Хоть и с запозданием, хочу еще раз обсудить градостроительные планы, которые были представлены на выставке «Стройиндустрия Сибири», проходившей в «Континенте» в макете центральной части города.
Но говорить об этом никогда не поздно, потому что выставка закончилась, а планы остались. И это не абстрактные мечты. Они имеют силу закона, под них делаются землеотводы, продаются земельные участки, выдаются задания на проектирование, разрабатывается документация. Например, под намыв перед Речным вокзалом уже продано русло Иртыша как земельный участок. (Эта заметка не имеет отношения к серии омских баек, про которые я начал писать. Это юридический факт).
Почему-то современные омские градостроители решили, что они умнее всех предшествующих и будущих поколений, и все эпохальные градостроительные решения нужно принять именно сейчас, чтобы перечеркнуть то, что сложилось веками и не оставить поля для творчества будущим архитекторам.
Кто-то из великих сказал, что архитектор вправе делать ошибки, но не вправе их строить. Впрочем, не все зависит от архитекторов. Иногда «уважаемый» человек приходит и говорит, что «надо помочь хорошим людям». А «хорошие» люди потом начинают рассказывать, что это вовсе не бордель, а «гостиничный комплекс», и не сауна с проститутками, а «оздоровительный центр». Чем «хорошие» люди ближе к администрации, тем ближе к центру их объекты. А омичам рассказывают о непреходящей социальной значимости этих заведений. Так появляются у нас «Малибу» и т. д. При этом «Малибу» стоит на ключевой градостроительной точке — на выезде с моста Победы. Как говорится, «за что боролись?..» И архитекторы, готовые «обслужить» заказчиков, всегда находятся.
Вместе с «уважаемыми» людьми и услужливыми архитекторами хотят оставить след в истории некоторые «государственные мужи», осознавшие себя градостроителями (хотя иногда лучший след состоит в том, чтобы не наследить). Их планы обычно отличаются масштабностью. Тогда появляются мосты вдоль рек, перемещение островов и русел рек, намыв новой суши, прокладка магистралей. А к этим «величественным» планам сразу пристраиваются желающие освоить бюджетные деньги на намыве. Запланированные участки сразу продаются под коммерческую застройку. Так и появляются несуществующие земельные участки в русле Иртыша. Но документы на них вполне реальные и законные. Эти участки, как мины замедленного действия, расставлены по всему историческому центру. Те, кто ратует за мост в устье Оми, не хотят думать о том, что город возник в определенном историческом ландшафте на слиянии двух рек. Этот ландшафт связан со всей историей города. Новая Омская крепость неотделима от реки, которая входила в систему ее укреплений. Все исторические видовые точки предусматривали восприятие панорамы города с места слияния Иртыша и Оми, начиная с постройки Ильинской церкви, Городской думы и продолжая Музыкальным театром. Уникальным памятником архитектуры является Речной вокзал. Он признан памятником еще при жизни автора. А ведь главная точка его восприятия — с реки. Он задуман неотрывным от слияния Оми с Иртышом. Отодвинутый от берега он будет смотреться как корабль, выброшенный на сушу. Вся панорама исторической части будет перекрыта насыпью и мостом. Уже нельзя будет сказать, что здесь, на слиянии Оми и Иртыша, высадился отряд Бухгольца, с чего и началась история Омска. Омь, взятая за горло мостом, уже не будет восприниматься как река, а ведь именно она дала имя нашему городу. Вдоль Иртыша на намыве планируется построить отель «Хилтон» и еще несколько высотных зданий. Если сейчас хотя бы частично сохраняется историческая панорама города, в которой доминируют Дом Батюшкина (резиденция Верховного правителя), Кадетский корпус, Никольский собор, то все они должны оказаться далеко на берегу, заслоненные небоскребами. Тогда главным символом Омска станет «Хилтон», ведь именно он будет формировать речную панораму. Этот объект внесен в генплан, участок русла по него давно продан. Мы сейчас просто ждем, когда эта мина взорвется.
Сейчас восстановлен Успенский собор. Площадь, на которой он стоит, вновь стала Соборной. Если собор является главным смыслом площади, то по логике весь ансамбль должен быть подчинен ему. Но здесь угрюмой громадой возникает еще один «Хилтон». Куда ни плюнь, везде «Хилтоны», как будто это главный символ Омска. Задуманный на Соборной площади «Хилтон» гораздо больше собора. Он грубо диссонирует с ним своими жесткими формами. Здание Переселенческого управления, близкое архитектуре собора, окажется во дворе «Хилтона». Его главный фасад можно будет увидеть только в «дырку» на фасаде «Хилтона».
В Губернаторском саду (за краеведческим музеем) и на месте Общественного собрания запланированы аж 3 торговых центра. Вокруг них маленькими точками на макете сиротливо ютятся музеи, музыкальное училище, ТЮЗ. Вообще, макет - полезная вещь, на нем наглядно виден масштаб приоритетов: огромные громады торговых центров, втиснутые между крошечными объектами культуры.
На базе обрубка Общественного собрания мы мечтали создать Центр православной культуры, но мечты уперлись в проданную под коммерческие цели территорию здания.
Памятник маршалу Жукову сейчас гордо парит над улицей. Но как он будет восприниматься у подножия делового центра, отеля-небоскреба «Фрегат»?
Крестовоздвиженский собор должен оказаться во дворе небоскребов. Куда должны деться памятники, стоящие на их месте? Если сейчас собор доминирует над окружающей застройкой, то в новом окружении он потеряется.
В крепости в 15 м от Комендантского дома (музей Достоевского) хотят построить 45-этажный апарт-отель. Представьте соседство 45- и 1-этажных домов. А ведь музей Достоевского назван так не случайно, великий писатель бывал в нем. Значит, сейчас имя одного из величайших в мире писателей в 45 раз менее ценно, чем частные коммерческие интересы.
Апофеоз градостроительных планов — это Площадь Победы. Во-первых, надо понимать, что это священное событие в данном случае является циничной ширмой для прикрытия все тех же частных коммерческих интересов. На самом деле это частный подземный торговый центр. Для пущей важности его хотят совместить со станцией метро, чтобы за счет бюджета создать преференции инвестору. В градостроительном плане эта площадь спорна, она разрушает идею кольца бульваров на бывшей крепостной эспланаде. Архитектурно площадь не сформирована и предпосылок для ее формирования нет. Для площади такого масштаба нужны большие общественные здания, выходящие на нее главными фасадами. В противном случает это просто пустырь.
Но по своим размерам всех переплюнул торговый комплекс «Планета». Название не случайно. Он во столько же раз больше «Континента», во сколько планета Земля больше континента Евразия. Воистину планетарные аппетиты и планетарное безумие. А стройплощадка под него уже огорожена, правда, на ней уже вырос лес. Самое забавное, что на «лугу» под самым забором этой стройки садят картошку, пасут коров. Есть ощущение бредовости происходящего, может, сказывается близость психиатрической больницы.
Боюсь утомить читателей, потому что спорные участки можно разбирать долго. Это территория ТЭЦ-1, ул. Бударина, расширение «Триумфа», магистраль на набережной, застройка усадьбы Музея городского быта...
При существующем градостроительном законодательстве и практике его применения такие решения неизбежны. После советского запрета частной собственности нам надо переболеть разгулом частного капитала (а вместе с ним и коррупции), который уже вырос, но так и не приобрел чувства меры, вкуса, ответственности, чтобы находить баланс общественных и частных инвесторов. К счастью, сказанное относится не ко всем предпринимателям. Среди них есть те, кто реставрирует памятники, бережно относится к исторической среде, создает объекты, соразмерные человеку.
В конечном счете любой объект является памятником своей эпохи и отражает состояние современного общества.