7 сентября 1945 года, через пять дней после окончания Второй мировой войны в Берлине был проведен парад победы союзных войск антигитлеровской коалиции. Но почему-то про этот парад далеко не все знают.
Он, действительно, оказался забытым. В СССР в кинохронике показали трехминутный сюжет с этого парада, причем всего один раз. И эти кадры шли без сопровождения закадрового текста, т. е. диктор вообще не объяснял происходившее на экране и не комментировал. После этого кинопленку надолго запрятали.
Объяснить это, наверное, можно только тем, что уже с этого времени, с этого события и началась пресловутая «холодная война».
Ее начало мы обычно датируем с речи Черчилля 5 марта 1946 года в Фултоне. Но ее первые нотки прозвучали раньше.
Союзники дружно сокрушили общего врага, и в мире создалась принципиально иная ситуация. США готовились монопольно занять место «руководителя мира». И самой значимой заявкой на это явилось создание ими атомного оружия. Важным фактором к началу охлаждения отношений между союзниками сыграла и смерть президента США Франклина Рузвельта в апреле 1945 года. Пришедший ему на смену Трумэн был совсем из другого теста, из другой политической среды.
Уже во время Потсдамской конференции в июле 1945 года Трумэн выложил свой главный козырь перед Сталиным: как бы между прочим, намеками поведал об успешных испытаниях атомной бомбы. Наверное, и само испытание сознательно приурочили к началу конференции: 16 июля 1945 года была взорвана бомба, а конференция открылась 17 июля.
Сталин сделал вид, что не придал значения этой информации, и Трумэн решил, что тот не понял его намеков. Но Сталин все прекрасно понял, ибо уже в этот вечер он позвонил Курчатову с требованием форсировать разработку программ создания отечественного атомного оружия. Можно уже и этим событием датировать пролог «холодной войны».
От участия в совместном параде победителей в Берлине отказались главнокомандующие союзными войсками: не прибыл ни Дуайт Эйзенхауэр (уже награжденный советским орденом «Победа»), ни фельдмаршал Монтгомери от Англии, ни де Латр де Тассиньи от Франции. Правда они прислали вместо себя своих представителей. Конечно, это была демонстрация…
Демонстрация того, что отныне пути союзников расходятся.
И уже совсем мелким уколом было то, что участники парада от союзников были одетыми не в парадную форму, а в полевую. Было даже предложение отменить парад. Жуков сообщил Сталину о саботаже главнокомандующих союзными войсками и спросил совета. Сталин приказал провести парад без этих военачальников.
На этом торжественном мероприятии явно доминировал маршал Жуков.
И парад состоялся.
Прошло 5 тысяч солдат и офицеров, а также военная техника. Своеобразным ответом на известие об атомной бомбе было то, что на параде прошли новейшие советские танки ИС-3. Если уже ИС-2 считался самым лучшим тяжелым танком, то ИС-3 вообще произвел сильное впечатление на союзников.
Правда, этот танк не успел поучаствовать в войне против гитлеровцев, но, можно сказать, принял участие в «холодной войне».
Таким был финал союзнических отношений между победителями во Второй мировой войне.
Александр Минжуренко,
кандидат исторических наук