«Бизнес-курс» в декабре 2007-го уже называл Леонида Полежаева Человеком года. Признаюсь, тогдашнее решение было нелегким. Все боялись одного: поставим на обложку губернатора – заплюют! Обязательно уличат в продажности! Как говорится, вовек не отмоемся! Но это с одной стороны, а с другой... Ну, а если, к примеру, не назовем губернатора Человеком года?
Страшно было бросать себя под «колеса» общественного мнения, но еще хуже, по крайней мере, для меня, чувствовать себя послушным рабом этого самого мнения.
Было еще одно препятствие. Лично я считал, да и продолжаю считать Полежаева чуть ли не агентом ЦРУ, цинично уничтожавшим омскую экономику и, в первую очередь, манякинскую деревню. Материалы на эту тему, начиная с опубликованной в «Известиях» статьи «Омские нефтедоллары убивают аграрный сектор региона» (1993 г.), сделали нас врагами на многие годы вперед.
Но ведь был и другой Полежаев, которого я знал еще со времен «первых секретарей обкома КПСС». Этот, ДРУГОЙ, и появился на обложке «БК» в декабре 2007-го.
Вот аргументы в пользу тогдашнего решения редакционного совета:
«Дело, конечно же, не в том, что именно в 2007-м возведены и Успенский собор, и «Арена» – любимые детища губернатора. Тут важно другое. Такие архитектурно-строительные шедевры, как Успенский собор или «Арена», претендующие вместе и по отдельности как минимум на главное событие десятилетия, являются всего лишь частью ЦЕЛОГО. До них уже были Пушкинская библиотека и музей им. Врубеля, «Северный» и «Арлекин», Органный зал, собрания сочинений Достоевского и Бунина... И, конечно же, великолепная команда «Авангард», школы олимпийского резерва и отреставрированный театр драмы. Согласитесь, никому другому, кроме Полежаева, все это не припишешь.
Мы также не верим в цепь случайных совпадений длиной в 17 лет. Последовательность шагов Леонида Полежаева, начиная с гиблых 90-х, говорит о наличии намерений и ЗАМЫСЛА, реализованных к 2007 году, то есть в канун истечения срока губернаторских полномочий. По-человечески понять первое лицо региона можно. Просто он хотел уйти и ЧТО-ТО после себя оставить. Это «что-то», оставленное прежде всего в сфере духовной, как мы уже убедились, впечатляет. Таких примеров в России мы найдем немного, если, конечно, вообще найдем. И знаете, почему? На это никогда нет денег. У нас пенсии, льготы, ветераны, бюджетники, выборы... Всегда найдется тот, кто обязательно скажет, что миллионы потрачены «не туда», что надо бы нуждающимся больше помогать, а не святыни возрождать и какие-то театры с ледовыми дворцами строить.
Не так-то просто у нас в России отщипнуть хотя бы малость для тех, кто хочет не бедствовать, а жить сегодня, сейчас. И особенно для тех, кто придет потом, после нас... В нами же построенные храмы, театры, музеи и ледовые дворцы, чтобы увидеть дорогостоящую хоккейную звезду, кумира омской публики.
Для Леонида Полежаева 2007-й – год особенный еще и потому, что ТОЧКА в виде Успенского собора и «Арены», которыми он вроде бы завершал свою губернаторскую карьеру, неожиданно превратилась в многоточие. Переназначение на должность, полученное из рук президента Путина, превратило финишный рывок омского губернатора в начало старта еще одной губернаторской пятилетки. Согласитесь, как бы мы ни относились к главе Омской области, было бы нечестно не признать, что уходящий 2007-й был годом Леонида Полежаева. Сегодня на обложке независимого журнала «Бизнес-курс» он стоит вполне заслуженно. Так сказать, без вариантов!»
Зря он тогда не ушел. Ведь 2007-й был для него, вне всякого сомнения, пиком губернаторской карьеры. Вот с этой уже взятой высоты можно было уйти достойно.
Увы, не смог... И что было потом? «Похороны при жизни», объявленные его политическими конкурентами? А потом годы изнурительной войны с камерцелевской «стаей», обескровившей город, которому губернатор, мстивший мэру Шрейдеру, устроил безжалостную блокаду.
Но и тогда уже под занавес ДРУГОЙ Полежаев умудрился построить нынешнюю жемчужину Омска – Концертный зал, входящий по акустике в пятерку лучших в мире. И сделал это в считанные зимние месяцы под обещанный приезд маэстро Гергиева с его уникальным симфоническим оркестром.
И все-таки почему Полежаев?
1. Как-то в приватном разговоре молодой омский предприниматель из полежаевского окружения, положив ногу на ногу, утверждал: «Вы думаете, он останется здесь после отставки? Нет! Сбежит из Омска в тот же день. Он ненавидит и этот город, и всех нас!».
Жизнь расставила все по-другому. Полежаев покупает сотку земли на южном кладбище и строит на ней часовенку из красного кирпича... Вы увидите ее на Черлакском тракте сразу же за бывшим постом ДПС у центрального входа на кладбище.
Все эти «приготовления» могли означать только одно: Полежаев останется здесь, на омской земле, навсегда. И он остался, не соврал: «...моя «Англия» находится совсем недалеко, в Усть-Заостровке Омского района, в доме, который я построил собственными руками. Приглашаю на чай. Мне здесь очень нравится, хорошо работается и думается... Что касается квартиры – ни в Москве, ни где-либо у меня ничего нет. Есть квартира в г. Омске по ул. Яковлева, 9, которую я получил в 1988 году и которая хорошо известна всем, особенно коммунистам».
2. Во время «Полежбая», так его прозвали многочисленные недруги, сотни омских журналистов, работающих в газетах и журналах, на сайтах, радио и ТВ, ежедневно вручную выводили на орбиту наше «Великое СОЛНЦЕ». В каждой статье и даже в крохотной заметке эти в большинстве своем талантливые журналисты были обязаны воспеть губернатора через одну непреложную истину: «Мы живем благодаря мудрому омскому правительству и лично Леониду Полежаеву».
Он потратил на самовоспевание многие миллиарды. Этими бюджетными рублями не только развращались молодые дарования, но и дискредитировалось само печатное слово в Омской области.
И вот отставка... Наконец-то он уходит, а вместе с ним исчезают все его СМИ – дорогущие Nota Bene и «Деловая среда», «Новое обозрение» и т.д. А любимая «двенашка» забывает о своем Великом губернаторе уже на следующий день. И наступает тьма...
Честно говоря, мне и сейчас трудно представить, как этот искушенный политик, безраздельно правивший Омской областью 20 лет, смог с этим справиться.
А ведь он справился, но не тот великий правитель, солнце омского региона. Нет, просто мы забыли, что есть еще и ДРУГОЙ Полежаев, который на открытии нового областного архива признавался телезрителям, что мечтает о временах, когда он, уже на пенсии, будет приходить сюда и с трепетом перелистывать архивные документы – живую историю Омской области.
И это оказалась правдой. Потому что было сказано ДРУГИМ Полежаевым. Зайдите на сайт «Духовного наследия», и все Вам станет ясно – по делам его. Иногда Леонид Константинович дает собственному сайту интервью или делает заявления по разным информационным поводам, которые журналисты мгновенно растаскивают на цитаты по многочисленным омским СМИ. У Полежаева уже нет ни газет, ни журналов, ни телевидения, но его слово приобретает особый вес.
Что же произошло? Мне кажется, я нашел ответ. Леонид Полежаев и его фонд «Духовное наследие» стали одним из духовных центров Сибири. И России тоже.
3. Сегодня мы видим попытки использования бывшего омского губернатора Полежаева в сугубо корыстных политических целях. В качестве примера служит недавнее шоу, устроенное сенатором Голушко к 300-летию Омска вокруг воссоздания Воскресенского собора Омской крепости. Тут были и распиаренные закладки первого камня, и торжественная приемка здания в канун праздника, так сказать, под отделку. В этом голушкинском спектакле принимали участие в качестве массовки и министр РФ Мединский, и губернатор Назаров со свитой, и среди них скромный пенсионер, глава попечительского совета стройки Леонид Полежаев.
Все эти люди, по замыслу автора спектакля, должны были оттенить значимость сенатора Голушко для современной истории региона. Мол, и губернатора уговорил воссоздавать собор, и деньги для этого нашел, и самого федерального министра под это дело в Омск притащил... Да и бывшему губернатору дело нашел.
Ерунда все это – суета сует! Потому что все знают, что именно Полежаев войдет в историю региона, готовившегося к своему 300-летнему юбилею, как человек, который действительно сделал что-то реальное в абсолютно нереальные сроки! Вновь вернул уникальному для России архитектурному ансамблю «плац-парада» Омской крепости его жемчужину – Воскресенский собор, в котором молился великий Федор Достоевский.
Встречайте, Леонид Полежаев, ЧЕЛОВЕК ГОДА-2016 по версии журнала «Бизнес-курс».
Опять без вариантов!
Текст: Сергей Сусликов
P.S. Весь проект можно прочитать в спецвыпуске журнала «Бизнес-курс» №47(672) от 07.12.2016 г. Заказать номер с доставкой можно спецкурьером в офис (т. 399-081, 399-082), а также приобрести журнал в киосках «Роспечати», «Дилижанс» и у частных распространителей.