Всякое сравнение хромает. Тем не менее рискну сравнить нашу политику с не нашей корридой. То и другое - тонкое искусство возможного и публичное зрелище, трудный выбор между опасным и приятным. Настоящие политики похожи на настоящих матадоров. Они встают в картинные позы и пластично двигают тела по аренам. При этом так же держат в искусных руках флаги-мулеты и острые шпаги. У них, как злобные быки у тореро, есть политические оппоненты и заклятые враги. Им хочется бескомпромиссной борьбы и красивой победы. Причём яркой, с солёным привкусом алой крови, под восторженные возгласы толпы. Знаете ли вы, что такое «трахе де лусес»? О, Traje de Luces! В переводе с испанского это матадорский «костюм огней». Светозарное одеяние из шёлка, богато расшитое золотыми и серебряными нитями. По-русски говоря, канителью и блёстками, которые обычно так радуют почтенную публику, взирающую на убийственную корриду. Политики тоже любят трахе де лусес и всякую блескучую мишуру.
Кстати, а что там за кулисами с быками суть соперниками славных матадоров? Защитники животных и противники всяких торео, коррид, тавромахий описывают невероятные «взаимоотношения» супротивных сторон. Наверняка есть правда в том, что происходит перед боем человека с рогатым здоровяком. Говорят, что чересчур боевитых быков содержат в тёмных помещениях, чтобы, выскочив из мрака на солнечный свет, не сразу ориентировались в пространстве. Отдельным особям, представляющим угрозу жизни тореро и его куадрильи, якобы ухудшают зрение, замазывая глаза вазелином. Ещё вроде бы доводят жаждой до изнеможения и дают вдоволь напиться перед выгоном. Кроме того, подрезают сухожилия ног, дабы внезапно захромали и не гоняли пикадоров с бандерильеро на «второй космической» скорости. Бычья смерть на миру должна быть красна! Причём от руки главного Героя, блистающего отвагой и дорогим позументом. В корриде у быка почти нет шанса выжить. Пожалуй, сим печальным фактом ограничу «хромающее» сравнение и от простой аллегории перейду к повседневной жизни.
Иной раз смотрю на некоторых российских политиков - в частности тех, что оппонируют верховной Власти, - и думаю, что их перед выходом в свет кто-то держал в мрачных казематах и там вазелинил ясные очи до помутнения взора. Это вовсе не означает, что я сравниваю кого-либо с испанскими быками. Упаси бог! Просто мне кажется, что многие обитатели арены ничего дальше своего носа не видели и видеть не хотят. А если вдруг прозревают, то начинают сравнивать, допустим, прошлый социализм с нынешним капитализмом и «производят» поистине удивительные открытия. Будучи повинными в крахе «советской империи», отдельные политики из оппозиции умудряются принародно задаваться риторическими вопросами: «Как это стало возможно? Кто виноват? Что делать?». И все, конечно же, метят своими «хромыми» сравнениями не в покойного царя Бориса, вместе с которым разрушили великую империю, а в сияющего скипетром Матадора всея Руси. Конечно, Владимир Путин виноват. И главным образом в том, что поначалу обласкал должностями и вотчинами ельцинских приспешников, что не разобрался, кто есть кто из этой политической братии.
Недавно я прочёл сравнительный текст на сайте одной либеральной радиостанции и, признаюсь, поразился до самого копчика. Уважаемый автор рассчитал изменение физических объёмов промышленного производства в России с января 1990-го по февраль 2013-го и написал: дескать, никаких других слов, кроме «катастрофа», на ум не приходит. С вашего позволения, точно процитирую: «Нынешний уровень промышленного производства - почти на четверть ниже, чем во времена СССР. Единственная отрасль, увеличившая выпуск за прошедшие 23 года и два месяца (на 17,8%), - газовая. Все остальные - выпуск сократили. Машиностроение - на 18,6%. Химическая и лесная - наполовину. Лёгкая промышленность как явление фактически перестала существовать. Можно приводить разные совершенно разумные аргументы - от необходимости сокращения производства большого количества ненужной, некачественной, неэффективной продукции, производившейся в СССР, до изменения структуры спроса на мировом рынке и экономического чуда в Китае. И всё же, всё же, всё же...». Последняя фраза этой цитаты выдаёт нешуточные эмоции человека, её написавшего. То есть он как будто даже не представлял масштабы бедствия, постигшего державу.
Как известно, любое сравнение с чем-либо и уподобление чему-то не являются аргументами в споре. Да я и не заметил, что Андрей Илларионов, Президент Института экономического анализа, с кем-то спорил и доказывал, что происшедшее в России есть «катастрофа». Его короткий материал у меня, например, вызвал недоумение отнюдь не своим появлением на сайте радио и в личном блоге. Мало ли кто и что сейчас пишет? Дело в другом. Андрей Николаевич в 90-х годах был первым замом директора Рабочего центра экономических реформ при правительстве РФ и руководителем группы анализа и планирования при премьер-министре. С 2000-го по 2005-й являлся советником президента Владимира Путина, экономическую и социальную политику которого сейчас периодически критикует. Чёрт возьми, трудно представить, что экономист и государственный деятель такого масштаба раньше не видел той глубоченной пропасти, куда свалилась Россия. Видел, конечно. Имел ли право говорить правду и показывать президенту настоящую картину? Тайна, покрытая мраком. Находясь в оппозиции, он прозорливо говорит о прошлом и настоящем.
Илларионов написал, что при расчётах пользовался данными учёных Владимира Бессонова и Эдуарда Баранова. Не подвергая сомнению точность цифр, потрясших бывшего советника ВВП, приведу для сравнения несколько фактов из американского справочника Soviet Economic Structura and Performance. К примеру, СССР производил 103 миллиона тонн молока, а США - 65 миллионов. Советский Союз выращивал 76 миллионов тонн картофеля, а американцы всего 16. Нефти мы выкачивали 11,9 миллиона баррелей в день, а Штаты - 8,3. СССР добывал больше газа, руды, угля. При курсе доллара 0,6 рубля валовой внутренний продукт на душу населения в Союзе равнялся 8363 долларам. И эти сравнения хромают. Любой оппонент может сказать, что в СССР не хватало еды, свободы слова и демократии, что путь на Запад преграждал «железный занавес». И что? Теперь всё, кроме пресловутой занавески, есть. Правда, не у всех. Нет бесплатных жилья, медицины, образования. Нет нормальной работы. Численность населения уменьшается почти на миллион человек в год. Страной владеет Система, опирающаяся на олигархический капитал. Природные ресурсы, а вместе с ними деньги, исчезают в неизвестном направлении. Из страны «утекают мозги». По-моему, наши учёные, уехавшие в США, на четверть «вырастили» американский рынок высоких технологий. У нас убыло, где-то прибыло. Прав Илларионов, всё-таки то, что произошло - беспрецедентная катастрофа…
Видит ли её народ? Пожалуй, да. Но, как и политики, через вазелин на глазах.
«Ваш Ореол» № 15 (743) от 10 апреля 2013 г.