25 апреля 2013 года эфир федеральных телеканалов опять украсит «Прямая линия с Владимиром Путиным». Будучи уверенным в том, что личное послание не пройдёт через кремлёвские «фильтры тонкой очистки», я снова решил ничего не писать президенту. Сто раз уже не писал - нечего и начинать. И вдруг стало жаль, что ВВП останется без мнения о необходимости срочного занесения в Красную книгу омичей - любезного моему сердцу вида Homo sapiens. Но если всё-таки взять да и опубликовать какую-то заметку? Вдруг путинский пресс-секретарь Песков выловит «железки строк», плывущие по Интернету, и положит их в телевизоре на стол ВВП. А Он возьмёт да и позвонит мне в Омск. Сам.
Эх, заманчиво. Вот бы на всю страну поздоровкаться с высшим должностным лицом и гарантом российской Конституции: дескать, здравствуйте, Владимир Владимирович, и сразу длинную тираду про наше житьё-бытьё! А ВВП в ответ ласково: «И вам не хворать! Ну, как вы там, дорогие мои омичи?». Да иппон твою мать! Добрым словом обезоруживает. Как мне не стыдно? Я ведь ни разу не голосовал за Него на троекратных президентских выборах. Имею ли право возникать перед Ним? Имею. Он - президент всеобщий. Значит, и мой. В конце концов, сотни тысяч других выбирали иных кандидатов, а своим рулевым считают Путина. Простите, отвлёкся. Вопрос-то уже задан: как мы там, то есть тут? Плоховато, конечно, Ваше Величество. Как всякий несчастный народ без настоящего, гордимся советским прошлым да ищем в нём системный сбой, который закоротил электроцепь исторических событий. Признаюсь, ваш покорный слуга (это не Путину, а фигура речи такая) на днях с глубочайшим изумлением читал статистические справочники за тыща девятьсот какой-то год. Ей-богу, фантастика, дражайший Владим Владимыч!
Оказывается, Омская область являлась одной из самых благополучных областей СССР. Рабочие выпускали уникальную технику, не имеющую аналогов в мире. Она в космосе по три срока летала. Индусы с французами за спутниками в очереди стояли. Левши заводские, бывало, такие тонкие нанопроволоки в трансформаторы мотали, что без мелкоскопа и не подходи. А крестьяне? Аж 200 тысяч работников на селе! И все как на подбор, сытые, здоровые да жизнью деревенской довольные. Не поверите! Пахали так интенсивно, что хлебом с маслом и сыром кормили досыта полстраны. Ёкарный бабай! 90 голов крупного рогатого скота на 100 семей. Сами мясом объедались, молоком допьяна упивались. Потребкооперацию при Манякине такую отгрохали - любодорого смотреть. Что ни деревня, то с магазином, с пекарней, с заготконторой. Поезда пассажирские, из богатого Омска едучи, на всю железную дорогу колбасой благоухали! Про строительство и не спрашивайте. Посмотрите на левый берег. В смысле на район по ту сторону Иртыша. Полгорода там бесплатно новые квартиры получило.
В общем, товарищ президент, всё было зашибись. Правда, только до тех пор, пока не повылазили из чёрт знает каких подворотен так называемые демократы. Тут-то всё советское, коммунистическое и посыпалось в тартарары. А эти взялись за тотальное промывание мозгов, внедрение демократических процедур и устоев. И что, спросите Вы меня, в результате? Ничего. В смысле, камня на камне не осталось. Экономика при них (простите, и при Вас заодно) отощала до состояния плоскости и валяется в разрухе. Жителей цинично унизили, до нитки обобрали и подсадили на иглу позорного, капельного финансирования. Да что я Вам, самому информированному человеку, говорю? Наверняка ж помните, как под видом залогового аукциона покойный нынче Ваш «друг» Березовский с гоп-компанией оттяпал нефтеперерабатывающий завод. А потом он, заводишка, как-то оказался драгоценным камнем в сибнефтевой короне Абрамовича. А потом ушёл втридорога, Сами знаете куда. Двадцать с лишком лет грабили! Ничего святого и омского не оставили. Энергетический комплекс - на куски! Все более-менее доходные предприятия - в чужой карман. Дефицит бюджета! Центр поддерживает нас, как верёвка поддерживает повешенного. Омичам оставили право дышать угольным перегаром ТЭЦ, стряхивать с голов алюмосиликатный снег и видеть в ангажированной прессе чудовищное враньё о «процветании богоспасаемой области». Да, и ещё молчать в тряпочку.
И вот в 2000-м приходите к власти в стране Вы, дорогой президент! В марте того года Вашу кандидатуру у нас поддержали 417666 избирателей, а лидера КПРФ - 469596. Разница почти пять процентов. Вроде мелочь. Люди, даже не голосовавшие за Вас, начали ждать перемен в Омском Прииртышье, надеяться на лучшее. А перемен-то всё нет и нет. Пособия, подачки, индексации - не в счёт. Говоря словами Буле де ля Мерта, Вы в самом начале своего правления совершили больше чем преступление - ошибку! Вместо публичной «казни герцога Энгиенского», Вы оставили на хозяйстве его и всех тех, при ком погибла Омская область и кто, вероятно, подкупал Вас личной преданностью, покорностью и политическими посулами. (Вы как юрист наверняка помните, что такое «посулы» на Руси до XVI века). Не думаю, что это было Вашей местью за проигрыш Геннадию Зюганову, за мнимую принадлежность нашей области к «красному поясу». Но, поймите правильно, такое подозрение приходило на ум не мне одному.
Трансляция на всю страну продолжается. В кадре - Путин. Внимательно слушает, что-то записывает. А я ему рассказываю про конфликты, которые Он как гарант Конституции был обязан пресекать в зародыше. Конечно, и про миллиарды рублей, сожжённые его ставленниками в топках информационных побоищ. Спрашиваю, во имя чего? А Он не знает, что и ответить. Качает головой. Ну, раз такая пьянка - режь последний огурец. Вопрошаю, как на допросе: мол, Владимир Владимирович, кто реально управляет нашей областью? Ладно раньше: говорили, что Полежаев, подразумевая, что Абрамович. Кто ныне? Только, мол, не говорите, что Виктор Назаров. Он, конечно, хороший мужик, но - не губернатор. Похоже, два миллиона омичей, вопреки их воле, сделаны вассалами (читай - заложниками!) «Газпрома», как раньше «Сибнефти». Вектор движения в будущее нам прокладывает компания Strategy Partner’s Group. Уму непостижимо! Тысячи людей бегут с родной сторонки. Такое ощущение, что государство стремится растворить их в массах, лишить своей земли и омской идентичности. С омичами, сообщаю Ему, поступают, как с краснокожими в резервациях «старой доброй» Америки.
И уж совсем набравшись наглости, говорю президенту об одном важном событии 1961 года. В США при поддержке Джона Ф. Кеннеди прошла Чикагская конференция индейцев. Они приняли там Декларацию, в которой есть очень важные слова: «Мы не требуем от Соединённых Штатов ни благотворительных мероприятий, ни покровительства. Не требуем даже доброй воли. Мы требуем лишь, чтобы был понят характер нашей проблемы и чтобы признание её специфики стало исходным пунктом любой политики, любого мероприятия». Владимир Владимирович! Если поменять название страны на Россию, то под этой цитатой подпишутся все взрослые омичи. Мы не требуем вернуть Омский НПЗ, верните хотя бы такую малость, как прямые выборы губернатора и возможность гордиться настоящим…
На этом связь с Москвой прервалась. Словно кто-то вылез на крышу с алюминиевым веником и стал создавать помехи в разговоре с президентом. Ничего. В следующий раз домечтаю и скажу.
«Ваш Ореол» № 17 (745) от 24 апреля 2013 г.