В рамках реконструкции были выпилены даже столетние ивы. Жителям центральной части города не удалось спасти раритетные деревья.
В Омске продолжают безжалостно вырубать деревья, превращая улицы в безжизненные пейзажи, несмотря на протесты горожан. И в этой битве за дерево победителями пока вышли бюрократия и человек с пилой, работающий на БУ Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» или какую-либо коммерческую структуру, расчищающую место под очередной объект.
Так, жильцы дома на Ленина, 30 уже давно пытаются отстоять своё право на зелёную улицу, но пока безуспешно. Ещё в 60-е годы пространство вдоль проезжей части по всей улице засадили ивами. И, судя по столетней иве у здания «Водоканала», эти деревья могли бы ещё долго жить и украшать центр города, если бы не «хозяйствующие субъекты». Сейчас на этом участке улицы Ленина остались только один голый обрубок древесного ствола и несколько маленьких замёрзших туй.
Неравнодушная к происходящему жительница дома Ленина, 30 (она пожелала остаться неизвестной) принесла в редакцию БК55 свежие фотографии с места событий:
– Вот посмотрите: такой пейзаж чиновникам нравится больше, чем то, что было раньше. Большие зелёные деревья им не нужны. А асфальт, машины, рекламные щиты их полностью устраивают. И вот эти убогие кустики им, видимо, нравятся.
Как и почему поменялась панорама, можно выяснить по документам, предоставленным жильцам Ленина, 30 городской администрацией. Из письма, подписанного главой департамента городского хозяйства Сергеем Фроловым, следует, что 9 деревьев между домами 30 и 34 были снесены в 2013 году ООО «Омские гастрономы» для организации подъездных путей к их магазину. 7 деревьев напротив (Ленина, 31) вырубил магазин «Декоро» – «в связи с благоустройством территории».
Чиновники эту вырубку согласовали «в связи с тем, что деревья были ранее неоднократно кронированы, имели повреждения ствола, некоторые из них – наклон в сторону проезжей части». Правда, жильцы дома уверены, что эти аргументы – пустая формальность. Да и трудно предположить, что все деревья в одном месте оказались больными и кривыми; а кронирование, как мы знаем, в Омске проводится повсеместно.
По бумагам, магазин «Декоро» ещё до вырубки деревьев высадил в рамках компенсационного заявления 21 яблоню и рябину в Театральном сквере – но активисты эти молодые деревца так и не обнаружили там, где они должны расти. Кроме того, вдоль дома №31 дважды (тоже судя по бумагам) городские власти высаживали по 6 пирамидальных тополей, но оба раза их сносили «неустановленные лица» – в первый раз через несколько месяцев (зимой 2014 года), во второй – уже через пару недель (в апреле 2014 года). Интересно, что у жильцов дома есть документ, составленный участковым, проводившим проверку после второго эпизода и выяснившим, что тополя снесли работники «Декоро». Но чиновники предпочли не обращать на это внимание. В результате теперь на месте ив из снега торчат чахлые кустики – туи, замёрзшие и засохшие ещё год назад.
С деревьями, росшими когда-то вдоль дома на Ленина, 30, всё выглядит ещё более странно. Департамент горхозяйства, когда ему задали вопросы о том, куда исчезают деревья, вдруг «выяснил», что на этом месте уже давно появилась автопарковка. Вырубка деревьев, освободившая под эту парковку место, в мэрии не согласовывалась, а информации о том, кто незаконно срубил ивы, у чиновников нет. Однако снова посадить деревья не представляется возможным «ввиду отсутствия условий для выполнения данных работ».
Этой зимой вырубка деревьев на Ленина была продолжена.
– Это специально делают вот сейчас, зимой, – уверена «зелёная» активистка, – сейчас наблюдатель вообще не может понять, больное дерево спиливают или здоровое. К тому же люди едут на работу – темно, возвращаются с работы – снова темно. Только весной внезапно увидят, что на одной из центральных улиц деревьев вообще не осталось.
В этой ситуации работа чиновников ведётся, но только в одном ключе, – они присылают в ответ на запросы граждан документы, которые ничего не проясняют. «Неустановленные лица», «не представляется возможным», «нарушений не выявлено». Поэтому омичам остаётся оценивать работу администрации по конкретным результатам.
Мы видим, что «благоустройство» по-омски – это когда заменой деревьев становятся мёртвые кустики, голые обрубки стволов и парковки. Когда чиновники благополучно «не замечают» превращение «города-сада» в город-гараж. Облысение улицы Ленина – не менее значимый этап в этом превращении, чем, например, гибель всех деревьев вдоль Любинского проспекта, «прореживание» сквера за музеем Врубеля или предстоящее строительство кинотеатра с парковками в парке 30-летия ВЛКСМ.
Видимо, дальше будет только хуже.
Николай Петров-Сидоров