К строительству объекта мог приложить руку «Мостовик».
В Омском районе продолжается небольшая война вокруг «дамбы раздора» – гидротехнического сооружения с причудливым прошлым, пугающим настоящим и весьма туманным будущим.
Стороны конфликта – администрация Дружинского сельского поселения и фермер Виктор Осеев. Предмет – принадлежность злополучной плотины, перегородившей один из оврагов неподалёку от Горячего Ключа.
Местные власти утверждают, что дамбу самовольно насыпал сам Осеев. Тот, в свою очередь, требует, чтобы администрация признала сооружение бесхозяйным и взяла на баланс.
Остроты конфликту добавляет то, что дамба находится не в лучшем состоянии. Она может банально не пережить следующей весны, разом сбросив тысячи тонн воды на дома, дачи, дороги и злосчастную гордость омских властей – недостроенный Красногорский гидроузел.
Сказка о неделимой сложности
«Водоём не может существовать без дамбы, между ними есть неделимая связь. Водные объекты и гидротехнические сооружения являются единым целым, так что если пруд расположен на земле Осеева, дамба тоже должна принадлежать ему», – заявила в суде представитель Дружинской администрации.
Сейчас иск местных властей к Осееву рассматривается в районном суде. Ведёт дело судья Елена Бессчетнова. А причина, по которой приходится строить столь сложные юридические конструкции, до обидного проста: документов, однозначно указывающих на принадлежность дамбы, не существует.
Известно, что её построили ещё в советские времена, об этом говорят и свидетели, и географические карты. Однако с приходом 90-х о сооружении как будто забыли: при разделе совхозных земель фермеру Осееву отошли участок, пруд и... всё. О дамбе – ни слова.
Сегодня в Омском районном суде выступили приглашённые дачники и обитатели Красной Горки. По их словам, в конце 2000-х старую дамбу серьёзно перестроили, после чего она стала представлять опасность. Руку к этому приложил омский «Мостовик».
«Раньше дамба была ниже, а площадь и объём пруда меньше, – утверждает местный житель Владимир Шебалин, – однако потом «Мостовик» стал гонять по ней тяжёлую технику, возить глину. И, чтобы проще было ездить, расширили плотину».
Некоторые свидетели считают, что строители сделали это по просьбе Осеева – «это же его земля, значит, и инициатива тоже его». Сам фермер это отрицает: да, он разрешал «Мостовику» добывать на своей территории глину, но надстраивать дамбу те решили сами.
В результате объём пруда вырос, старые сливные трубы перестали справляться с таким объёмом, и весной 2016-го вода пошла по верху. Плотина устояла, но теперь нуждается в капитальном ремонте.
Мальпассе по-омски
«Инженеры гидроузла сказали: если прорвёт – то всё. Вас не будет, вас просто снесёт», – сообщила председатель садового товарищества «Междуречье».
«Нас там три тысячи человек с семьями», – уточняет Шебалин.
Внизу, в долине Иртыша, расположено три крупных садоводческих товарищества. В этом году их серьёзно подтопило, а в случае прорыва дамбы дачным домикам придётся очень несладко. Красногорский гидроузел стихия тоже не пощадит: он вновь получит ощутимый удар сбоку.
«Весь сыр-бор из-за ничего. Там на один день работы: пригнать грузовик, отсыпать, трубу новую положить. И всё», – считает житель Красной Горки Александр Животов.
Однако местные власти, судя по всему, предпочитают продолжать перетягивание судебного одеяла. Следующий раунд игры в «подкидную дамбу» состоится в среду.