Новости. Омск


священник, театральный критик


Лев Степаненко: «Ни в сказке сказать, ни пером описать»

Мюзикл «Дюймовочка» в Омском театре для детей и молодежи. Режиссер-постановщик Надежда Бизина (Москва), композитор Иван Пилюкшин (Самара), автор стихов Владимир Макаренков (Смоленск), хореограф Алексей Ревва, художник-постановщик Анна Костерина.

Дети хорошо знают сказку Х. Андерсена «Дюймовочка», а у пап и дедушек слово «дюйм» больше ассоциируется со словами В. Маяковского «бабахнула шестидюймовка Авророва» или с дюймовой трубной резьбой. По этой причине я напомню содержание сказки взрослым.

Родилась Дюймовочка (актриса Надежда Костюк) необычным способом. Обошлось без мамы и папы, но не в пробирке, как это сегодня случается, и не в подарок от аиста. Появилась она на свет Божий волшебным способом в раскрывшемся цветке тюльпана, будучи существом женского пола, только очень маленьким. На сцене среди многих цветов представлен большой цветок в рост человека, а в нем до поры до времени невидимо находилась Дюймовочка. С пением Феи эльфов (Вероника Крымских), находящейся высоко вверху, цветок раскрывается, и возникает Дюймовочка. Актриса ростом чуть меньше других, и потому без проблем воспринимается Дюймовочкой, а когда она начинает петь одним из лучших голосов артистов ТЮЗа, то покоряет всех. Приятно отметить, что по-актерски поют все артисты, а основным персонажам даны сольные партии.

По причине отсутствия родителей у Дюймовочки начинаются неприятности. Андерсен пустил ее в свет без всякой защиты и средств к существованию. Ее спасет лишь доброта и умение говорить на языке любого насекомого, грызуна или даже рыбы. Возможно, в этом отношении Христиан Андерсен использует ветхозаветный мотив о том, что ­праотец наш Адам понимал языки всех животных и был в гармонии с ними.

Спала сирота в скорлупке грецкого ореха, а одеяльцем ее был лепесток розы. Каким-то образом узнала о ее существовании жаба Жабелла (Анастасия Донская) из соседнего болота. Игра Анастасии Донской мне показалась колоритней других. В зеленом облачении, полненькая, с раскрашенным лицом, с утрированной походкой, чудаковатая, она была стопроцентной жабой. Ее нельзя было перепутать ни с кем, в отличие, например, от майского жука, которого можно принять за кого угодно. Она влезла ночью через окно и унесла Дюймовочку вместе с колыбелькой, поместив на лист кувшинки посреди реки, откуда она не могла сбежать. Жаба решила выдать ее замуж за своего безобразного и ленивого сына Квака (Михаил Гладков). Никто, к сожалению, не искал пропавшую девочку, да и найти ее, такую маленькую, наверное, было невозможно, хотя она умела привлекать к себе внимание пением.

Следует заметить, что Дюймовочка испытывала все человеческие эмоции, желания и потребности, включая желания любви. Возраст ее по человеческим меркам был около 18, т.е. такой, когда можно было влюбляться и выходить замуж. Оказалось также, что и представителям животного мира, включая земноводных, грызунов и насекомых, по воле сказочника Андерсена свойственно человеческое сознание и, прежде всего, преклонение перед красотой. Все влюблялись в Дюймовочку и, как говорится, домогались ее руки и сердца. Первыми из них оказались жаба и ее сын Квак. Любопытно, что сам Андерсен никогда не был женат и детей не имел. Вероятно, в этой сказке отразились какие-то личные комплексы сказочника, придумавшего абсурдную, сюрреалистическую тему о брачных узах человека с насекомыми или грызунами.

Горько-горько плакала Дюймовочка, ей не хотелось выходить замуж за противного Квака. Помогли рыбы, которые перекусили стебель, удерживающий лист кувшинки, и она с радостью поплыла по реке. Жабелла и ее сын Квак, впрочем, не злые, дурачатся и легко смиряются с побегом невесты. Плыла Дюймовочка до тех пор, пока ее с лету не схватил другой жених – майский жук Жорж (Димитрий Пономарев). Как говорится, жених с места, другой на место. У Андерсена нет имен персонажей, и похвально то, что постановщики придумали им такие забавные имена. Жорж – единственный, кто сам отказался жениться, потому что другие жуки (Александр Галимов, Павел Зубенко, Александр Карпов, Михаил Квезерели, Даниил Супрун) и «жучихи» (Ирина Коломиец, Ольга Которева, Галина Ксеневич, Полина Пулькис, София Федоровская) высмеяли Дюймовочку. Ведь у нее всего две ножки, тонкая талия и некоторые другие недостатки, делающие ее похожей на человека и, значит, не подходящей для такого ­крупного ­уважаемого жука Жоржа. Таким образом, лишь майские жуки проявили трезвый взгляд на межличностные и, я сказал бы, межэтнические отношения, согласившись с тем, что человеко-образная Дюймовочка не является подходящей партией жуку.

Жорж бросил Дюймовочку на произвол судьбы, нисколько, впрочем, не позаботившись о ее дальнейшем существовании. При всей своей импозантности он оказался не джентльменом. Она сделала себе постельку под листом лопуха, питалась цветочным нектаром и неплохо жила до первых заморозков. Пошел снег, вопрос встал о жизни и смерти. Случайно она наткнулась на мышиную норку, вошла, и ее гостеприимно приняли две полевые мышки: Мими (Александра Корнева) и Фифи (Алла Малкина). В своих традиционных нарядах мышки смотрелись очаровательно и казались типичными трудолюбивыми европейскими крестьянками времен Ганса Христиана Андерсена, да и любого другого времени – крестьянки на все времена. Заботливые, добролюбивые, они отнеслись к Дюймовочке, как к своей родной дочери. Неспешные и ­рассудительные, они стали заботиться о дальнейшей судьбе Дюймовочки.

На фото слева направо: Дюймовочка (Н. Костюк), мышка Мими (А. Корнева), мышка Фифи (Алла Малкина) и Крот (Тимофей Греков).

Мышки хорошо подготовились к зиме, закрома их ломились от припасов, принесенных с крестьянских полей, так что прокормить Дюймовочку, которой было достаточно одного ячменного зернышка в день, не составляло труда. Жили согласно поговорке: «И мышь в свою норку тащит корку». Сценографы тщательно устроили жилье мышек: здесь и кладовочки, и полочки с постельками. Жили они припеваючи в прямом и переносном смысле. Актрисы приятно поют и пританцовывают, и заботами о будущем Дюймовочки мышки не тяготились, они тотчас приготовили свой план.

Жених нашелся ей и здесь, в подземелье. Им оказался, скорее всего, вдовый скупой господин Крот (Тимофей Греков), живший по соседству и проделавший к мышкам туннель, по которому гуляла Дюймовочка. Он влюбился в нее без памяти, хотя долго сомневался в таком важном шаге, как женитьба: «Так ведь жену кормить надо, а жены – они знаете, какие прожорливые». Он судит по себе, т.к. кроты съедают в день дождевых червей и личинок столько, сколько весят сами. Наконец, он принял твердое решение жениться и даже готов был кормить Дюймовочку. Мышки содействовали ему в женитьбе, и их нельзя винить за это, т.к. они были уверены в правильности своего мнения, исходя из типично мышиного миропонимания. «Сжальтесь надо мной, хозяюшки! Не выдавайте меня замуж за крота!» – умоляла она. Ей отвечали: «Ты с ума сошла! Лучше нашего соседа тебе мужа не найти! Слепой, богатый – сокровище, а не муж!

Обычно крота изображают в мультфильмах солидным, в шубе, и это правильно. Тимофея Грекова, оригинальности ради, одели в смокинг, что вряд ли следует считать удачным решением. Мне не раз приходилось видеть на проселочных дорогах кучку земли, выкидываемую кротом. Крота не получается увидеть на поверхности, но если потихоньку подойти, то можно порой увидеть его мордочку, а то и часть бархатистой шкурки – шубки. Свидетельствую, я никогда не встречал крота в смокинге, в очках же, как у Тимофея Грекова – всегда, т.к. кроты слепы.

Наступил день женитьбы. Отчаявшаяся Дюймовочка попросилась выйти на поверхность, чтобы проститься с солнечным светом, т.к. теперь ей придется жить под землей. И тут случилось чудо, прилетела Ласточка (Ольга Которева) и унесла ее с собой. Это была та самая Ласточка, которую она спасла от гибели в начале зимы, согрев ее. Год продлились непредсказуемые приключения Дюймовочки, и теперь Ласточка отнесла ее в теплые страны, где проживают эльфы и где она, измученная, встретила Принца эльфов (Павел Зубенко), которому немедленно дала согласие на вступление в брак.

Спектакль населен множеством действующих лиц, что радостно видеть зрителям и полезно артистам. Кроме названных персонажей в спектакле участвует целый коллектив «Театра пластики и танца» городского Дворца детского творчества во главе с его руководителем Алексеем Реввой, который явился и хореографом мюзикла в целом.
Танцуют у Реввы все: жабы и жуки, мыши и кроты, пчелы и муравьи, бабочки и пауки. Актеры многое умеют, т.к. их систематически готовит главный хореограф ТЮЗа, заслуженный артист России Виктор Тзапташвили.

Нет среди персонажей ни одного злодея вроде энцефалитного клеща. Много страданий перенесла Дюймовочка, но важно отметить, что никто не желал ей зла. Ее любили, все хотели брать в жены, но только не считались с ней самой и потому доставляли ей неприятные минуты, игнорируя ее волю.

Спектакль красочен, откуда-то нашел директор театра Михаил Мальцев деньги на пошив многочисленных костюмов, на декорации и реквизит. На мой вопрос об источнике средств он ответил шуткой и правильно сделал – это сфера его компетенции. Главное, чтобы средства шли в театр, а не из театра, как у пре­дыдущего директора, не к ночи будь помянутого.

Звучит мягкая, приглушенная, бархатистая музыка, переходящая в ритмическую, танцевальную. Звук обволакивает и погружает в истому. Весь мюзикл окрашен гуманизмом Ганса Христиана Андерсена, добрыми делами Дюймовочки и озорными улыбками артистов. Дюймовочка видится не только в игре Надежды Костюк, но и других актрис, включая Александру Корневу и Аллу Малкину, создающих, казалось бы, лишь сказочный образ добрых мышей.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

7
0
мимо проходил24.12.2018 09:27:21
))) Допусти взрослого до пересказа детской сказки - запросто можно получить рассказ про какую-то непонятную взрослому "абсурдную, сюрреалистическую тему о брачных узах человека с насекомыми или грызунами"!))) А - нет, чтобы вспомнить себя дитём малым, когда рассуждения "о брачных узах человека с насекомыми или грызунами", включая возникшие на основе мультиков и сказок, вполне естественны и логичны и даже очень-таки хороши и полезны! И - никакого в них нет "сюрреализма", никаких, панимашь ли, "контрреволюций" и прочей пустой взрослой игры словами! Для чего, в частности, и включают мышление детские писатели, знающие, кому пишут, и не связывающие мнимый сюрреализм произведения еще и с какими-то своими одиночествами-бездетностями. А таких придуманных на пустом месте связей - чрезмерно воспаленный разум может много изобрести по-Фрейду, включая и то, что: и в ответ ведь - также можно много по-Фрейду сказать про того, кто пытается искать сюрреализм в обыденном детском...
4
0
Васо24.12.2018 11:38:27
Думаете, такой пересказ заманит-таки кого-нибудь в театр?
6
1
Ольга24.12.2018 12:27:31
И вдруг медведь явился в лес... И сразу же во все полез... Зачем барсук присел на сук? ... (Карнавальная ночь)
5
0
Автору25.12.2018 08:51:10
"По-актёрски поют все артисты"??? Где же вы таких оборотов набрались??? Корявая статья какая-то. Такое ощущение, что писал ученик начальной школы!!! Моему сыну - десять, у него с изложением и речью поинтереснее...
6
0
Ёлка25.12.2018 08:56:22
Васо, после такого захватывающего пересказа прям тянет посмотреть на "гуманизм Андерсена", "добрые дела Дюймовочки" и "озорные улыбки артистов" (в одном предложении). Слушайте, Лев Степаненко!!! Почитайте словари, что ли... Классиков полистайте, в конце концов... Ну, нельзя же так писать!!! Дети могут прочесть!
2
0
Так25.12.2018 11:15:29
Сам то понял, что накалякал ?
Смысла ноль вообще по моему
7
0
Александр25.12.2018 17:10:08
В советское время все мультики были жестокими - волк бабушку съел, мужик увёз и просил девочку в лесу и прочее
0
0
Карабас Барабас25.12.2018 21:00:44
Сказки для взрослых...судя по Дюймовочке.
2
0
Так26.12.2018 00:38:58
В советское время все мультики были жестокими

Это адаптированные и смягченные варианты западных сказок !! Наши сказки намного добрее.
Не пишите, если не в теме. а то лейтмотив один, как вшивый про баню.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru