Праведного с нечестивым Бог рассудит! Памятуя об этой библейской заповеди, я не хотел писать статью об экспорте российских детей. На скандальной теме, извините, «выспалась» вся разнокалиберная пресса, какая есть в подлунном мире. Сказать в провинциальном Омске что-то важное и быть услышанным в Москве невозможно, даже если очень постараться. Никакое отдельное мнение в расчёт там не берётся. Естественно, читатели «Вашего ОРЕОЛА», как и все граждане, тоже обсуждали аргументы России в борьбе против Америки и некоторые даже задавали «сиротские» вопросы. Потому пришлось всё-таки раскошелиться на слова и поделиться соображениями по малоприятному поводу.
Федеральный закон № 272-ФЗ, запрещающий гражданам Соединённых Штатов Америки усыновлять отечественных малышей, подписан президентом Владимиром Путиным в конце прошлого года. Закон уже вступил в силу. Хорош он или плох - неважно, его необходимо исполнять всем гражданам без исключения, а вовсе не обсуждать, как это у нас принято с советских времён. Обратите внимание, как быстро поменялись приоритеты элиты и её действия на политической арене. Дрессированный аппарат ещё недавно помалкивал в тряпочку, а нынче громко хлопнул ставнями окон, прорубленных на Запад, и доложил по инстанции, что больше ни одного детёныша никто из России в США не отправит. На этом метафорически красивом жесте можно было бы поставить точку в дискуссии и всем колхозом «Светлый путь» начать активную работу на благо не вывезенных за бугор малолетних сирот, но…
По всей стране развернулись беспощадные полемические ристалища, в ходе которых «смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Население России раскололось на две неравные, антагонистические страты1, и у каждой появилась собственная, сермяжная правда. По январским данным ВЦИОМа, 76 процентов опрошенных россиян поддержали принятие закона, метко названного именем русского младенца, убиенного в США так называемым отцом. Подавляющее большинство уже не молчит, как раньше. Кажется, оно глубоко задумалось над тем, что именно у него, большинства, какие-то пронырливые «органы и организации» отбирали «родных кровиночек» для усыновления и удочерения американцами. А малая часть меньшинства, преимущественно столичного, отважилась выйти на «смертный бой с подлецами» за святое и, на их взгляд, неотъемлемое право заокеанских янки вывозить из Раши её бесхозных ребятишек. Не добившись победы, новые «меньшевики» ушли в оппозиционные окопы, чтобы там до весны накопить силёнок и придумать убийственные ярлыки для ненавистной Власти, когда-то создавшей и теперь внезапно прихлопнувшей систему детско-экспортных поставок.
Странно, не правда ли? На протяжении двух десятилетий почти всех в нашей стране устраивало то, что стало вдруг неприятным, неприемлемым и даже позорным для большинства сограждан. В воздухе повисли риторические вопросы. Куда все смотрели? Почему мирились с экспортом? Оправдываясь, все друг другу сейчас говорят: дескать, не хватало объективной информации. Может быть, это и так. Но, мне кажется, что не хватало стыда и совести у общества. Государственной Власти и её официальным СМИ все годы, начиная с 91-го, было политически выгодно широко закрывать глаза на происходящее и не показывать собственному народу масштабы усыновления.
Оживились комментаторы и политологи, правозащитники и депутаты. Все на борьбу! Ура и да здравствует! Сейчас называется какая-то здоровенная цифра - сто тысяч, что ли? - усыновлённых в далёком зарубежье юных граждан России. По-моему, столько малышей жительницы Омска нарожали за последние десять лет. Может, и больше. У нас в городе примерно 230 тысяч детей и подростков в возрасте до 18 лет. Убери половину из них, и улицы опустеют, и жизнь родителей внезапно потеряет смысл. Извините - отвлёкся. После подписания президентом РФ Закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», негативные факты посыпались на наши головы, как из рога изобилия. Естественно, на промывание мозгов брошена вся пропагандистская машина. От выдаваемой ею на-гора словесной руды можно изумиться до обалдения. Видимо, на то и кремлёвский расчёт.
Мне показался интересным импортный материал «Эпидемия насилия над детьми в США». В нём британская газета «Гардиан» описала ситуацию в 51 американском штате. Оказывается, в 2011 году в государственные органы США поступило свыше трёх миллионов заявлений о насилии над более чем шестью миллионами американских детей. Наверняка можно верить и другим цифрам. Каждые 10 секунд в Штатах поступает сообщение о преступлении, совершённом в отношении одного и нескольких детей. Каждый день «в самом правовом государстве» погибает пять ребятишек. 80 процентов от числа всех умерших малышей не достигли 5-летнего возраста. По статистике, 78 процентов детишек, гибнущих от насилия, относят к такой статье, как «пренебрежение жизнью ребёнка». Думаю, что эти и другие факты хорошо известны всем тем, кто занимался усыновлением маленьких россиян. Тем хуже для них.
Дима Яковлев умер не первым из наших, но, когда срочно понадобилось, именно его посмертно сделали героем России. В общественное сознание даже вбросили идею создания в Москве «народного памятника» мальчику. Большая политика способна на всё, и если понадобится, то возвеличит кого угодно. А что, собственно, в этом такого необычного? У противной стороны на щите есть положительный герой, принявший мученическую смерть в следственном изоляторе «Матросская тишина». Юрист Сергей Магницкий, царствие ему небесное! О монументе в Вашингтоне пока речь не идёт, но имя уже увековечено законодательным актом США. Короче говоря, американцам и их сторонникам путинский ответ на обамовский привет выглядит неадекватным. Большинству россиян он видится слегка запоздавшей, но абсолютно правильной мерой. Как показали январские события, компромисс внутри общества невозможен.
Надо полагать, Америка как-нибудь сама справится с детским дефицитом. Нарожает или в третьих странах договорится с правительствами и народами. В общем, не пропадёт, ибо американский доллар - оружие с колоссальной обаятельной силой! России же предстоит выпрыгнуть из собственных штанов, но доказать США и всему цивилизованному миру то, что она способна самостоятельно и достойно воспитывать подрастающее поколение. Как? Вот это и есть самый главный вопрос. Умные головы из ВЦИОМа сказали, что всего 14 процентов граждан России рассматривают возможность усыновления сирот. Реальный опыт воспитания приёмных детей есть только у двух процентов россиян. При таких низких «показателях» сиротскую проблему можно решать, как говорится, до морковкиного заговенья. Однако у Владимира Путина и его команды на всё про всё осталась одна пятилетка. Не выполнит обещания, избиратели скажут: «Ты кто такой? Давай до свидания!». И будут правы.
1Страта социальная (от лат. stratum - слой, пласт) - элемент социальной структуры, объединённый общим имущественным, профессиональным или иным признаком.
«Ваш Ореол» № 4 (732) от 23 января 2013 г.