Омский политолог и общественный деятель высказал свои соображения о новой инициативе СКР об ответственности медиков за нарушения в работе.
— В СМИ, социальных сетях, медицинских сообществах развернулась дискуссия по поводу ответственности врачей за смерть пациента. Я как пациент имею право на свою точку зрения.
СК предложил ввести две новые статьи — о ненадлежащем оказании медпомощи (ст. 124.1 УК) и фальсификации медицинских документов (ст. 124.2 УК), а также ужесточить наказание по статье о работе врачей и фармацевтов без лицензии (ст. 235 УК). За врачебные ошибки с тяжкими последствиями для здоровья в ведомстве предложили наказывать штрафами до 200 тысяч рублей с временным отстранением от работы, в случае смерти одного пациента — лишением свободы до четырех лет, двух и более человек — до шести лет. Позиция Национальной медицинской палаты — мы всегда отстаивали идею недопустимости уголовного преследования врачей. Ее президент Леонид Рошаль высказался предельно ясно: «Винить врача за ошибку в решении, принимаемом огромной ценой — значит, совсем убить профессию».
Уважаемый Леонид Михайлович, в стране никто не считает количество так называемых врачебных ошибок, а эксперты традиционно называют цифру в не менее 50 тысяч пациентов в год, которые умирают от неверных диагнозов или лечения. Ну, во-первых, дорогие врачи, Вы были и есть абсолютно девственны в плане частоты претензий к Вам со стороны пациентов! Вы совершенно не привыкли к тому, что пациент ведёт себя не как покорный вам баран, тихо выполняющий ваши порой безграмотные рекомендации, а как полноценный и совершенно автономный партнёр и участник лечебного процесса, наделённый законом всеми правами и в любой момент готовый подвергнуть ВСЁ, что вы делаете, не только критике, но и судебному иску.
Например, американских врачей судят постоянно, порой и очень жёстко. Их врачебная деятельность считается потенциально общественно опасной и потому уже давно страхуется. И это при абсолютно не сопоставимом с российским уровнем образования, организации, финансирования и всяческой логистики и инфраструктуры медицинской отрасли. Подтекстом же многих (не всех) выступлений в защиту врачей является что-то вроде: «не смейте нам указывать», «мы врачи, знаем, что делаем, наш труд очень тяжёлый, и нечего лезть в нашу работу с критикой», а то мы скальпели с фонендоскопами побросаем и лечить Вас не будем. Весьма странная позиция!
Я думаю, что при отсутствии какой-либо статистики по ощущениям в российском здравоохранении ситуация с «ошибками», которые наносят населению неграмотные действия врачей — печальная. А сколько абсурдных медицинских решений и рекомендаций, назначений всякого неработающего фуфла или лечения того, чего лечить совершенно не надо? Десятки случаев ежегодно. Некоторым категориям врачей присуще разделения пациентов на «касты» — я про «гонорары мимо кассы», отбор пациентов по финансовому признаку и прочие прекрасные вещи. При этом искренне они считают себя гуманистами. Как мотивировать те 70% врачей, по-английски не читающих? Они просто не могут читать релевантную профессиональную периодику.
Не согласны? Природная склонность к постоянному самоусовершенствованию не всем дана. В обществе, где ложь, лизоблюдство, рабство — норма жизни. Где мнение начальства из Минздрава для некоторых врачей гораздо важнее, чем какая-то «доказательная медицина». Возможно, Вы считаете что я одинок в своем мнении, но я вас умоляю. В стране, где около половины населения работают или обслуживают силовые ведомства, больше половины «глубинного народа» поддерживают Сталина и через одного считают, что всех врачей надо пересажать пожизненно. Почитайте не врачебные форумы, а то, что пишут обычные люди — и вы поймёте, что они очень поддерживают СК. Все взаимосвязано, и нельзя ничто рассматривать в отрыве от реальности.
Я считаю, что врачи должны быть абсолютно подсудны и подконтрольны обществу и пациенту. Их работа всё время должна быть под общественной лупой и под шквалом критики, что совершенно нормально.
Конечно, не все врачебные ошибки и осложнения в медицине можно считать уголовным преступлением за исключением случаев откровенного мошенничества и вопиющей, преступной халатности. Врачебная безграмотность и невежество должны осуждаться не только обществом и пациентами, но в первую очередь профессиональным медицинским сообществом, а также подвергаться судебному преследованию в случаях причинения вреда здоровью пациентов.
Ещё один материал-размышление Сергея Кондакова о медицине вы сможете прочитать в журнале «Бизнес-курс», новый номер которого выйдет 7 августа.