Новости. Омск

Аэропорт-призрак

На минувшей неделе губернатор Виктор Назаров публично заявил о приостановке строительства нового аэропорта. Тридцатилетняя история Фёдоровки - это грандиозное разгильдяйство и воровство.

 

Губернатор Виктор Назаров заявил, что бюджет Омской области не в состоянии финансировать сразу два масштабных проекта - метро и новый аэропорт, поэтому предлагает сконцентрировать усилия на первом объекте. «Как говорится, Боливар не вынесет двоих. Мы не скажем, что замораживаем строительство нового аэропорта, мы его приостанавливаем. Будем искать инвестора на этот проект», - сказал губернатор. Крылатая фраза «Боливар не вынесет двоих» прозвучала в советском вестерне «Деловые люди» по мотивам рассказов О. Генри и означает: когда друг становится лишним - его отстреливают.

 

Губернатор также считает, что действующий аэропорт Омск - Центральный пока соответствует всем необходимым требованиям, и его модернизация стоимостью в 1,2 миллиарда рублей обойдётся бюджету гораздо дешевле строительства Фёдоровки.

 

Спустя 30 лет с начала строительства от «аэропорта тысячелетия» остались одни руины. Последние 20 лет прошли в атмосфере холодной войны между областной властью и авиаспециалистами. Сергей Круглов, возглавлявший «Омский аэропорт» до 2008 года, убеждал в абсурдности строительства Фёдоровки. Неудивительно, что в 2008 году, когда область стала хозяином «незавершёнки», командира авиаотряда убрали с должности. В том же году независимые оценщики назвали стоимость недостроя: 1,2 миллиарда рублей. Уже нашлось несколько покупателей, которые хотели приобрести комплекс под организацию логистического центра, которого в Омске, кстати, до сих пор нет. Если бы Фёдоровку реализовали частным лицам, денег хватило бы не только на реконструкцию старого омского аэропорта, ещё и казну пополнили бы.

 

Вспоминается крылатая фраза губернатора Полежаева, сказанная в 2006 году: «За Фёдоровку мы готовы заплатить столько, сколько скажут. За ценой не постоим. Идея дороже». По слухам, вся «идея» была завязана на земле действующего аэропорта. Говорят, что его территорию обещали продать конкретным частным инвесторам и якобы за неё кто-то из чиновников уже получил немалый аванс. Но так ли это на самом деле, неизвестно.

 

Готовя этот материал, корреспонденты «Вашего ОРЕОЛА» прочитали о строительстве аэропорта 155 публикаций, вышедших за 30 лет в различных СМИ, и изучили около 50 материалов, опубликованных на интернет-порталах.

 

С высоты лет

 

1983

 

Уральский трест «Свердловскдорстой» строит взлётно-посадочную полосу. На стройке развёрнуто социалистическое соревнование.

 

1984

 

Из запланированных 11 миллионов рублей получено 5,6 миллиона. Рабочие жалуются на столовую - в меню одни рыбные блюда, нет мяса, непропечённые булочки.

 

1985

 

Вместо 15,5 миллиона рублей выделили 5,2 миллиона. Готовы здания аварийно-спасательной службы, центральной подстанции и котельной.

 

1986

 

Вместо 17 миллионов рублей дали 13. Завершено строительство подъездного ж.-д. пути. Монтируется склад ГСМ, строится командно- диспетчерский пункт. Проектировщики понимают, что в проект «Фёдоровка» заложены ошибки.

 

1987

 

На стройке затишье. Выясняется: в проекте отсутствуют гостиница, жилой городок для авиаторов, ресторан, цех бортового питания, система централизованной заправки самолётов и энергоснабжения стоянок. Не хватает кирпича, железобетонных и столярных изделий. На складах скопилось оборудования на 800 тысяч рублей.

 

1988

 

С 1983 года освоен 31 миллион рублей, или 55 процентов от запланированных расходов. Строители не могут по всему СССР найти мастику для заливки швов ВПП.

 

1991

 

Губернатор Леонид Полежаев предложил создать акционерное общество для достройки Фёдоровки. Акционерами станут работники аэропорта Омск- Центральный. Сергей Круглов - командир омского авиаотряда - согласился, если только область возьмёт финансирование на себя, однако администрация отказала. Фёдоровка уже «съела» 50 миллионов рублей. Подрядчикам не выплачивают деньги. Объекты начали разворовывать.

 

1992

 

Из 59 объектов введено лишь 8. В мае прошла презентация Фёдоровки в Лондоне. Американская компания «Ю-Джи-Эй» готова вложить в омский авиаузел 500 миллионов долларов - 25 годовых бюджетов города. Но иностранцы ждут, что у объекта появится хозяин в виде акционерного общества. Мэр Омска Валерий Рощупкин заявляет, что на объекте были допущены ошибки.

 

1993-2001

 

1993

 

В конце января заключён контракт между авиаотрядом и американской компанией Parsons Oversears Сompany на подготовку бизнес-плана аэропорта. Сумма сделки 535 тысяч долларов и 20 миллионов рублей.

 

1994

 

Весной ушли последние строители. В июне действующий аэропорт акционировали в компанию «Омский аэропорт», но в неё не вошла Фёдоровка. В конце лета в уставный капитал «Омского аэропорта» всё же включены объекты незавершённого строительства. Наступила пора безнадзорности. Используя тяжёлую технику, расхитители разбирают здания.

 

1995

 

Для завершения строительства необходимо 118 миллионов долларов. Если в Омске найдут 80 процентов средств, то Минтранс РФ будет ходатайствовать о выделении ещё 20. Закупленная несколько лет назад за 120 миллионов долларов уникальная система управления полётами «Буран» до сих пор стоит в контейнерах. Через два года «Буран» может морально устареть.

 

1996

 

Из 50 миллиардов областного бюджета, запланированных на Фёдоровку, поступило только 10. Зарплату строителям не дают. Необходимо заменить всё вентиляционное оборудование.

 

1999

 

С нижней половины локационной вышки украдены алюминиевые рамы, дальше лезть боятся.

 

2001

 

Институт «ЛенАэроПроект» даёт заключение: несущая способность взлётно- посадочной полосы Фёдоровки уменьшилась на 41 процент. Её нельзя эксплуатировать даже лёгкими самолётами Ту-154.

 

Справка

 

Алюминиевая чешуя на гороховом поле

В декабре 1979 года Совет Министров СССР решил построить в Омске новый аэропорт. Место выбрали в 30 километрах от города на гороховом поле рядом с деревней Фёдоровка. В октябре 1981-го на градостроительном совете впервые представили проект аэровокзала. С высоты птичьего полёта вокзал выглядел бы, как локаторная установка. Фасад четырёхэтажного здания с чешуйчатой крышей в старинном русском стиле предполагалось облицовывать анодированным алюминием, гранитом и мрамором. По постановлению правительства в 1987 году должна была быть готова первая очередь аэропорта. В октябре 1982-го на гороховое поле заехала строительная техника.

 

2002 - 2005

 

2002

Создаётся дочернее предприятие ОАО «Аэропорт Омск-Фёдоровка», 80 процентов акций принадлежит минимущества области. Кредит под гарантии «Сибнефти» собирался предоставить МДМ-банк. Но Абрамович потом передумал и вложил 100 миллионов долларов в «Арену- Омск». Генподрядчиком по достройке без конкурса становится югославско- кипрская компания Pianum Cyprus Ltd. Ведётся расчистка стройплощадки руками солдат срочной службы. В 2003 году югославы получили вознаграждение и закрыли предприятие.

 

2005

 

По расчётам, Фёдоровка может стать рентабельной в 2020 году. «Омский аэропорт» включили в федеральную программу модернизации, но из обладминистрации поступила просьба - убрать Омск из программы, так как скоро запустят Фёдоровку.

 

ВАШ ОРЕОЛ ИЗУЧИЛ ВСЕ ЗА И ПРОТИВ ЗАВЕРШЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА В ФЁДОРОВКЕ

 

Быть или не быть?

 

ЗА

В районе действующего аэропорта проживает около 300 тысяч омичей. Падение самолёта может привести к гибели людей.

 

ЗА

Шум от самолётов превышает допустимые пределы. При посадке самолёты сбрасывают на город излишки топлива.

 

ЗА

Современный аэропорт поможет привлечь дополнительные рейсы и стать перевалочным узлом для международных перевозок.

 

ПРОТИВ

Полоса в Фёдоровке направлена в сторону нефтезавода. В случае падения машины на нефтекомбинат трагедия может приобрести региональные масштабы.

 

ПРОТИВ

Если сейчас ночью на такси до действующего аэропорта можно доехать за 200 рублей, то дорога в Фёдоровку обойдётся в 3-5 раз дороже. Московские аэропорты не будут менять своё расписание, приспосабливаясь к региональным портам, поэтому утренние или дневные рейсы «Омск - Москва» навряд ли откроют.

 

 

2006-2012

 

2006

 

Создана дирекция по строительству Фёдоровки. Предполагается, что достроит объект частный инвестор, который несколько лет будет использовать аэропорт, а потом передаст его в госсобственность.

 

2007

 

Аэропорт Фёдоровка не вошёл в список 32-х приоритетных российских авиаузлов. Для достройки необходимо не менее 7,5 миллиарда рублей. Рыночная стоимость недостроя составляет 1 миллиард 201 миллион.

 

2008

 

Минтранс РФ выделил на реконструкцию «Омского аэропорта» 353 миллиона рублей. Тем временем на ВПП Фёдоровки проводят презентации автомобилей.

 

2009

 

Активисты «Молодой гвардии», «Нового города» и «Омской инициативы» начали сбор подписей в поддержку строительства Фёдоровки. Гендиректор «Омского аэропорта» Сергей Круглов уволился по собственному желанию, после того как собственником действующего аэропорта стала область.

 

2010

 

Бизнес-план по итогам конкурса делает немецкая компания «Хохтиф Аэропорт» за 53,8 миллиона рублей. Строительство должно начаться в 2011-м, а закончиться в 2015 году. На территории старого аэропорта предполагают построить 4,8 миллиона квадратных метров жилья и 865 тысяч квадратов коммерческой недвижимости.

 

2011

 

31 августа 2011 года облправительство создаёт ОАО «Омский аэропорт Фёдоровка». Учредители: 49 процентов - Омская область и 51 процент - НПО «Мостовик». Транспортная прокуратура по решению Первомайского суда приостановила работы НПО «Мостовик» по сносу в Фёдоровке 22 объектов. У строителей нет разрешительной документации, заключения госэкспертизы и проекта. Облправительство сокращает в 2012 году финансирование строительства. Освободившиеся деньги - 800 миллионов рублей - перебросят на строительство Красногорского гидроузла, Омского метро и Ситуационного центра губернатора Омской области.

 

2012

 

Губернатор Омской области Виктор Назаров создал комиссию, которая должна решить, как можно завершить долгострой. Существующий проект аэропорта требует 3,5 миллиарда рублей из облбюджета. Рабочей группе поручено найти инвестора.

 

Справка

 

СКОЛЬКО ДЕНЕГ ЗАКОПАЛИ В ФЁДОРОВКЕ?

Субъективно примем, что средняя зарплата в советское время составляла 150 рублей, а сегодня средняя (официальная) зарплата в Омской области - 20 тысяч. Поделив нынешние деньги на советские, получаем коэффициент 133,3. До 1993 года на строительство Фёдоровки потрачено не менее 100 миллионов рублей. Применяя коэффициент, получаем, что в ценах 2012 года в строительство аэропорта было вложено около 13 миллиардов 300 миллионов рублей. С 1994-го по 2012 год в Фёдоровке «закопали» ещё не менее одного миллиарда. Итого за 30 лет вложено 14,3 миллиарда рублей. Чтобы завершить проект, требуется ещё 7,5 миллиарда. Таким образом, окончательная стоимость Фёдоровки может составить около 22 миллиардов рублей. Конечно, цифра приблизительная.

 

Мнения

 

Виктор ШРЕЙДЕР, бывший мэр Омска: «Ещё в 2004 году я предлагал Полежаеву совершенно простой выход из ситуации - удлинить взлётную полосу действующего аэропорта на 250 метров. Тогда все типы самолётов могли бы совершать посадку в Омске. Цена вопроса была 560 миллионов рублей. Эти деньги федеральное агентство готово было выделить, нужно было только письмо от Полежаева. Губернатор письмо не подписал».

 

Игорь ГЛУШКОВ, гендиректор ОАО «Омский аэропорт Фёдоровка»: «В 2015 году мы должны завершить все строительно-монтажные работы, до конца первого квартала 2016 года получить все разрешения и сертификаты, так что первый самолёт взлетит и сядет в аэропорту Омск-Фёдоровка, я думаю, в марте-апреле 2016 года».

 

Сергей КРУГЛОВ, экс-директор аэропорта Омск-Центральный: «Строить Фёдоровку, это как жить в двухкомнатной квартире, не иметь денег на оплату ЖКХ и при этом брать ипотеку, чтобы купить пятикомнатную. Фёдоровки никогда не будет - об этом говорит экономика».

 

Виктор НАЗАРОВ, губернатор Омской области: «Однозначно такой аэропорт строить нужно, иначе мы превратимся в захолустный, заштатный город. Другой вопрос - как достраивать. Создана рабочая комиссия по изучению экономики и логистики объекта, которая до 10 июля должна представить предложения по вариантам и инвестициям». («Бизнес-курс» от 25.06.2012 г.)

Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 309-087
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: reklama@bk55.ru