Юридическое сообщество Омска выстраивает странные параллели относительно карьеры тех местных судей, кто успел «поучаствовать» в громком «деле Юрия Гамбурга»…
После того как 17 июня 2014-го первый замгубернатора Гамбург был арестован по ходатайству следственных органов председатель Куйбышевского райсуда Коба, на чьей подведомственной территории состоялось это сенсационное для Омска решение, скоропостижно ушел в отставку. Об этом скромно, но на всю страну оповестило местное правовое сообщество ИТАР-ТАСС (http://tass.ru/sibir-news/1316527). По имеющимся у собкора агентства сведениям, «Аркадий Коба написал заявление в конце прошлой недели». При этом особо указывалось, что «в районном и областном судах, а также в квалификационной коллегии судей комментировать причины его отставки отказываются».
Ряд адвокатов, не без оснований причисляющих Юрия Гамбурга к вершине теневой иерархии омского региона, уже тогда высказывали мнение, что уход судьи с престижной должности связан именно с волевым-скандальным решением о полной изоляции VIP-чиновника из обоймы «Газпрома» от общества. Хотя официально превалировала и ретранслировалась информация, что Аркадий Коба приходится родственником одному из замов председателя облсуда и потому покинул пост добровольно во избежание разного рода домыслов и инсинуаций на этот счет (см. «Председатель Куйбышевского райсуда Омска, где арестовали Гамбурга, ушел в отставку»).
Впрочем, количество судебных династий данная «жертва» вряд ли убавила. И не стала каким-то примером для подражания.
Есть ли карьера «после Гамбурга»?!
Именно поэтому точка зрения, что отставка Аркадия Кобы стала результатом неких сторонних «чрезвычайных» обстоятельств, также имеет право на жизнь. Особенно на фоне не менее «показательной» истории других судей Куйбышевского районного суда, также приложившихся к коллизиям «дела Гамбурга». Поочередно испытаниям судьбы подверглись Станислав Битехтин, Сергей Москаленко и Людмила Селезнева.
Но обо всех по порядку.
«Дружески» пожурили
Сразу вслед за Кобой тучи квалификационной коллегии сгустились над судьей Битехтиным. В прессу просочилась информация, что сам председатель облсуда инициировал некое дисциплинарное производство в отношении коллеги – см. «Ярковой пытается уволить судью, арестовавшего Гамбурга».
Но и это еще были далеко не все испытания судьи Битехтина. В январе 2015-го разразился еще один репутационный скандал с его непосредственным участием – см. «В омских СМИ появился компромат на судью, арестовавшего Гамбурга».
И вновь оргвыводы от вышестоящего руководства: из облсуда в районную инстанцию приезжают проверяющие, проводятся личные и коллегиальные «беседы», не исключено, что делаются положенные в данном случае «дисциплинарные и оргвыводы». По крайней мере, после очередной скандальной публикации Станислав Битехтин идет на несвойственный для местного судейского корпуса поступок и берет самоотвод по резонансному «делу таможенника Бочкарева». Пару месяцев даже казалось, что служителя Фемиды морально «дожмут», и он вот-вот лишится мантии.
Сам или по рекомендации…
Шепотом, но… поперек!
Еще печальней сложилась судьба «после Гамбурга» для судьи Сергея Москаленко. Не исключено, что именно на него возлагались некие надежды по вызволению вип-подозреваемого из «скользких» объятий местного СИЗО.
Возможно, именно тогда, ставя подпись под вердиктом о продлении ареста Гамбурга, служитель Фемиды становился ключевым участником смертельно опасного сценария. Чувствовал ли Сергей Сейдахметович эту подоплеку? Возможно, да. Тогда понятно его вот такое поведение на резонансном процессе:
«На этот раз продлять арест чиновника выпало судье Сергею МОСКАЛЕНКО. Свое постановление об удовлетворении ходатайства следствия судья зачитывал почти шепотом. Из того, что удалось услышать, – что он нашел убедительным довод следователя о том, что ГАМБУРГ, оказавшись на свободе, может сбежать, так как у него были обнаружены 37 симок, шенгенская виза, срок действия которой, по словам самого обвиняемого, истекает 12 февраля 2015 года, а также дипломатические связи. А вот к утверждению, что чиновник все еще может влиять на свидетелей, если корреспондента «КВ» не подвел слух, Сергей МОСКАЛЕНКО отнесся критически», – цитата по http://kvnews.ru/gazeta/2015/yanvar/-02/prokuror-pozhelal-gamburgu-sidet-do-prigovora.
Не эту ли «шутку» имели в виду киллеры, оставившие недобитому Москаленко записку странного содержания. Не тогда ли тихой сапой пошел федеральный судья поперек «делового предложения» или «озвученного ультиматума» сторонниками опального Юры Гамбурга?!
Исключать нельзя.
«Спасибо» за доброту, за ласку...
Физически благополучней, но профессионально не менее сложно складывается карьера другого судьи по делу экс-«газпромовца» – Людмилы Селезневой.
Перед тем как арестовать высокопоставленного чиновника на очередной промежуточный срок судья проявила несвойственный своей профессии человеческий такт: пожаловавшемуся на сердечное недомогание Гамбургу не просто была вызвана карета «скорой помощи», но и после обследования врачом он был отпущен «на свободу», проведя ночь в палате МСЧ №4. В тюремную больницу он был переведен лишь на следующий день.
Проявила судья Селезнева и еще одну «вольность», согласовав продление ареста Гамбургу не на три месяца, как просило следствие и прокуратура, а на два. Впрочем, защита чиновника сразу же этот факт инкриминировало служителю Фемиды чуть ли не в смертный грех. Адвокат Олег Любушкин посвятил этому жесту, возможно, судебного расположения не одну жалобу и не один язвительный комментарий в прессе (см. «Адвокат Гамбурга «слил» компромат на судью Селезневу»).
Далее карьера Людмилы Селезневой на глазах дала «крен»: облсуд отменяет оправдательный приговор в отношении депутата Мавлютова и его брата, оправдательный приговор в отношении бизнесмена Турманидзе. Да что там знаковые громкие дела! Казалось бы, рутинные-проходные-очевидные вердикты судьи Селезневой зарубаются теперь с «завидной» регулярностью. Или вызывают истерику и недовольство той и другой стороны процесса одновременно.
Так недавно было в уголовном деле «банды студентов-наркодилеров». Приговором с реальным сроком лишения свободы для всех участников ОПГ остались недовольны и осужденные («много дали»), и гособвинение вкупе с УФСКН (по ряду явно «сомнительных» эпизодов судья оправдала фигурантов).
Я не буду утомлять имеющейся в нашем распоряжении всей статистикой и упоминать с десяток отмененных-поправленных коллегами решений. Приведу лишь один, но, с моей точки зрения, показательный пример.
От перемены мест «слагаемых»…
Меня искренне впечатлило одно из дел, рассмотренных недавно судьей Селезневой. Точнее сказать, как и в коллизии своего «кровника» Гамбурга, служитель Фемиды всего лишь по духу и по букве Закона рассмотрела ходатайство СКР о продлении меры пресечения в отношении жителя р.п. Большеречье Дениса Белоусова. 27-летнего парня, женатого, трудоустроенного, социализированного, имеющего высшее образование, с активной жизненной позицией уже 9 (девять!) месяцев держат под стражей.
Я не буду сейчас вдаваться в нюансы обвинения (это, видимо, отдельная тема), потому как родственники и адвокаты шокируют документальными, по их мнению, фактами «подставы» и «беспредела», а СКР в лице своего официального представителя Ларисы Болдиновой оперирует вполне стандартными формулировками: «проводились доследственные проверки по заявлению указанных лиц о применении физической силы и оказании психологического давления», «физическая сила со стороны сотрудников СОБРа была применена в соответствии со статьей 20 ФЗ «О полиции», «по результатам проверок вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления».
Тем не менее на очередном продлении срока пребывания под стражей судья Людмила Селезнева согласилась с доводами защиты и избрала подозреваемому иную меру пресечения – содержание под домашним арестом. Судя по документам и аргументам защиты Дениса Белоусова, «решение вполне обоснованное, законное, справедливое». К слову сказать, это подтверждает и процессуальное поведение следователя СКР, который, по информации адвоката Евгения Гаврилова, «появился в СИЗО один раз за 4 (четыре!) месяца». Согласитесь, какой смысл держать человека по стражей, тратя бюджетные средства и деньги родственников? Десоциализировать, злить, разрушать семью?! Если, как утверждается, все доказано, обоснованно и в рамках Закона, тогда – действуйте. Безусловно, у судьи Селезневой было много больше доводов и аргументов, чтобы, с одной стороны, не ломать, возможно, впервые оступившемуся парню жизнь, а с другой стороны, поторопить следствие, но результат получился теперь уже закономерный для Людмилы Дмитриевны.
Прокуратура разразилась на решение судьи Селезневой очередным апелляционным представлением. Вышестоящий коллега, судья В.М. Слепченко, как-то уж совершенно буднично удовлетворил жалобу гособвинения, вновь заключив «закоренелого преступника» под стражу. При этом мотивировка вердикта областной Фемиды уместилась на половине страницы. Без стандартных имя-рек и персональных данных участников судебного заседания решение Вячеслава Слепченко свелось к фразам: «Постановление Куйбышевского районного суда г.Омска ... отменить. Ходатайство ст.следователя... удовлетворить. Срок содержания под стражей... продлить. Взять под стражу в зале суда. Апелляционное представление прокуратуры удовлетворить». Согласитесь, не густо.
Зато симптоматично…
Каждому – своё!
Я, конечно, не берусь анализировать и предполагать, что хуже: вести процессы со сломанной рукой и отдуваться за дружбу с адвокатом (Станислав Битехтин), или, не пойдя на «сделку», избежав неминуемой смерти после нападения киллера, попасть под дружный прицел силовых ведомств (Сергей Москаленко), или каждую неделю терпеть обструкцию своих по-человечески взвешенных и выверенных с нормами Закона решений от своих коллег по профессиональному цеху (Людмила Селезнева). Случаи, казалось бы, разные, но кто измерит накал душевных и физических страданий, буквально выпавших на долю служителей Фемиды, которые всего лишь слегка «приложились» к делу Юрия Гамбурга?!
И самое важное. Если упомянутых нами людей в мантиях действительно «прессингуют», то очень даже изобретательно. Так сказать, с психологическим и профессиональным подтекстом. Неужели, с помощью... коллег и «смежников» из силовых ведомств!?
По живому, по больному...
Нашли «крайнего»?
Не буду спорить, если критики вдруг приведут с десяток других местных судебных коллизий, аналогичных «по накалу» данной. Пусть в других судах, пусть по другим эпизодам и резонансным делам, но с подобным же ощутимым и зримым для людей в мантии «финалом». Тогда и будет повод поспорить.
А пока в подтверждение своей версии упомяну еще одно процессуальное лицо по «делу Ю.В. Гамбурга», которое уже оказалось не в привычной «обойме»:
«Что до прокуратуры, адвокат Олег ЛЮБУШКИН еще в самом начале судебного заседания (уже в третий или четвертый раз за последние месяцы) требовал отвода прокурора Сергея ТРОЦЕНКО. «Пример беспринципности и безынициативности прокурора – что вы сегодня повторно рассматриваете ходатайство, решение по которому вынесла судья СЕЛЕЗНЕВА», – обратился адвокат к судье МОСКАЛЕНКО. Последний, как и его коллеги, в отводе отказал» (цитата по http://kvnews.ru/gazeta/2015/yanvar/-02/prokuror-pozhelal-gamburgu-sidet-do-prigovora).
В принципе к уже озвученным фамилиям из судебного цеха добавилась еще одна. В явно негативном контексте. Прокурор Сергей Троценко был, наверное, единственным, кто позволял себе в знаковом для омского региона процессе выражаться без ремарок и обиняков: «В указанном распоряжении ГАМБУРГ лишь временно отстранен от исполнения обязанностей, однако не отстранен от должности, – сказал прокурор ТРОЦЕНКО. – Тем самым, оставаясь первым заместителем председателя правительства Омской области, он не лишен возможности, используя свой авторитет и служебные связи, оказать воздействие на указанных в постановлении Куйбышевского суда свидетелей, представителей потерпевших, а также иным путем воспрепятствовать производству по делу» (цитата по http://kvnews.ru/gazeta/2014/iyul/-24/poterpevshim-ne-udalos-pomoch-yuriyu-gamburgu-vyyti-iz-sizo=print ). Представитель гособвинения до последнего убеждал «наивный» судебный корпус: «Что касается ГАМБУРГА… реальная возможность оказать давление на свидетелей и потерпевших у него есть». Получается, господин Троценко не сгущал краски, а еще и… недооценивал возможности процессуального оппонента и его подельников!
«Результат» правильно подобранных и озвученных фраз сегодня на слуху у многих, особенно в юридическом сообществе Омска. Прокурор Троценко неожиданно уволился из надзорного ведомства и переквалифицировался в адвокаты. Видимо, и здесь не обошлось без коллизий и интриг со стороны высокопоставленных коллег по службе. Не исключено, что из теневой команды ныне опального, но по-прежнему всемогущего Юрия Гамбурга.
Но это уже другая история.
Сергей Асташкин