Новости. Омск

Виктор Шалай - об объединении вузов: «Если лошадь невозможно остановить, надо брать вожжи в свои руки»

Виктор Шалай

Несколько лет назад, в бытность ректором ОмГТУ, Виктор Шалай противился проекту создания в Омске Западно-Сибирского федерального университета. Шалай сегодня занимает пост президента ОмГТУ, а идея объединения вузов набирает обороты.

– Виктор Владимирович, в министерстве образования и науки РФ приняли решение создать в России около ста региональных опорных вузов. Это означает, что процесс слияния и оптимизации необратим. Омску долгое время удавалось ходить «вокруг да около», удастся ли сейчас?
– Не думаю. Действительно, сего­дня в России планируется создание сети опорных университетов, которые должны возникнуть на базе объединяющихся вузов в регионах. 16 октября министр образования и науки Дмитрий Ливанов подписал приказ о проведении конкурсного отбора среди вузов страны. Речь идет об объеди­нении вузов в мощные научно-образовательные центры.

– Каковы условия?
– Участником конкурса может стать любой государственный или частный вуз федерального значения, который принял совместное решение о реорганизации путем добровольного присоединения к нему другого вуза или нескольких вузов. Это должно быть подтверждено решениями ученых советов объединя­ющихся вузов и поддержано губернатором. Табу на участие в конкурсе у федеральных, ­исследовательских ­университетов, у вузов Москвы и Санкт-Петербурга, а также у участников проекта «5-100» – это программа повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

– Официально вузы объединяют для повышения качества образования, хотя, наоборот, самые продуктивные учебные заведения относительно невелики – взять те же Гарвард, Оксфорд, Кембридж…
– Маленькие европейские вузы исторически «заточены» на небольшой круг задач и, действительно, достаточно эффективны. Наша проблема в другом. Когда разрушился Союз, было создано огромное количество вузов всех мастей: порядка трех тысяч государственных, частных, филиалов… Сейчас в министерстве образования и отраслевых министерствах числится порядка 660 вузов. Значительная часть их, по мнению министерства, не дает качественного образования. Поэтому была построена «дорожная карта» вычленения лидеров и оптимизации вузовской структуры. Стоит задача выделить лучших и повысить их эффективность путем присоединения прочих вузов.

– Как продвигается выполнение?
– Сегодня осталось выделить сотню региональных лидеров, на которых реформа образования и закончится. Выделены федеральные университеты – их 8, национальные исследовательские – их 29, вузы, которые участвуют в программе «5-100», – их около 15. Выделены 69 победителей конкурсов стратегических программ развития и программ «кадры для региона». Настало время «Ч».

– Что же происходит в Омске?
– У нас лишь один вуз стал победителем федерального конкурса стратегических программ развития на 2012-2017 годы – это ОмГТУ. Мы разработали свою программу, получили 300 миллионов бюджетных субсидий, софинансировали еще 500 миллионов собственных средств. Треть вложили в инфраструктуру вуза, треть – в развитие нашей «визитной карточки», ресурсного производственного научно-образовательного центра, треть – в кадры: здесь и повышение заработной платы, стимулирующие доплаты, фонд поддержки молодых преподавателей, эффективные контракты и так далее.

– И зачем же, напрашивается вопрос, такому вузу нужно с кем-то объединяться?
– И мы себе такой вопрос задавали. Думали, что, попав в список победителей (а мы на четвертом месте из 69 по динамике развития), получили некую индульгенцию… Когда был объявлен конкурс на опорные вузы и проводилось совещание в министерстве, я задал вопрос Александру Соболеву, директору департамента госполитики в сфере высшего образования: «Критерии, которые вы ставите в основу создания регионального опорного вуза, нами фактически достигнуты. Назначьте нас опорным вузом, дайте денег, и мы будем дальше ­развиваться…» Вот критерии: «10 тысяч очных студентов» – у нас 8,5 тысячи. «Консолидированный бюджет на 2020 год – 2 миллиарда рублей». У нас 1,7 миллиарда уже сейчас. «200 тысяч рублей на научные исследования каждому преподавателю» – это выполнено. И многое другое либо уже выполнено, либо совершенно реально «подтянуть» за пять лет.

– И что же ответил чиновник?
– Ответил, что «конкурс не о показателях. Конкурс – об объединении». Первостепенная задача – сократить количество вузов в России – вот цель объявленной программы. Она будет воплощаться в жизнь в три этапа. В этом году в 15 проектов должны объединиться 30 вузов. В 2016 году – 45 проектов, 90 вузов. В 2017 – 40 проектов, 80 вузов. Это «программа минимум», поскольку под объеди­нение могут попасть не два, а три или четыре института.

– Что предлагают федералы для того, чтобы вузы были заинтересованы в объединении? Главная идея ясна: сделать более сильный и крупный университет. Но одной идеей сыт не будешь…
– Разумеется, будет финансовая поддержка. Каждому университету на развитие дается 200 миллионов рублей в год в течение трех лет. Заметьте: в регионе может быть два опорных вуза: гуманитарный и технический. Итого – 1,2 миллиарда на развитие образования в области. Огромная цифра! В нынешних экономических условиях это может радикально изменить облик и содержание наших учебных заведений, зачастую страдающих от безденежья… Даже получив 300 миллионов, мы в шесть раз увеличили объем заказов по науке… Нынешняя система финансирования, к сожалению, не имеет ресурсов для инвестиций в развитие, оборудование, оснащение. Деньги идут на текущие нужды, остальное надо брать из внебюджетных средств.

– Какие еще преференции получает опорный вуз?
– Право на реализацию образовательных программ последнего поколения, на участие в сетевых советах по защите диссертаций. Приоритет при определении контрольных цифр приема по бакалавриату, аспирантуре и магистратуре: по сути, вся региональная квота будет отдана в опорные вузы. Преимущественное право подбора иностранных студентов. Приоритетное участие в базовой части государственного задания в сфере науки. Сейчас на науку выделяют 10 миллионов, а будут выделять в разы больше. И так далее.

– Все это вы на днях транслировали на Совете ректоров. Какова реакция?
– Да, там были все до одного главы омских вузов. Резюме: сегодня два вуза – ОмГТУ и ОмГУ – объявили, что хотят в качестве потенциальных опорных вузов участвовать в программе. Все остальные решением ученых советов отказались. Надеюсь, пока отказались. Идет процесс осмысления, ректоры взяли небольшой тайм-аут. Сегодня я еще раз хочу донести до них информацию о тех преимуществах, которые получают вузы. Ведь сегодня один ректор в кресле, через несколько лет его сменит другой, а университет остается. Это вопрос стратегического развития. Если не будет опорных вузов, мы превратимся в заштатный городишко без серьезных научно-образовательных центров. Хотим иметь вузы международного уровня с серьезной федеральной подпиткой? Тогда не можем сидеть сложа руки. Ректоры должны понять: мы все сегодня стоим перед выбором. Либо идем на это сознательно и попадаем в число сотни ведущих вузов России, либо будем готовить бакалавров, которые вынуждены будут ехать в магистратуру и аспирантуру в Москву, Тюмень, Екатеринбург… Вернутся они потом? Вопрос риторический.

– Что произойдет в тех регионах, где никто не захотел объеди­няться?
– Задавал такой вопрос руководителям на совещании в Москве. «Ничего, – пожали они плечами. – Назначим опорный вуз по показателям, а остальных присоединим, но уже без денег и преференций».

– Похоже на шантаж…
– Не отрицаю. Принцип добровольности здесь очень важен, как и в жизни. По любви и согласию все складывается хорошо, насилие кончается плохо. Поэтому и хочется прийти к консенсусу. Мое видение сейчас таково: если ты не можешь остановить процесс, нужно его возглавить. В Красноярске, а затем в Екатеринбурге вузы с самого начала пошли по пути объединения. Там были созданы ­Сибирский и Уральский федеральные университеты, которые теперь получают миллиардные гранты и развивают науку. Как ни печально, среди городов-миллионников России Омск занимает далеко не первое место по науке и образованию.

– Не будут ли в итоге вузы-«аутсайдеры» попросту закрыты?
– Такое со временем тоже может произойти, ведь будут менять ­условия мониторинга и ужесточать критерии эффективности вузов. Вопрос лишь – насколько. Посмотрите, как расправляются с московскими вузами, в одно касание ректоров снимают. Боюсь, игры в демократию закончились.

– Уже сейчас вузы, участву­ющие в программе, обязаны заполнить соответствующие документы и указать, кого они планируют присоединить. Как в идеале вы представляете себе сам процесс?
– Первый этап – присоединение СибАДИ. На втором возможно присоединение и других вузов, к примеру института сервиса. В объединении могут участвовать и частные, и отраслевые вузы. Правда, четких механизмов присоединения последних пока нет. Возможны и другие варианты. Главное – найти партнера для участия в конкурсе.

– Что, по-вашему, изменится сейчас для педагогического университета? Речь о том, чтобы присоединить его к ОмГУ, идет давным-давно, с переменным успехом: общеизвестно, что интересы ­своей «альма-матер» несколько лет успешно отстаивает депутат Госдумы Олег Смолин…
– Верно, но это путь в никуда. Уже сейчас идет массовое закрытие образовательных программ. Такая судьба может ждать и ОмГПУ. Половину программ закроют – и вуз превратится в мелкий институт для подготовки учителей в Омской области. И при этом опорный гуманитарный вуз не создадим, университет им. Достоевского будет вынужден искать другие варианты. Филиалы московских вузов в этой программе не участвуют. А Алексей Якуб, ректор ОмГУ, напомню, тоже заинтересован в том, чтобы создать региональный опорный вуз.

– То есть речи о том, чтобы ­объединять ОмГУ и ОмГТУ, сейчас не идет?
– Были подспудно такие мысли, но, как понимаю, там юристы сего­дня затопчут всех, не захотят потери бренда. Тяжело, когда сходятся два коллектива с разной ментальностью. Там – «говорящие головы». Тут – «работающие руки». Создавая федеральные университеты, министерство поняло, что нельзя со­единять разнопрофильные вузы, это ведет к стагнации и деградации. Ни один из федеральных университетов пока не достиг тех показателей в развитии, которые планировались, потому что «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Техническое образование – это практика, оборудование, железо… Гуманитарное – книги, компьютеры и умные люди. Совершенно разный подход! Вот почему я в свое время был против того, чтобы все четыре вуза «скинуть в кучу», и при Полежаеве не подписал ни одной бумаги на эту тему. (Виктор Шалай говорит о проекте создания в Омске Западно-Сибирского федерального университета – прим. ред.) Жизнь показала, что это было правильное решение. В Москве тоже поняли: нельзя физиков с ­лириками ­объединять. Нет ­профессий «рабочий-поэт» и «слесарь-юрист».

– И все же какова для вас ложка дегтя в этой большой бочке образовательного мёда?
– Честно говоря, мы получаем головную боль. Ведь коллектив присоединяемого вуза по зарплате обязаны поднять до своего. Часть денег, которые можно было инвестировать в развитие, мы должны направить в заработный фонд. Без субсидий «сверху» это нереально. Объеди­няться без денег – это революция. Бюрократия, писанина, выяснение отношений… Так что финансовая поддержка – это очень разумно и правильно. Если говорить о пед­составе, его сокращение маловероятно. Мы с СибАДИ, например, не дублируем образовательные программы, пересекается очень незначительное их количество. Больше проблем возникнет с административно-управленческим персоналом. Тут будут сокращения, очевидно, процентов на 30. Это неизбежно. Тем не менее, как показывает опыт соседних регионов, за несколько лет все устаканивается.

– Сегодня на слуху очередной скандал на юрфаке ОмГУ. Педагоги бунтуют: мол, зарплаты стали ниже. После объединения вузов недовольные будут, на ваш взгляд?
– У наших преподавателей зарплата на 30 процентов выше средней по городу. Люди сразу получат другую зарплату, ну чего им бузить? Другое дело, что у нас определенная система. Есть базовая составляющая и коэффициенты: за ­международную деятельность, за публикации и так далее. Множество факторов влияет на зарплату. В других вузах этого нет. Начисление зарплаты отдано на откуп завкафедрой, декана и ректора. В свое время я избавил себя от заботы делить деньги. Каждому дана возможность зарабатывать, все прозрачно.

– Напоследок вопрос философский. Какую проблему вы счита­ете главной в системе ­российского высшего образования? В 1990 году, по оценке ­ЮНЕСКО, Россия была на третьем месте по уровню образования, в 2012-м – на 35. В чем причина?
– Знаете, когда бюджет министерства образования равен бюджету Оксфорда…. В образование надо вкладывать деньги. Это не единственная проблема, но основная. Иначе мы вынуждены думать, не как плыть впереди эскадры, а как не потонуть из-за дыр, которые не успеваем латать…

Елена Ярмизина

«Бизнес-курс» № 45 от 25.11.2015 г.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

10
1
Вячеслав02.12.2015 09:47:11
Интересно, а почему интервью дает президент политеха, который ни за что не отвечает?
А куда прячется ректор?
Вы же уже присоединили институт сервиса и даже дали совместную прессконференцию! Похоже эта статья давно устарела!!!
А это значит что первый этап по присоединению СибАДИ с треском провалился!!!
Теперь у вас началась агония!!!
4
1
Сотрудник02.12.2015 10:52:01
Вы, господин Шалай и Вам подобные в правительстве с 1985 года по настоящее время показали всему миру и своему собственному народу чего вы стоите. Развалили всю экономику, все образование и все, что могли и не могли. Теперь ищете очередной способ набить себе карманы деньгами, получить власть любым способом и удержаться. Скачете, вешаете лапшу на уши, твердите о каких- то мировых рейтингах- народу нужны ваши рейтинги? Утверждаете, что объединение спасет страну. Сами прекрасно понимаете что спасет страну- спасет страну возврат к системе образования советского периода. Тогда мы были первыми во всем мире. Сейчас нужно менять состав Министерства Образования РФ, а таких как Вы с почетом отпралять на пенсию. На место министра образования РФ ставить Шойгу, который за пару лет поднимет и науку, и образование, и ретинг. Сделает по- советски, как восстановил вооруженные силы. А то, что Вы сейчас говорите, пишите- пустая болтовня, очередная афера, очередное отмывание денег. НЕУДАЧИ, ВАМ, В ВАШИХ ДЕЛАХ деловары!!!
7
1
Сергей02.12.2015 12:51:57
Развалить налаженную систему подготовки работников сферы сервиса и сферы автодорожных работников это как раз плюнуть - утвердили ученым советом и дело сделано, а вот получение финансирования это вопрос спорный. Понятно же, что никто никаких гарантий на выделение средств не дает, сам федеральный бюджет еще не утвержден даже, а Шалай уже делит шкуру не распиленного медведя.
А отдельный вопрос по педу вообще убил. Если уж собираются там объединять технические специальности, то учителей то хоть не трогайте! Без работников педобразования не выйдет ни одного толкового не то что опорного - просто университета. Мало верится в закрытие или сокращение единственного педунивера в Омске. Благо наверху не совсем уж глупые люди сидят и понимают, что без учительства нет и образования, и нации.
1
1
102.12.2015 13:54:47
"Если пьянку нельзя предотвратить, то её нужно возглавить". Шалай прав на 200%. Сокращение "дублирующих" ректоров проректоров и прочей шушеры на 30% - вот единственная проблема, которая сопротивляется по-настоящему. В регионе должно остаться 2-3 крупных вуза, остальное - профанация. Был в Алтайском техническом университете, когда там было 26 тысяч студентов ( и нормально!) У "политеха сегодня "всего 9". Это ж мало!
3
0
Ы03.12.2015 00:14:42
Зарплаты выше в политехе из-за поборов студентов. Бабло-бало-бабло. Мозги не нужны "рабочим рукам". Круто сказал Шалай!
Браво безмозглым выпускникам политеха! Главный дефицит в стране - дураки и их должно быть больше! Ими легче управлять и им можно лапшу вешать на уши, пока по карманам деньги тырят.
2
0
****03.12.2015 01:19:53
Какой смысл публиковать интервью двухнедельной давности? Эта информация уже не актуальна. Сибади уже давно не при чем.
2
0
Мимо проходил03.12.2015 09:31:08
А вы господин Шалай шутник,однако.Первый этап пролетел мимо...Ничего у вас не получится!СибАДИ уже 85лет стоит и будет стоять!Не по зубам орешек!А может вы и на юбилей прийдете и посмотрите как выросла академия!Только от злости не подавитесь!
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru