Если омичи думают, что храмы в Омске сносили только при советской власти, то они ошибаются. В последний раз православный храм у нас снесли в 2012 г. Правда, не все это поняли, хотя я пытался тогда объяснить, что же происходит. Сейчас решил еще раз напомнить.
Речь идет о церкви при больнице для душевнобольных на ул. Лесная (Вавилова). До последнего времени это здание знали как ДК «Металлист». В советское время всех убеждали, что здание было построено в 1925 г. и было первым в городе рабочим клубом, построенным при советской власти. ДК действительно был уникальным образцом конструктивизма в его раннем, но уже зрелом виде. На самом деле в 1925 г. была реконструкция здания, после которой оно изменилось до неузнаваемости, но некоторые специфические детали все равно выдавали в нем перестроенный храм, и для специалистов это было очевидно. Главной такой деталью был входной тамбур «Металлиста». Он являлся ни чем иным, как алтарной апсидой церкви. Его ориентация на восток строго соответствует церковному канону. К тому же мягкая форма и небольшой масштаб явно диссонировали с прямолинейным, монументальным зданием «Металлиста». Даже у тех, кто не знал о церкви, подсознательно возникало ощущение, что этот тамбур не отсюда. Но те, кто знал историю здания, понимали, что так случилось вынужденно. В 1925 г. жили не настолько богато, чтобы, как в «Интернационале», все разрушить до основания, а затем... строить заново. Основание осталось. До какой отметки здание было разобрано, осталось неизвестным. При сносе мне не дали его обследовать. Вообще, снос был окутан тайной, как будто там находился секретный объект. Может, это не случайно - ведали, что творят. В 1925 г. старое здание частично использовали, видимо, из сугубо экономических соображений, но в этом был и глубокий смысл - новую жизнь строили на старом основании.
Еще в бытность ДК «Металлист» мне доводилось бывать в здании, в том числе и в цокольном этаже. Как инженеру-строителю мне было очевидно, что здание строилось разновременно. Конструкции цоколя и верхних этажей кардинально отличались. В цоколе перемычки были клинчатые лучковые, а перекрыт он был сводом Манье. На верхних этажах и перемычки, и перекрытия были монолитными. Каждое из этих решений характерно для своего времени - для начала 20 в. и для 20-х годов. Кстати, у здания уцелела одна стена, общая со спорткомплексом, на которой можно увидеть эти различия. Как правило, если здание строится единовременно, то конструктивные прицепы в нем одинаковые на всех этажах, иначе делать нецелесообразно. Хотя бывают редкие исключения, но здесь разница вопиющая.
Больница с церковью была уникальным комплексом. Церковь была встроена в него. Но это была не просто домовая церковь. Это был полноценный храм, к которому примыкают больничные палаты. В эпоху всеобщей религиозности единственным средством лечения души было слово божие. Это при безбожниках души стали лечить химическими препаратами. Многие душевно больные не имели социальной адаптации, поэтому хоронили их за казенный счет здесь на кладбище при больнице. Тем более что в начале 20 в. это место было городской окраиной, земли хватало. Позже, в советское время, на месте кладбища устроят открытый стадион, а сейчас велотрек.
Вообще, на этом месте, как в зеркале, отразились изменения общественного сознания за 100 лет. Если в начале 20 в. приоритетами были душевное и духовное здоровье общества и помощь нуждающимся, то в советское время на смену пришло промывание мозгов и увеселение. Но, по крайней мере, людям давали пищу для ума, внедряли в сознание какие-то идеи, основанные на идеалах справедливости. Давали пищу для души, основанную на идеалах прекрасного. Церковь, хотя и перестроили, но не снесли до основания. Кладбище хоть и ликвидировали, но не застроили.
В наше время «Металлист» снесли, и ладно бы под застройку, а то просто под автостоянку, а на кладбище построили велотрек. Когда крутим педали, ни о чем думать не нужно - ни самому спортсмену, ни зрителям. Спорт порождает страсти, он не дает пищи для ума, он не внушает никаких идей. Понятно, что спорт лучше наркотиков. Но это вещи одного порядка. У обоих задача вызывать прилив страстей только разными средствами. Здоровья спорт тоже не дает. Его дает физическая культура. Но она не имеет отношения к спорту. У них разные цели. В физической культуре нет соперничества. Для нее велотрек не нужен. Для нее нужно ездить на велосипеде по улицам.
Вывод всего сказанного прост - за последние 100 лет духовные потребности подменили страстями, и для этого попрали все нравственные нормы.