Текущие цены на нефть выглядят катастрофическими для России. Однако мало кто помнит, что в 2000-2006 средние за этот период нефтяные цены были еще ниже, но экономика России росла, кризисом и не пахло. Почему же столь радикально отличаются ситуации 2006 и 2015 годов?
Сейчас уже мало кто помнит, что до января 2007 года цены на нефть в среднем с начала 2000 года не были выше $40 за баррель. Но те годы в России никто не считал кризисными, наоборот, первые два срока Путина получили название «тучные годы», хотя никакой тучности в плане цен на нефть первые его 6 лет и близко не было. Почему же тогда экономика России при тех $40 росла и развивалась, а сегодня мы стоим на пороге коллапса?
Госкомпании и госбанки один за другим требуют и получают от правительства огромные суммы. 100 млрд просит ОАО «РЖД», 625 млрд получила «Роснефть», после чего обвалился курс рубля, ВТБ получил 100 млрд и еще получит 150, ВЭБу дают сотни миллиардов. Куда уходят все эти деньги – загадка, но в целом причина кризиса экономики РФ кристаллизуется достаточно ясно.
Проблем, в общем-то, две, и они связаны друг с другом – это коррупция и непомерные, несоответствующие реальным возможностям страны расходы на всех уровнях, от бюджета до госкомпаний. Это то, чего не было в 2000-е, но есть сейчас. И, увы, отменить эти расходы будет очень сложно. В ТС вступили Киргизия и Армения – а это расходы. Белоруссия требует все новых уступок – расходы. Крым – расходы, Украина – расходы, газ в Китай – расходы, ЧМ-2018 – расходы, содержание раздутых министерств и ведомств – расходы. Про санкции тут даже и говорить не нужно.
А во власти у нас – обычные люди, что хорошо показывают сентябрьские-октябрьские многочисленные интервью чиновников разного уровня. Вот, например, слова замминистра энергетики Алексея Текслера, опубликованные в «Российской газете»: Нынешнее снижение цен на нефть не создает опасностей для российского бюджета. По прогнозам Минэнерго, стоимость «черного золота» в ближайшие годы будет балансировать на уровне 100-110 долларов за баррель. Точка.
А вот слова саудовского принца Аль-Валида. Он прямо сказал, что цена на баррель нефти больше не поднимается к уровню в 100 долларов, передает Bloomberg слова принца. Он также заметил, что при сохранении текущих объемов поставок нефти и низком спросе нужно ждать дальнейшего снижения стоимости топлива. И хотя БК55 недавно поймал Bloomberg на вольном или невольном, но участии в информационной войне против России, слова принца кажутся более весомыми, чем слова российского замминистра.
Как следствие шапкозакидательского подхода – отсутствие у Правительства РФ реального плана действий в нынешних условиях. Цена нефти $50 за баррель не предусматривалась в самых худших предположениях экономистов. Для новой реальности в России пока нет расчетов – бюджетные корректировки 2014 года оказались за ее пределами, пишет сегодня «Коммерсантъ».
Игорь Федоров