На Востоке родилась поговорка о том, что когда караван разворачивается в противоположном направлении, то отставший и хромой верблюд оказывается вдруг первым.
Нет, наше ТВ смотреть просто вредно. Сбивает с толку. Это не средство массовой информации, а исключительно механизм пропаганды, а пропаганда, как известно, далеко не всегда дружит с истиной. Иначе бы она и называлась иначе.
Мой знакомый с двумя высшими образованиями (одно – экономическое!), посмотрев вчера вместе со мной воскресный обзор с Дмитриевым Киселевым, пришел в полный восторг: Индия, оказывается, повернулась полностью к России и отказывает Соединенным Штатам ну буквально на всех направлениях сотрудничества! Конечно, это замечательно, коли так. Особенно важно это в нынешних условиях, когда наша страна оказалась в положении международной изоляции. Ведущий радостно сообщил нам о развороте России на Восток. И здесь мы якобы готовы занять вакантное место лидера и генерального производителя промышленных товаров для «отсталых» азиатских стран.
Ну, да, это именно на Востоке родилась поговорка о том, что когда караван разворачивается в противоположном направлении, то отставший и хромой верблюд оказывается вдруг первым. И вот мы, поссорившись с Западом, разворачиваемся на Восток и предлагаем себя в качестве поставщика индустриальной продукции. Мы вдруг возомнили, что Восток позабыт-позаброшен, а мы его открываем. Открыли, так сказать, Америку. Но мы сильно припоздали: мы не первооткрыватели. Та же Америка уже давно открыла для себя Азию и азиатские рынки сбыта. Наши достижения здесь намного скромнее и не потому, что мы до сих пор не обращали внимания на восточное направление. Нет, увы, дело не в том, что мы пренебрегали этим вектором: просто наши товары здесь неконкурентоспособны. Да и место лидера уже давно занято, Восток вырастил его в своей среде – это промышленный гигант Китай.
На индийском рынке сейчас господствуют изделия на все вкусы. Хотите качественное, но подороже – всегда есть предложение американской продукции. Хотите подешевле – есть буквально все китайского производства.
Потому-то на ТВ и понадобился не экономист, а пропагандист. Понадобилось значительное повышение тональности изложения информации об итогах визита в Индию Владимира Путина. Заходящийся от радости Дмитрий Киселев буквально на крике, взахлеб, сообщал нам об «открытии Индии».
И он добился своего. Телезрители остались очень довольны такими хорошими и обнадеживающими новостями. Мы-де снова утерли нос нелюбимым америкосам и захватили индийский рынок.
Но экономика – вещь серьезная и не терпящая суеты. Она развивается по своим законам и не от визита к визиту, а ежедневно. И если посмотреть на достигнутое, то товарооборот России с Индией составляет где-то 10 млрд долларов, а товарооборот Индии с Китаем 65,9 млрд, а с США – 61,5 млрд. Китайцы собираются уже в 2015 году довести этот показатель до 100 млрд долларов. Так чего шумим, господа-товарищи? Мы ведь даже в десятку крупнейших партнеров Индии не попадаем при их общем внешнем товарообороте в 764 млрд долларов. Зачем так громко? Скромнее бы надо быть. И объективнее.
Но перед нашим ТВ, видимо, и не ставится задача быть объективным. Надо так кричать с экрана, с таким торжествующим надрывом, чтобы телезритель даже и не усомнился, что мы опять впереди планеты всей (и не только в области балета).