Появились новые сенсационные подробности обстоятельств авиакатастрофы в столичном аэропорту «Внуково» 20 октября 2014 года. Оказывается, пьяными были как водитель снегоуборщика, так и его начальник, а диспетчер-стажер даже не подозревала, что у нее творится на взлетной полосе.
БК55 уже писал о жутких параллелях между катастрофами в аэропортах Омска и Москвы, которые разделили 30 лет. В октябре 1984 года Ту-154 в Омске погубили уснувший диспетчер и мастер аэродромной службы, выведший технику на взлетную полосу, где в нее врезался заходивший на посадку самолет. Во Внуково ситуация вырисовывается очень похожей, с поправкой на то, что сотрудники аэродромной службы оказались пьяными, а диспетчер не уснул, но ситуацию, как теперь выясняется, так же не контролировал.
Как сообщает «Коммерсант», согласно отчету летной подкомиссии по расследованию катастрофы, сотрудники аэродромной службы должны были пройти медосмотр. Врачу надлежало проверить у них частоту пульса и артериальное давление, однако эту процедуру в аэропорту отменили в связи с тем, что проверка занимала много времени и могла привести к задержкам вылетов. В итоге врач ограничилась визуальным осмотром. Между тем, как считает комиссия, возможно, что уже в тот момент как минимум двое из сотрудников аэродромной службы — инженер Владимир Леденев и водитель одного из снегоуборщиков Владимир Мартыненко — были пьяны.
Как установили эксперты, колонна из трех снегоуборщиков под руководством инженера вначале работала в штатном режиме, но около 18:30 у одной из машин погнулся нож ротора, и Владимир Леденев был вынужден сопровождать водителя на базу для ремонта. Вскоре после этого у бригады возникли новые проблемы — под ротором еще одной машины оказались обломки аэродромного фонаря, который подсвечивает взлетную полосу (ВПП). В итоге инженеру пришлось вызывать к месту работ специалистов-электриков.
Именно за их «Газелью» неожиданно и двинулся снегоуборщик Мартыненко. Как установили позже эксперты, опытный водитель «потерял ориентацию в пространстве». Скорее всего, нетрезвый Владимир Мартыненко принял задние огни «Газели» за габариты снегоуборщика, за которым он должен был следовать согласно плану работ. Выехав на «крестовину» (место пересечения двух ВПП аэропорта «Внуково») и заподозрив свою ошибку, водитель остановился, развернулся, поехал назад, хотя должен был связаться с начальником. «Я полагал, что смогу найти и догнать своих, поскольку хорошо знаю аэропорт», - сказал позже на допросе водитель.
А инженер Леденев все это время даже не пытался найти потерявшийся снегоуборщик или сообщить об инциденте диспетчеру, он попросту не понял, что Мартыненко пропал. В это время экипаж Falcon, получивший за несколько секунд до этого разрешение на взлет от диспетчера-стажера Светланы Кривсун, начал разгон по полосе. «Что за машина пересекает дорогу?» — успел спросить у коллеги один из пилотов, однако было уже поздно. В итоге бизнес-джет зацепил верхнюю часть снегоуборщика правой стойкой шасси, перевернулся в воздухе и упал на летное поле. В результате сильного удара и начавшегося пожара трое членов экипажа самолета и его единственный пассажир погибли.
Диспетчер-стажер Кривсун, девушка 24-х лет, к которой у членов комиссии вопросы возникли в первую очередь, объяснила, что дала разрешение на взлет только после того, как осмотрела ВПП с вышки и проверила ее по индикатору обзора летного поля. «Препятствия отсутствовали, после чего я под руководством своего инструктора довела до экипажа воздушного судна команду «взлет разрешаю, полоса 06». По данным комиссии, препятствие в виде снегоуборщика на «крестовине» появилось внезапно, а видеть маневры машины стажер действительно не могла, поскольку они происходили в слепой для нее зоне, - подводит итог «Коммерсант».
Игорь Федоров