Новый «нерв» дела Гамбурга, по выражению его адвоката Олега Любушкина, – информация о скотомогильниках на месте проданных чиновниками участков, по мнению некоторых наблюдателей, есть не что иное, как еще одна грамотная операция правоохранителей против некогда очень влиятельного чиновника.
Напомним, 13 августа, при рассмотрении ходатайства Следственного управления СК РФ по Омской области о продлении срока ареста первого заместителя председателя правительства Омской области Юрия Гамбурга его адвокат Олег Любушкин потребовал приобщить к материалам дела документы, полученные в ходе адвокатского расследования. Сутью новой информации было то, что на землях в Чукреевке, продажа которых по заниженной цене вменяется в вину его подзащитному, находились скотомогильники, а значит, они категорически не подходят для строительства. Поэтому защитник потребовал начать следствие заново, а Юрия Гамбурга выпустить под залог.
Однако добиться освобождения чиновника из СИЗО не получилось, а вот возобновить расследование удалось, хотя и не сразу. В СМИ информацию о возобновлении следствия Любушкин подавал как пусть небольшую, но победу защиты. Однако некоторые эксперты, не пожелавшие называть своего имени, уверены в обратном.
«Еще когда Меренков (Вадим, бывший заместитель министра имущественных отношений Омской области) был в Омске, он при разговоре намекал, что у них в известном деле на крайний случай есть еще не разыгранный козырь, думаю, речь шла именно о информации про скотомогильники», – поделился с журналом «Бизнес-курс» один из бизнесменов.
С точки же зрения опрошенных нами опытных юристов, поведение защиты Гамбурга в этой ситуации выглядит нонсенсом.
«Любой студент 3-го курса юрфака знает, что на заседании суда по поводу меры пресечения оспаривать обвинение по существу – занятие абсолютно бессмысленное, – рассказал «БК» один из омских адвокатов. – Это просто юридическая аксиома, подкрепленная многолетней практикой, закрепленная решениями трех (!) Пленумов Верховного суда. Ведь, если бы было не так, то зачем тогда вообще проводить суд по существу дела, если его решение фактически будет предрешено в инстанции, рассматривающей вопрос о мере пресечения? На заседании суда о мере пресечения на судью воздействуют только аргументы по сути его вопроса: есть ли у подсудимого возможность сбежать, может ли он давить на свидетелей после освобождения и т.д. Поэтому все стенания Любушкина, мол, он очень надеялся на положительный исход этого заседания, что он очень расстроен, выглядят очень странно просто потому, что реально надеяться ему было не на что».
Эксперты считают выброс «скотомогильного козыря» не только, мягко говоря, нерациональным поступком, но и большой ошибкой защиты Гамбурга.
«Защита Гамбурга информацию о возобновлении следствия подавала как свое достижение. Но так ли это на самом деле? – рассуждает наш собеседник. – Лично я очень сомневаюсь в этом. Грамотный адвокат выложит все свои козыри уже на заседании суда по существу дела, когда и прокурор и следователи уже ничего сделать не смогут, только тогда он приведет и своих свидетелей, которых уже никто из силовиков не успеет «обработать» в нужном им русле. А что произошло сейчас? Защита выдала следствию всю ценную информацию и дала правоохранителям дополнительное время, чтобы поработать со свидетелями, собрать контраргументы и т.д.».
Кстати, «обработанные» свидетели (в данном случае это по большей части чиновники невысоких рангов, на которых не так уж сложно найти способ надавить) в суде будут связаны своими показаниями на этапе следствия, расписавшись за дачу ложных показаний.
Так что же это было тогда?
Версия номер один – Олег Любушкин и Сергей Бабурин допустили стратегический промах в силу недостаточного для такого громкого дела профессионализма. Возможно, им преждевременно захотелось попиариться громкими заявлениями в суде и прессе.
Совсем исключить этого, наверное, нельзя, но против этой гипотезы говорит слишком уж очевидная ошибка защиты при наличии опыта у юристов, поэтому более вероятной наблюдателям представляется вторая версия – Гамбурга и Ко в очередной раз профессионально «развели» силовики, вынудив преждевременно выложить козыри. Скорее всего, решение о необходимости появления информации о скотомогильниках было принято в самых высоких кабинетах в Омской области. И, видимо, после очередной «договоренности» с силовиками, которые пообещали, что выпустят перзама, вот только вы нам помогите, придайте делу новый оборот… Обещания, как водится в таких ситуациях, не были выполнены – и ведь никого в этом не обвинишь, не так ли?
Как рассказали «БК», сотрудники ФСБ уже давно знали о существовании тузов в рукаве защиты Гамбурга, но не знали «масть». Теперь этой «операцией» они добились всего, чего хотели. Надеяться же адвокатам на то, что дополнительное расследование приведет к более благоприятным для Юрия Гамбурга решениям, по мнению наших экспертов, как минимум наивно. Так как в этом случае едва ли не всем первым лицам омских силовых ведомств придется «снимать погоны»: столько времени держали в СИЗО невиновного первого заместителя председателя правительства!
Лучшее же, на что может надеяться Гамбург, которого, по мнению наших аналитиков, до суда ни под каким предлогом не выпустят из камеры, – это условный срок или солидный штраф. В том числе и потому, что его дело будут рассматривать подчиненные Владимира Яркового, который явно не забыл все унижения из-за известного «банного видео». Кстати, «гамбургская группировка» это вполне осознает. Как нам рассказали, сутью видеообращения Вадима Меренкова, которое он разослал по многим московским адресам еще до ареста своего шефа, была просьба – передать дело в суд другого региона. Однако попытки вывести дело за пределы Омской области не увенчались успехом как минимум потому, что закон это не позволяет.
Кстати, и заявления Олега Любушкина о том, что Вадим Меренков чуть ли не с минуты на минуту может появиться в Омске, смешат наших собеседников.
«Этого не произойдет по той простой причине, что отсутствие Меренкова – самый простой способ защиты Гамбурга. Пока Меренкова нет, на него можно валить все. Ну, а сам Вадим Александрович, увы, прошел уже точку невозврата…»