Новости. Омск


священник, театральный критик


Лев Степаненко: «Про любовь в клоаке или Содом в Омском академическом театре драмы»

Народ разбегается из «Третьей столицы» России, и в это, несомненно, вносит свой вклад и театр Виктора Лапухина, внушающий уныние и безнадежность, насаждающий низменные и безнравственные чувства.

Спектакль «Обманщики» по сценарию Алексея Житковского режиссера Данила Чащина — первая премьера сезона 2021–2022 года.

Он представляет собой сценический вариант одноименного фильма режиссера Марселя Карне 1958 года. Фильм повествует о поколении послевоенной молодежи Франции, принятом называть битниками (джазниками, бопниками, хиппи…). Субкультура эта зародилась в США, перекинулась в страны Европы, а в СССР откликнулась среди молодежи, которую стали называть стилягами.

Битникам свойственно отрицание общепринятых норм жизни, пьянство, безделье, распутство, характерная манера одеваться, необычные танцы, сленг и прочее.

На фото режиссер Данил Чащин.

Тридцатидвухлетний режиссер Данил Чащин, рожденный в Тюмени, а ныне живущий в Москве, старательно воспроизводит основные события фильма. Только и всего, спектакль лишен единого драматургического действия — своей основы.

Отвечая на вопрос, о чем спектакль, задаваемый всегда на пресс-конференциях, он привычно и жизнерадостно ответил:

«Это, конечно, история любви».

Замечательно, нет ничего слаще и волшебней этих двух слов — «история любви». Смотрим спектакль и задумываемся над тем, как представляет себе режиссер понятие «любовь», каково вообще его мировоззрение и чем он считает нужным поделиться со зрителями театрального города Омска. Он человек молодой, всю историю человечество бьется над тайнами любви, и что же нового внесет он в это чудное явление?

Главной героиней спектакля является бросившая университет Мик (артистка Кристина Лапшина), ушедшая от матери и живущая на съемной квартире в Париже. По ее собственным словам, она умеет только «трахаться» и более ничего. Об этом роде занятий, я думаю, читатель имеет некоторое представление и мне нечего добавить к происхождению и сути этого вполне цензурного слова. На прямой вопрос предводителя тусовки Алена (Егор Уланов) о том, сколько у нее было сексуальных партнеров, она едва ли не с достоинством отвечает: «Не помню!», т. к. она превыше всего ценит, по ее понятиям, свою свободу и независимость.

Ей нечего стыдиться, потому что у них одна и та же философия жизни. Одна на всех. На сцене в тусовке более двадцати персонажей и каждый из них занимался с каждой интимными делами. На каждой вечеринки у них одна забота: какая квартира осталась сегодня без родителей и кто на очереди. Таково их понимание свободы, рассуждения о которой слышно на продолжении всего спектакля. Свобода для них есть лишь свобода сексуальных отношений, свобода от учебы и работы, свобода от всех обязанностей, включая отцовство и материнство.

Придется и нам остановится на этом прекрасном понятии — свобода.

О ней написано бесконечное количество рассуждений, не меньше чем о любви. На этот раз я сошлюсь на слова человека, которого, к сожалению, не принято цитировать в СМИ и о котором вы сами бы никогда не догадались — митрополита Омского и Таврического Владимира (в миру Василия Захаровича Иким, рожденного в Молдавии). Я обратил внимание на его проповеди в интернете, когда он еще был епископом Ташкентским и Среднеазиатским — обширнейшей епархии, в которую входили Узбекистан, Киргизия, Туркменистан и Таджикистан. Десять лет он в Омске, и я процитирую его книгу «Слова в дни памяти особо чтимых святых» (книга шестая).

Пишет он просто, ясно, доступно:

«В наше время мы со всех сторон слышим слова о свободе, независимости, личном выборе. Увы, свобода, к которой нас призывает современный мир, — это в большинстве случаев свобода от чего-то. Свобода от любых сдерживающих рамок: ответственности, обязательств, норм поведения, правил человеческой морали, законов, не говоря уже о заповедях Божиих. Иными словами, «свобода» понимается исключительно как вседозволенность. Такая «свобода» оборачивается величайшим обманом, мгновенно превращаясь в несвободу, в рабство, в гораздо более тяжкую неволю, чем была у человека раньше. Человек окончательно становится рабом собственных страстей, которые уже не может контролировать, ведь самоконтроль как сдерживающая преграда устраняется одной из первых».

В Евангелии сказано: «Несть пророка в отечестве своем», т. е. пророка не ценят в родной стороне, в его собственном доме. Между тем пророчеством звучат многие страницы книг Владыки Владимира, обладающего очевидным писательским даром:

«В вымирании русского народа сбываются слова святителя Иоанна Златоуста: Когда разрушатся семьи — падут города и низвергнуться государства».

СМИ заполнились пропагандой всех видов смертного греха: бесстыжей наживы, насилия и разврата. Этот грязевой поток обрушился на сознание народа, и без того обезбоженного и нравственно ослабленного тоталитарно-атеистическим режимом». Именно это мы видим в спектакле «Обманщики»: отрицание семьи, брака и любви, легализация абортов.

Итак, избранница-бесприданница названа, а кто же суженый? Им оказался «сопляк», так назвал его кто-то на сцене, вероятно, из-за небольшого роста и юного лица персонажа. Звать его Боб (Леонид Калмыков). Он из богатой семьи, оказался в этой компании случайно, но в первую же встречу — сопляк-то сопляк — переспал с подругой Мик — Кло (Алина Егошина) и только на следующий день (ночь ли) переспал с кем положено — с Мик, исправив ошибку. Но таково только начало «истории любви». В следующую ночь (день ли) Мик по своей собственной прихоти переспала с Ален (Егор Уланов). Боб застает их в постели и обиженный уходит. Однако Мик вдруг решает, что она любит Боба, а Боб сомневается в этом и отпирается. Мик в пьяном виде мчится на только что купленном по темному делу роскошном автомобиле, а Боб за ней, та врезается в грузовик и гибнет. Врач фиксирует значительное количество алкоголя в крови несчастной Мик.

Что же получается? Обещал режиссер показать «историю любви», а, во-первых, нет никакой «истории», и то, что случилось в три-четыре дня и ночи никак на «историю» не годится. Во-вторых, вместо любви есть лишь случка животных. Ну и проказник же режиссер!

Он назвал свой спектакль «Обманщики», но сам он — первый обманщик. Конечно, персонажи обманывают друг друга. Ален ворует пластинки в магазине, Мик ворует понемногу деньги в кассе у матери, торгующей в магазине и еле сводящей концы с концами, но, как мне представляется, режиссер Данил Чащин гораздо более опасный социальный и нравственный обманщик. О таких пишет выше названный Владыко Владимир: «Новоявленные демократы принесли с Запада отнюдь ни новейшие технологии и финансовое благосостояние, в Россию хлынули канализационные стоки аморализма. Западные теоретики блуда изобрели даже целую науку — «сексологию». Святую любовь подобные «ученые» низвели до скотской техники. Святитель Феофан Затворник предупреждал: «Западом и наказывал, и накажет вас Господь».

Интересно поставить теперь такой непростой вопрос: а возможна ли вообще любовь у женщины, напропалую занимающейся сексом с встречным-поперечным, не считая и не запоминая половых партнеров? Скорее — нет. В истории человечества можно назвать лишь одну сходную, но не в пример поучительную судьбу. Мария Египетская (344-421) в двенадцать лет ушла от родителей и, по ее собственным словам, «предалась безудержному и ненасытному любодеянию». Записан ее рассказ:

«Более семнадцати лет я невозбранно предавалась греху и совершала его безвозмездно. Думала, что весь смысл жизни состоит в утолении плотской похоти».

И что же? Она осталась одной из самых великих святых женщин в истории христианства по той причине, что 47 лет каялась и молилась в пустыне о своих грехах. Христос явился ее женихом, а не «сопляк» Боб. По сих пор Мария Египетская считается покровительницей кающихся женщин. К ней бы и обратиться Мик и к Христу, и попала бы, глядишь, в рай. Такой ли идеал женщин нужен от режиссера Данила зрителю? Нелепа «любовь» развратницы Мик, как нелепа и ее смерть. Нет причин у неё к самоубийству, если Боб всего лишь очередной в ряду сексуальных спортсменов.

Об игре большинства артистов говорить не приходится. Их около 25 и половина из них лишь раз-два проходят по сцене (заслуженные артисты РФ Александр Гончарук и Екатерина Потапова), а другая половина кучно скачет в массовых сценах и распознать их, которая из них Мюриэль, которая Катрин, Мари или Франсуаза нет возможности, да и нет такой необходимости. Лишь по программке можно прочитать, что это соответственно актрисы Юлия Пошелюжная, Вера Фролова, Лариса Свиркова, Ирина Бабаян.

То же самое и с мужскими персонажами: Ги (Иван Курамов), Лу (Андрей Агалаков), Пит (Степан Дворянкин), Жерар (Артем Кукушкин), Ясмед (Александр Соловьев). Порой они ошалело кричат, изображая сильно пьяных, веселых и «вечно молодых», как им кажется. Выделяется в лучшую сторону игра Кристины Лапшиной, похожей на совсем юную девушку, но тем хуже для нее. Ей достается больше других воспроизводить на сцене хамство, грубость, развращенность. Режиссер эксплуатирует ее личные достоинства, опустошая и пачкая ее душу, причем сама она этого может не осознавать.

Есть в спектакле единственный положительный персонаж — брат Мик слесарь Роже (Всеволод Гриневский), но он лишь скучный морализатор.

Удивляет то, что юных персонажей, которых принято называть «поколением двадцатилетних», играют мужчины далеко за двадцать (Ивану Курамову — 30 лет, Егору Уланову — 34), а женщины некоторые уже приближаются к сорока. Все они замечательны, но в качестве юных совокупляющихся персонажей смотрятся нелепо.

Фильм «Обманщики», снятый во Франции в середине XX века, имел смысл уже потому, что привлекал общественность к проблемам молодежи. Режиссер его Марсель Карне (1906-1996) два года специально вращался в кругу молодежи, изучая ее, а зачем, спрашивается, режиссер Данил Чащин показывает нам эту непотребную картинку сегодня? Он не только не изучал проблемы сегодняшней молодежи, он даже не коснулся их. Проблемы же эти гораздо страшнее тех — блуда, пьянства, абортов, а именно: недоступность образования, безработица, подавление частного предпринимательства, отсутствие доступного жилья, терроризм, преступность, наркомания… Достаточно вспомнить протесты молодежи в январе 2021 г., когда задерживали для посиделок в неуютных местах и били палками, как девушек, так и сопляков. Это вам не секс по добровольному согласию.

Данил Чащин добавляет, что спектакль не только про «историю любви», но еще и про взросление молодежи. О каком же взрослении идет речь, если главную героиню он поспешил отправить на тот свет, дав ей лишь несколько дней сценической жизни? Не повзрослел сам режиссер в свои тридцать два года, и нет надежды, что он когда-либо повзрослеет, имея таких кумиров, как Кирилл Серебренников и Константин Богомолов. Слаб режиссер Чащин, когда он начинает искать любовь в клоаке.

На премьере спектакля «Обманщики» 24 сентября 2021 г. директор театра Виктор Лапухин ушел в антракте, знать не очень вдохновила его премьера, в отличии от заместителя регионального министра культуры Шеина И. Ф., который в этой должности уже тринадцать лет, досидел до конца и привычно по-отечески похлопал постановщикам. Он молодец, легко уживается с любым своим начальником-министром — Владимиром Радулом (2004-2007), Владимиром Телевным (2007-2012), Виктором Лапухиным (2012-2017), Юрием Трофимовым.

Пересидит, видимо, скромно и других театральных светил и корифеев.

Однако обидно, проходя мимо театра, видеть на фасаде его полуметровыми буквами написанное, зазывающее зрителей слово: «ОБМАНЩИКИ».

До какого же идеологического и нравственного убожества нужно скатиться руководителям культуры, чтобы не понимать назначение искусства театра. Теперь уже не приходится мечтать увидеть на театре вместо названий «Обманщики», «Безрукий из Спокана», «Смерть на велосипеде», «Король умирает», «Приглашение на казнь», «Враги», «Закат», «Вниз по лестнице» спектакли со словами «порядочность», «честность», «правда», «истина». Единственное исключение, пожалуй, составляет за многие годы спектакль «Правда — хорошо, а счастье лучше», идущий на сцене уже пять лет.

Немногие омичи увидят спектакль «Обманщики», но все население области и гости Омска прочитают название спектакля на театре — достопримечательности города, у которого все любят фотографироваться. Вероятно, на этот раз они плюнут на помытый асфальт и пойдут дальше по своим насущным делам.

Зрители же в зале в конце спектакля бурно ликовали. Все встали, это главное отличие зомбированных омских зрителей от столичных. Они дружно, ритуально встают на любом спектакле, каким бы негодным он не был. Вот и на этот раз происходило поистине братание зрителей со срамными персонажами и жалкими артистами, вынужденными играть это непотребство, изображая трахающихся и сквернословящих персонажей.

Надо иметь силу воли, чтобы не поддаться единому порыву и не встать, не боясь тычков в спину. На мой взгляд, пришла пора соорудить на театре под статуей ставшей непомерно сексуальной Мельпомены, где сейчас торжествуют обманщики и развратники, постоянную фразу: «ОСТАВЬ НАДЕЖДУ, ВСЯК СЮДА ВХОДЯЩИЙ», взятой из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Там она помещена над вратами ада.

Народ разбегается из Омска, и в это, несомненно, вносит свой вклад и театр Виктора Лапухина, внушающий уныние и безнадежность, насаждающий низменные и безнравственные чувства.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

9
8
108.10.2021 12:45:35
Не знаю, поймете ли вы? Фа́та-морга́на (итал. fata Morgana [ˈfaːta morˈɡaːna]) — редко встречающееся сложное оптическое явление в атмосфере, состоящее из нескольких форм миражей, при котором отдалённые объекты видны многократно и с разнообразными искажениями. Так вот в Омске сейчас "Фа́та-морга́на" где везде и всюду - миражи и тот же ваш Владимир?
57
6
горожанка08.10.2021 13:09:14
Если в московских театрах идут "шедевры" К. Богомолова, то почему и на периферии не блеснуть? Видимо так думают и наши деятели от культуры...
94
5
Кася08.10.2021 13:12:43
Как же надоели эти спектакли ниже пояса, спектакли голых задниц и половых актов! Хочется увидеть что-то светлое, доброе и чистое.
98
5
Сергей08.10.2021 13:20:21
Да уж, люди опускают всё ниже и ниже, в культуре, образовании, морали. Ржут и радуются похабщине. Выросло поколение деградантов. Печально.
69
4
неравнодушный омич08.10.2021 14:14:59
жаль что омский театр драмы давно уже не интересен театралам из-за подобных постановок
31
68
Роман08.10.2021 14:30:16
Не было в Омске профессиональных театральных критиков и Степаненко не театральный критик... Критикан - да, но не более... Читать его псевдорецензии - это из области подвигов...))))
22
48
Семен Семеныч08.10.2021 14:39:21
Оказался неприятно поражен невежеством автора: стиляги, битники, хиппи - это РАЗНЫЕ неформальные молодежные движения 60-х годов прошлого века. Точно так же разные, как сегодняшние готы, эмо и скинхеды.
12
20
Диомид08.10.2021 15:10:11
Я напомню бездуховность 90-х мы давно победили, поэтому автор завис в прошлом.
Давайте теперь идеологически правильную постановку Мистерии-буфф достанем из небытия.
48
11
как же так08.10.2021 15:18:28
"Народ разбегается из Омска, и в это, несомненно, вносит свой вклад и театр Виктора Лапухина, внушающий уныние и безнадежность, насаждающий низменные и безнравственные чувства."
Без сомнения, так оно и есть. Правда справедливости ради стоит отметить, что после прочтения многочисленных, многословных, унылых статей автора, тоже хочется сбежать из Омска, от безысходности, что в целом миллионном городе не нашлось нормального профессионального театрального критика
54
2
Анатолий08.10.2021 17:25:05
Культура-мощное оружие за умы человечества, особенно молодых. Разговор не о пропаганде, а про мораль."Когда разрушатся семьи — падут города и низвергнуться государства». Какие верные слова, только сейчас это увидели, на фоне сегодняшних отношений, демографии и т.п. Кто у нас в министрах культуры, что в РФ, что здесь? Специально поставлены, бал правят богомоловы.

Источник: https://bk55.ru/kolumnistika/article/193424/
56
3
Омич08.10.2021 19:32:08
Как бы не было написано,а по сути Степаненко прав. Театр драмы уже скатился ниже плинтуса. Спектаклей достойных нет. Кроме фестивальных спектаклей,смотреть там нечего. Увы.
22
16
Наблюдатель08.10.2021 19:44:38
Что это за трактат? Кто дочитал, чем закончилось?
34
1
омичка08.10.2021 21:46:25
Омская публика очень добрая. Будут стоя аплодировать на любом спектакле- артисты старались, развлекали...
Так глубоко анализировать содержание спектакля уже не принято.Театр стал просто развлечением, часто на потребу дня.
Хотя в этот раз режиссер что то припозднился с конъюнктурой: в Париже это было актуально в 50-х. а у нас в 90-х. Сейчас режиссеру надо Олю Бузову приглашать - как во МХАТе.( ирония)
25
0
Анатолий09.10.2021 10:05:14
омичка, про Бузову:дадут денег - нарисуется без приглашения и самое страшное, что народец повалит и стоя хлопать будет ( без иронии).
8
2
Владимирович09.10.2021 10:10:40
зря только деньги истратили "...лучше бы... расческу купили"
25
2
ммм09.10.2021 10:50:22
Основной драматический театр переместился сегодня в ГОРСОВЕТ. Там выборы МЭРА - вот где бушуют страсти, "закипает кровь" и "рвётся маленькая нить"!!! А драмтеатр уже "давно не канает".
Страсти бушуют такие, что на прошлых выборах глава комиссии скончался... Что же будет в этом году? Кого же нам выберет экзотический персонаж с "бородой и алебардой"? За кого проголосует борец? Никита Михалков нервно курит в стороне.
14
8
За гангнамстайл!09.10.2021 11:21:14
Вообще-то фильм, да и спектакль не популяризируют описанные в них пороки, а препарируют их, протоколируют. Не романтизация, а обличение, вот основной посыл. Ну, а кто кроме слова трахаться, ничего иного не видит, то уместно вспомнить про соринку в чужом глазу и бревно в своем
4
4
За гангнамстайл!09.10.2021 11:23:55
Да, из всего опуса соглашусь, пожалуй, про аплодирование стоя. Добры оимчи!
12
8
Татьяна09.10.2021 13:41:33
Значит хороший спектакль, надо брать…
7
2
Петрович09.10.2021 16:26:26
1, Не знаю, поймете ли Вы? Если найдете в интернете статью или видеозапись Далай-Ламы с названием: "Размышление о десяти неблагих деяниях", то увидите там пояснения того, о чем пишете и еще немного о последствиях приверженности ложным воззрениям. Возможно, Вам будет интересно, на что смею надеяться.
5
2
Владимирович09.10.2021 19:40:50
Петрович, отвечаю на Ваше любезное приглашение к буддизму отказом. Вы, если хотите,чтобы Вас поняли, пишите что-нибудь более вразумительное, чем историю о последствиях собственной медитации
13
15
Вячеслав09.10.2021 19:45:42
Это же надо такую бредятину написать про бесспорно не интересный театр и спектакли. Автор, Вы что курите?
3
4
Ленин09.10.2021 21:30:19
Интеллегенция - г. вно!
5
7
110.10.2021 08:16:26
Ладно, скажу по простому. "Отрыжка демократии" при городском совете, возглавляемая дамой в очках, должна нам родить НОВОГО МЭРА, который появится из этого органа НА ЛЫЖАХ, надеюсь, как и полагается ГЛАВНОМУ ГЕРОЮ. Главное при этом, чтобы дама не померла при родах?
8
0
Эль Пуэ́бло10.10.2021 12:00:58
Чернуха очередная.
13
4
Глаз алмаз10.10.2021 18:04:52
Ваши телеги просто невозможно читать.
6
10
абрам иванович кноль11.10.2021 07:59:34
Порадовало. И то, что отзывов - довольно много(небывалыйслучай!), и то, что неравнодушен наш народ.
Простые истины; театр - для молодых! Кто в армии служил - в цирке тне смеётся(да и не ходит туда!).Кто пожил жизнь - не воспринимает театральные "ужимки".
Каждому овощу - своё время.
Я включаю классическую музыку и из всего "навала" информации на БК - остановился на этой статье - печально другое, что ЭТА"лента новостей" не трогает , не волнует, не задевает.
А АВТОР - МОЛОДЕЦ!
12
0
Большевик11.10.2021 13:55:11
Смотрю передачу из 80ых "до 16 и старше" вот где уровень как другая цивилизация. куда все делось.
11
0
Большевик11.10.2021 13:56:43
Смотрю передачу из 80ых "до 16 и старше" вот где уровень как другая цивилизация. куда все делось.
12
2
Пётр Иванов11.10.2021 20:12:37
Всё это детский лепет по сравнению с тем, что творится в православных монастырях. Сколько служетелей церкви осуждены за педофилию - не одна сотня. Так что пусть владыка расскажет, что у него в церкви делается, а не жить учит.
9
1
Аноним12.10.2021 08:45:10
А я давно поняла, большинство приезжающих молодых режиссеров, ставят просто спектакль. Никакой идеи не несут. Заработал деньги и уехали. Также и чащин. Поставил отвратительный спектакль и уехал. А в театр не на что сходить.
6
2
Омич12.10.2021 17:14:20
У спектакля маркировка 18+. Странно искать в постановках с такой маркировкой чистой и возвышенной любви. На спектакль никто никого насильно не загоняет. Люди сами покупают билеты. И на ближайшие показы их нет.
5
2
Омич12.10.2021 18:14:29
Было бы еще понятно возмущение автора, если бы он сидел на спектакле "Обманщики" среди лиц младше 18 лет, купивших билеты на эту постановку по Пушкинской карте. Но Степаненко об этом не пишет. Значит, в этом отношении нет нарушений.
5
0
Омич15.10.2021 11:14:32
Можно, конечно, еще возмущаться, почему государство выделяет молодежи деньги на просмотр постановок с маркировкой 18+. Почему они включены в программу Пушкинской карты? Вот это тема для реальной дискуссии. Здесь могут быть разные точки зрения. Но все-таки наиболее здравой является та, что на просмотр такой продукции гражданин должен тратить заработанные своим трудом средства, а не средства выделенные по государственной субсидии.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru