Новости. Омск


священник, театральный критик


Лев Степаненко: Не спешите продать свою душу дьяволу, он будет ждать вас в преисподней у Вечного огня

Спектакль «Невероятные приключения Юлии и Наташи» в омском Лицейском театре. Пьеса Германа Грекова и Юрия Муравицкого, постановка руководителя театра Сергея Тимофеева со студентами актерского курса ОмГУ им. Достоевского.

Странную, причудливую историю поставил Сергей Тимофеев со своими студентами и артистами театра, настолько странную, что не поймешь, хвалить ее или ругать. Ну, что же долго думать, приступим к ее анализу, а там видно будет, как получится. Не забудем только наложить на себя крестное знамение и теперь можно начинать.

Две девушки в самых общих чертах повторяют сюжет знаменитого произведения Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст». Чернокнижник доктор Фауст идет на сделку с всемогущим дьяволом Мефистофелем в обмен на свою бессмертную душу и получает невероятную возможность исполнять любые свои желания. Мефистофель стал поэтическим символом отрицания морально-нравственных устоев и доброго начала в человеке.

Барышни принадлежат к бедным семьям, отнюдь не тургеневским, курят и матерятся, но не на сцене, а вообще в жизни. Однако это никакого значения не имеет, сегодня нас этим не удивишь, речь пойдет о другом. Все девушки с окончанием школ и гимназий мечтают стать великими актрисами кино и эстрады, войти в круг так называемых звезд, выйти замуж за принца и уехать за границу, или хотя бы стать любовницей режиссера или продюсера.

Об одной такой истории и пойдет речь.

Наших девушек звать Юля (артистка Валентина Неклюдова) и Наташа (Анна Новосёлова). В СМИ вышло уже несколько материалов по этому спектаклю, но создается впечатление, что критики не всё поняли, а то, что поняли — не так. Критики — женщины, которые сами в недалеком прошлом были такими же мечтательницами, и подобные фантазии молодости еще не выветрились из их голов. Рецензии их, которые попались мне на глаза, далеки от серьезного анализа спектакля, не достигли и близко глубины замысла поистине хитроумных авторов. Они сводятся к привычному советскому сетованию по поводу неблагополучных детей: кто больше виноват — школа, родители или комсомол.

Мне тоже пришлось поломать голову над некоторыми неожиданными поворотами сюжета по дороге подруг в ад, но зато, кажется, я встал на уровень авторов. «Нас не догонишь, нас не догонишь, нас не догонишь», — многократно громогласно звучат в прологе слова известной песни группы «Тату». Догнал я Юлю и Наташу и перегнал их, таких мало поживших и неопытных, догнал заумных авторов пьесы Германа Грекова и Юрия Муравицкого и готов поделиться своими интеллектуальными находками с читателями.

Всё началось с романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», увиденного Юлей в руках Наташи. Юле пришла мысль: «Дьявол за Маргариту заступился, как бы я хотела, чтобы за меня тоже вот так дьявол заступился». Ее очаровало также то, что он сподобил Маргариту голой комфортно летать на метле, присутствовать королевой на балу и т. п. Наташа тут же весело начала скакать по сцене на швабре — почему бы не обратиться к дьяволу? Вспомнили народные бабушкины поверья, что нечистая сила обычно обитает на перекрестках, и решили попытаться приобщиться к миру таинственных сил, страшно сказать, продав душу дьяволу. Им больше нечего продавать, судя по намекам и перешептываниям, у Юли не осталось даже девственности, какой-то прохвост Мишка не за грош использовал ее.

Сказано — сделано. В полночь они со страхом пришли на перекресток дорог у знакомого пустыря, и, вообразите, у них начало получаться. На земле нашли потерянный мальчиком телефон, с него позвонили дедушке, тот назвал свой адрес, и они принесли ему телефон на квартиру, между прочим, 113. Звали его неброско — Михаил Ефимович (артист театра Юрий Щадукин), у него в квартире было много книг и интересных вещиц из разных стран, он странно многозначительно говорил, поставил им патефонную пластинку с «Огненным ангелом» Сергея Прокофьева. Мало-помалу девушки стали верить, что это и есть, по крайней мере, ассистент дьявола и почему бы не продать через него свои юные души.

Когда они рассказали ему свои проблемы, он не подтвердил свою причастность к темным силам, но и не опроверг их существование.

На фото актриса Валентина Неклюдова в роли Юли.

Что же просили девушки? Наташа хотела, чтобы Вадимчик перестал быть геем и полюбил ее. У Юли запросы были с более широким горизонтом:

«Хочу стать богатой и знаменитой певицей, чтобы быть на всех тусовках там, в телепередачах, в журналах. Чтобы были женихи, папарацци, скандалы, собачка маленькая, силиконовая грудь (при этом она показала руками приличный размер груди), чтобы я могла всех посылать, и мне ничего за это не было. Примерно так».

Михаил Ефимович не стал их разубеждать и читать нотации, обещал помочь, но чисто формально, как нотариус, которым он и представился. Он не выдавал себя за дьявола, но что-то как бы мистическое в его присутствии происходило: то лампочка начинала мигать, то собака среди ночи где-то жутко выла. Перешли к делу, он составил им текст расписки по продаже души дьяволу, и тем только осталось расписаться, что они с готовностью и сделали.

Дедушка пообещал им: «Ваши проблемы завтра уладятся, мне почему-то так кажется». Не зря он сказал им так неуверенно, завтра что-то пошло не так. Наташа несколько дней стала безудержно блевать, а Юля падать, ударяться, сломала себе руку. Подобные напасти есть самое сложное в истории девчонок, что не объясняется ни в пьесе, ни в спектакле. Мама Наташи, медсестра, (артистка Екатерина Фегель) предположила, что та беременна и пыталась обследовать ее, но это ложный путь, и я выскажу свое собственное предположение для мамы, да и самим постановщикам.

Здесь сработало, как ни странно, подлинно мистическое явление. Девушки считали, что они натурально продают душу дьяволу и расстаются с тем добрым и человеческим, что имели до этого. Для тех, кто не верит в мистику, можно привлечь данные психологии о самовнушении и самодостаточности. Авторы пьесы настолько тонко совершают психические переходы в переживаниях подруг, что мистика как бы реально совершается. Одержимость Наташи рвотой означает сопротивление ее натуры насилию дьявола над образом Божием. Организм ее и душа пытаются мучительно отвергнуть, изблевать, вырвать из себя входящую в нее дьявольщину.

Натура ее протестует против грязи жизни мира «звезд», в который они захотели прийти.

На фото актриса Валентина Неклюдова (Юля) и Анна Новосёлова (Наташа).

Что же дальше? Подруги в недоумении возвращаются к Михаилу Ефимовичу. Он отвечает, что покопавшись в литературе, пришел к следующему выводу: чтобы продать душу, человеку необходимо подтвердить серьезность своих намерений, доказать, что он готов идти до конца. Для этого нужно совершить предательство, но не того, кто вас ненавидит, а того, кто к вам хорошо относится и любит вас, но он не советовал бы им это делать. Предательство должно быть сродни предательству Христа Иудой. Такую высокую планку поставил им наставник, ожидая, вероятно, от них, что они откажутся от последнего и решающего шага на пути к дьяволу.

Девушки ушли, а в следующей сцене мы видим их в полиции, где они клевещут на своего наставника, которому они только вчера успели признаться в любви, ни с того ни с сего обнимая его. Они ложно обвинили его в том, что он предлагал им наркотики и склонял к сексуальным занятиям. Через несколько минут дедушку провели мимо них в наручниках: за спиной следователь (Николай Пушкарев) и милиционер (Степан Воробьев). Больше его никто не видел, загремел под фанфары.

Подруги исполнили инструкцию дьявольских сил на нем самом!

На фото справа налево: актрисы Анна Новосёлова, Валентина Неклюдова, следователь (Николай Пушкарев) и милиционер (Степан Воробьев).

Итак, совершено подлейшее предательство. Девушки предали единственного, кто собирался им помочь. Ведь Юлю выживала из дома мачеха, а Наташа росла без отца, и мать не понимала ее. Вадимчик был геем и не отвечал взаимностью.

Михаил Ефимович не собирался отправлять их в ад, думая, что они откажутся от своих затей, да и не в силах его было это сделать. Он оказался обычным человеком, хорошо образованным, но переоценившем свои возможности в перевоспитании девушек и пострадавшем от них. Мне стало это понятно только тогда, когда в спокойной обстановке дома я прочитал его откровение.

Он произнес его перед тем, как они его предали:

«Вот вы поверили в то, что я маг, чародей и чуть ли не сам сатана. Поверили, что я способен повлиять на вашу жизнь каким-то невероятным образом. И вот уже вам кажется, что я купил у вас ваши души, а на самом деле я всего лишь старый человек, который очень хочет, чтобы две обаятельные девушки по-настоящему поверили, что их желания сбудутся и они будут счастливы без дьявола. Вот и всё».

Они поверили настолько, что вера в дьявола уже укоренилась в них, и они пошли напролом самым коротким путем.

Маховик запущен, души каким-то мистическим образом проданы, началась иная жизнь, жизнь без души. Оказалось, что дьявола даже искать не надо, он всегда рядом — в делах людей, в глазах людей, в телевизоре и интернете. Чтобы продать душу дьяволу не надо и расписки кровью, надо только иметь желание. Настолько трудные для понимания повороты осуществляют в пьесе авторы Греков и Муравицкий, что действительно поверишь в действие дьявольских сил.

Лишь в эпилоге, в самых последних минутах спектакля стало очевидно, что девушки достигли своего. Юля в концертном платье с собачкой на руках вернулась домой, Наташа выходит из ванны (живут вдвоем) в халате и полотенцем на голове. Юля обнимает Наташу, целуются, и следует реплика авторов пьесы: «Наташа не сопротивляется». Итак, девушки стали лесбиянками! Не зря в начале спектакля звучит песня из репертуара группы «Тату»: «Нас не догонишь». Здесь-то мы их и догнали. Так живописно дается внутренняя сущность великосветской тусовки.

Вот это поворот! Наташа перестала молиться за гея Вадимчика, сама став извращенкой.

Казалось бы, это финальная сцена, но вдруг последовал новый виток развития современной истории «Фауста». Юля стала ощущать страх пред вечными мучениями в загробной жизни. Она обратилась к священнику о. Аркадию, и тот очень расстроил ее, сказав: «Всё что дьявол не доделал, вам завещал!» Переговоры Наташи с тем же священником оказались более обнадеживающими:

«Отец Аркадий сказал, что нам надо построить церковь или хотя бы часовню, и тогда он может со всеми там договориться (Наташа смотрит в небо), чтобы всё там решилось. Я уже заказала проект, так что успокойся. Никто нигде гореть не будет».

И смех и грех. Да, грешники для спасения своей души строят храмы и приносят денежные пожертвования, но это действует только в сочетании с постом, молитвою и искренним раскаянием, чего здесь нет и в помине. Юля полагает, что свою душу можно вернуть и спасти просто за деньги. Об этом свидетельствует ее желание поговорить с девочкой, которая побывала в Тибете, и узнать от нее, «не лояльней ли у буддистов ситуация с этим вопросом». Вообразите, она готова предать и веру православную, к которой только что стала приобщаться.

Спектакль оказался не о забытых родителями и школой девочках из неполных семей, к чему свели свое понимание спектакля омские девушки-критики, а о цене звездных карьер внешне преуспевающих девушек вообще, и это тупик. Души дьяволу проданы, хотя и не мистически, как в фантазии Гёте «Фауст», а по-современному, символически.

Говорить об игре актрис, я полагаю, спешить не следует, критиковать или тем более ругать не за что, а расхваливать так рано не положено по педагогическим соображениям. Скажу только, что Валентина Неклюдова создает образ целеустремленной, рассудительной и самодостаточной Юлии. У нее тонкая и подвижная фигурка, она умело падает на пол, когда дьявол начал подчинять ее себе, хорошо владеет речью, у нее налицо привлекательные задатки актрисы.

Юля хорошо смотрится в паре с Наташей в исполнении Анны Новосёловой. Анна более основательна во всем — в фигуре, в причастности к чтению, в нравственной устойчивости. Юля ведущая, Наташа ведомая, она не может устоять перед авторитетом Юли. Впрочем, давать глубинную оценку начинающим актрисам дело настолько деликатное и осторожное, чтобы, как говорится, не сбить их с панталыку. Оставим это лучше их преподавателю Сергею Родионовичу.

Написав это, я заглянул в справочник, чтобы удостовериться, правильно ли использовал фразеологизм «сбить с панталыку». Оказалось, Панталык — гора в Греции со сталактитовой пещерой и гротами, в которых было легко заблудиться. Значит, правильно, не дадим им заблудиться в лабиринте театральной жизни, сбить их с толку.

Чрезвычайно важную тему поднял Лицейский театр, обратившись к странной пьесе Германа Грекова и Юрия Муравицкого. Муравицкий — создатель экспериментального «Театра 18+» в Ростове-на-Дону в 2013 г., а ныне он главный режиссер объединенного Театра на Таганке (с декабря 2021). Он талантливый драматург и режиссер, когда-то в Омском академическом театре поставивший спектакли «Турандот» и «Игроки».

Спектакль про Юлю и Наташу выходит далеко за рамки бытовых отношений, несет не только художественный смысл, но и философски-религиозные импульсы. Пожалуйста, думай, размышляй, что изменилось за прошедшие двести лет со времени написания «Фауста» Гёте, изменились ли отношения человека с дьяволом. Кто для тебя дьявол: искуситель, враг, друг, брат или ничего не значащий мифический персонаж?

Маленький да удаленький Лицейский театр снова оказывается впереди омских театров по новизне темы, экстравагантности сюжета, злободневности поднимаемых проблем. Руководитель театра Сергей Тимофеев ненавязчиво и деликатно воспитывает молодежь, используя в этом спектакле помимо артистов студентов своего курса.

Вряд ли кто из посмотревших данный спектакль захочет повторить опыт Фауста из Гёте и, как минимум, кто-то задумается и не решится предавать близких ему людей, наставников и свои идеалы и мечты.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

1
1
Борисыч18.08.2022 09:28:54
полный бред в постановке реально нужна цензура
0
0
александр21.08.2022 19:16:53
с такой жизнью недолго и до такой сделки...нет,а что?
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru