидеть в редакции на пятой точке весь день – не для меня. Десятки изданий звали меня как отраслевого эксперта и обозревателя, и даже когда я решил оставить журналистику, еще год или полтора активно в них публиковался. Моя гордость – авторская колонка в аргентинской «Российской газете», где я писал о российской экономике и геополитике на испанском.
- Как же ты все-таки оказался в «Апостол Медиа Групп»?
- Я часто бывал на бизнес-форумах и однажды встретился там с нашим земляком – Сергеем Бабуриным, тогда еще – ректором РГТГУ. Он познакомил меня с коллегами, которым требовалась профессиональная аналитика. Я увидел совершенно новые возможности в этой нише. И стал брать на подряд различные проекты. В частности, я готовил аналитический доклад для правления Торгово-промышленной палаты РФ с участием ведущих экспертов в области конвергентных СМИ, аналитические материалы для Национального конгресса «Модернизация экономики России» в 2011 году. Я уже подумывал открыть свое аналитическое агентство, когда узнал, что такое существует у Тины Канделаки. Так я и попал в «Апостол».
- Расскажи поподробнее, чем конкретно занимается компания, в которой ты сейчас работаешь?
- Медиа-аналитикой. На мой взгляд, медиа-аналитика – это журналистика 2.0 - она дает возможность увидеть весь спектр мнений относительно интересующей вас темы. К примеру, когда я работал в РБК и писал статью, скажем, о геополитических процессах в Арктике, то мог себе позволить дать лишь пять-шесть комментариев экспертов. Формат журнальной статьи не позволял сделать больше. А медиа-аналитика дает возможность показать все комментарии экспертов на эту тему, вообще все, которые выходили в СМИ или в интернет-источниках за весь исследуемый период! Это эффективнейший инструмент для оценки PR-кампаний и работы пресс-служб. Теперь есть качественный критерий эффективности такой работы. Это медиа-индексы, измеряющие вес или, другими словами, влияние публикации на аудиторию. Сюда входит как непосредственно аудитория, прочитавшая статью, так и семантические параметры – стиль, тон, формат статьи. С помощью медиа-индекса можно в режиме реального времени отслеживать работу пиарщиков. А для крупнейших публичных компаний это очень важно. Ведь бюджеты на пиар у них исчисляются миллионами в год.
- Кто является владельцем «Апостол Медиа Групп»? В СМИ была озвучена информация, что компания связана с известной пропутинской журналисткой Тиной Канделаки.
- Это не секрет. Компания, которой я руковожу, входит в группу «Апостол», совладельцем которой действительно является Тина Канделаки.
- Ты лично знаком с г-жой Канделаки?
- Конечно, мы еженедельно встречаемся на «летучках», с которых она периодически выкладывает фото в свой инстаграм – там вы можете найти и меня, если постараетесь. За два года работы с Тиной Канделаки я не перестаю ей удивляться. Мы ведь всегда помним звезд по их публичным проектам, поэтому в нашем сознании Тина – журналистка с высокой скоростью речи и ведущая интеллектуальных ток-шоу. Однако в бизнесе она – подлинная бизнес-леди, эффективный менеджер и мудрый руководитель. Хотя когда она довольна командой, «летучка» превращается в ее фирменное ток-шоу, и мы снова видим перед собой не просто руководителя, но – звезду экрана. С ней очень легко работать. И она очень увлечена технологиями, которые мы используем в аналитике, так что у меня нет сомнений в большом будущем этого направления бизнеса под ее началом.
- Можешь ли ты назвать клиентов вашей компании? Есть версия, что услуги фирм, подобным вашей, нужны сегодня только Кремлю.
- Конечно же, Кремлю такую аналитику иметь не мешало бы. Но пока, насколько я знаю (отрасль ведь узкая), Кремль пользуется аналитикой компании «Медиалогия». Однако наша система мониторинга более прогрессивная и технологичная. Возможно, мы решаем разные задачи. Мы действительно предоставляем клиентам не только мониторинг в онлайн-режиме, но и качественный медиа-анализ. Поэтому к нам обращаются крупнейшие частные компании страны. К сожалению, я не могу озвучить их, так как связан соглашением о неразглашении.
- Можешь озвучить финансовые показатели компании?
- По оборотам группа «Апостол» входит в топ-10 российского рынка коммуникационных агентств.
- Чем ты можешь объяснить тот факт, что источники "Новой газеты" в качестве главного "путинского тролля" назвали именно твою фамилию?
- Увы, объяснить это я не могу. Мое предположение, что это - фантазия человека, для которого медиа-аналитика и комментарийная активность в блогах (SMM) – одно и то же. Учитывая тот факт, что в статье «Новой» ошибки есть также во всех названиях компаний в моей биографии (а они находятся в открытых источниках и прописаны в моих аккаунтах в соцсетях), это может быть подтверждением моей теории.
- Кстати, каковы на самом деле твои политические взгляды? Как ты относишься к Владимиру Путину?
- Я никогда не примыкал ни к какой партии и не разделял ничьих политических взглядов. Это всегда была моя открытая позиция. Я гуманист прежде всего. Также я сторонник свободного рынка – но с сильным и качественным его регулированием. И еще – в силу профессии – я за свободу слова. Что характерно, в компании «Апостол» никогда не спрашивают сотрудников о политических взглядах. Здесь бок о бок трудятся как центристы, так и либералы. Даже хипстеры… Единственное, кого нет – это выходцев из рядов Росмолодежи. Очень уж у них агрессивные методы работы, в «Апостоле» такого не любят.
- Насколько серьезный ущерб твоей репутации нанесла, по-твоему, публикация в "Новой газете"?
- Она вызвала скорее у меня недоумение, чем нанесла какой-то ущерб. После публикации мне написали сотни моих друзей и коллег, и все выразили поддержку и разделили мое недоумение. Ни один не спросил: «Кинес, а это правда?». Так же, кстати, как и ваши читатели – я почитал комментарии к статьям и хочу сказать спасибо всем тем, кто решил меня поддержать.
- Источники БК55 вменили тебе еще и сотрудничество с ФСБ.
- Я не знаком с отставным фээсбэшником и коммунистом Олегом Денисенко, как написал БК55, и вообще не уловил, к чему это было написано. «Источник», видимо, ошибся. Я хорошо знаком с другим Денисенко - Сергеем Павловичем, моим коллегой по цеху как писателей, так и журналистов. Что же касается ФСБ и прочих силовых ведомств, то могу сказать, что в РБК писал статьи, для которых брал комментарии у членов элитных подразделений и ветеранов боевых действий из различных силовых структур. В частности, моя статья про частные военные компании вышла в наш внутренний эрбэкашный топ лучших публикаций, и я даже получил за нее премию. Так что «связей» у меня можно найти достаточно, только они все сугубо профессиональны и касаются только журналистики. В Омске же с сотрудниками ФСБ я не сталкивался – по крайней мере, открыто мне никто не представлялся и корочек не показывал. Кстати, как и с депутатами КПРФ – региональная политика меня очень мало интересовала всегда. А вот губернаторский корпус – да. Я делал интервью с рядом губернаторов, о чем БК55 также упомянул в той статье.
Наталья Николаева