Новости. Омск


художник (техники: фотография, видео, акционизм, инсталляции, перформанс), режиссер документального кино, журналист, педагог


Фарс одного убийства

Третьего февраля Путин встретился с деятелями культуры в Пскове. ­Поговорил о развитии театрального дела в России. Высказался на тему расстрела учителя в московской школе в духе: «Если б преступник любил театр, то не было бы преступления». Деятели культуры кивали головами. Были серьезны так, будто всех поразила судорога глубокомыслия, вот как изображена на физиономии Достоевского кисти Василия Перова.

Один молол бог весть что. Десятки внимали. Тема была важности чрезвычайной – театр. Почему театр? А потому что «царь» желает театр. Нерон тоже любил театр, даже немножко играл. Особенность всякой диктатуры в том, что реальность диктатор воспринимает как частный театр. Но такое возможно, только когда все вокруг делают серьезные лица, желая иметь больше хлеба, превращаются в марионеток мета­театра.

Практически об этом в омском Лицейском театре идет премьерный спектакль «Убийство Гонзаго» в постановке Сергея Тимофеева.

Всякое произведение искусства реализуется в определенных социальных, культурных, событийных контекстах, и, следовательно, на примере того или иного произведения можно вы­явить те или иные не слишком-то очевидные механизмы. В стране реализуется план культурной деспотии. В городе ситуация не лучше. Недавнее событие из разряда дискриминации по творческому признаку – это попытка омских депутатов потеснить профессиональных художников, забрать у них мастерские в центре города или же поднять арендную плату. Профессиональные художники устроили массовую сцену плача Ярославны, причитая о благословенных для них ­советских временах, когда… Никто из членов Омского отделения Союза художников России не выволок к Горсовету свою мохоподобную живопись и графику, не крикнул: «Подавитесь, твари!». Они плакали в жилетки журналистам и призывали советскую власть. Советская власть рядом. Но художники с их никому или уже неинтересными, или еще непонятными и потому не слишком опасными формами власти не нужны. Сейчас важнее театр с его массовостью и воспитательным потенциалом.

В пьесе «Убийство Гонзаго» зритель видит разорившийся театр, который приглашают во дворец к принцу Гамлету сыграть пьесу «Убийство Гонзаго», но необходимо добавить в текст пантомиму, разоблачающую короля. Взамен – много денег, так много, что можно снова построить в Лондоне собственный театр. Во дворце есть разные партии, желающие власти. Пантомима королю не понравилась, актеры арестованы. Обвинение в попытке покушения на короля. И там уже не до денег. Там, под кулаками и орудиями пыток палача, станет артистам ясно, что важнее всего на свете – свобода!

Лицоскрепки деятелей культуры на встрече с Путиным и погнутые жизнью скрепколица омских профессиональных художников удивительным образом похожи. Мне искренне жаль профессиональных художников старшего поколения, верно служивших системе, стерших собственную индивидуальность и выброшенных за ненадобностью за борт истории. Те же, кого они воспитали, не мыслят своей жизни без хозяйского взора, готовы служить, только не бейте и кормите. Но пакостность чувства жалости в данном случае в том, что жалеть эту группу людей – укреплять фашистские тенденции в стране. Искусство никого не делает лучше или хуже, но это не значит, что оно педагогически нейтрально.

Несовременное, второсортное искусство как минимум делает зрителей равнодушными. А такие системе и нужны. И таких зрителей воспитывают профессиональные художники. Поэтому я за то, чтобы профессиональные художники оказались в одинаковом положении с бизнесменами – платить за аренду мастерских по рыночной цене. Может, тогда у них взгляд на искусство и роль художника в обществе поменяется.

Ну а пока власти важнее театр. Театр – дорогое развлечение, экономическая удавка такова, что худруку и не дернуться. Сессионный театр, как это распространено на Западе, в России еще долго не случится. Причиной тому нищета и тупость большинства населения страны. Так для кого весь этот праздник Мельпомены? Категория «народ, его культурное состояние» в поле зрения деятелей культуры РФ не принимается. Все для забав Нерона.

Спектакль «Убийство Гонзаго» заканчивается хорошо, все живы, кроме предателя – суфлера. Накормлены. Обзавелись новой дружбой с новым королем, воцарившимся после переворота, которому они и способствовали. Сергей Тимофеев показал в спектакле важный и вечно ускользающий принцип – художник не может не служить, но служить он может или обществу, или властителю. При тираниях общества не бывает, а когда у художника нет и внутреннего желания Общества, он легко становится пешкой, наряженной ферзем в гадких играх политиканов. Про поэта и гражданина, хоть и банально, но актуально.

А закончить мне хочется словами выдающегося российского художника и режиссера Рустама Хамдамова: «Мы живем в поганое время. История обнулилась». Значит, счетчик пошел по второму кругу. По Марксу, история повторяется дважды, и не факт, что фарс будет безобиднее трагедии.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

0
0
Zmielov12.02.2014 15:18:18
На самом деле театр, это очень показательная "штука" и из всех искусств самая точная.
0
0
Петрович15.02.2014 08:17:22
Гитлер тоже был художником, писал между прочим неплохие портреты. Затем решил всех подравнять под один стандарт (художественный, конечно). В средневековой Италии художники убивали друг друга, чтобы "послужить" герцогу. Однако, настоящее искусство всегда сложнее и многомернее голой схемы, любой схемы, в том числе предложенной Вами.
0
0
КОВeЛЬ16.02.2014 20:11:57
Красивые слова. Одно радует- у нас еще не ставят пьесы о Путине и о Единой России.
0
0
ART-MED16.02.2014 20:39:46
ИМХО пример Калигулы был бы более ассоциативен, чем пример Нерона.
0
0
валерий16.02.2014 21:13:44
И с каких пор, бывшие из КГБ,что-то понимают в театре?Если только то,что там следить за кем-то больше возможности.Хорошо ещё одно,что он пока не пытается привить западную культуру.Но к этому идёт.ЕГЭ уже есть и цены на бензин даже ,,лучше,, чем в Европе.А там и театр подойдёт вместе с кинопостановками.Стоит только сказать.
0
0
nemesys16.02.2014 21:48:58
Василий, вы гений! Вами сказанное как всегда многомерно... При прочтении учащает дыхание
0
0
нижегородец16.02.2014 21:49:36
ИМХО, он понимает в театре как постановщик, на политической сцене
0
0
виктор16.02.2014 23:48:26
с каких пор свадебный фотограф Вася Мельниченко стал "художником"? Он что, рисовать научился?
0
0
Александр21.02.2014 17:00:29
Автору надо заниматься своим делом - фотографировать, а не рассуждать, чем занимается В.В. Путин, потому что нет даже обыденного понимания того, чем должен заниматься глава государства. По порядку:
1. \"Тема была важности чрезвычайной – театр. Почему театр? А потому что «царь» желает театр.\" Театр, это одна из сфер культуры нашего общества. Вопрос, разве глава государства не должен уделять время развитию культуры государства и его составляющей театру? Должен, и даже обязан, так как развитие культуры и театра соответствует интересам общества.
2. \"Нерон тоже любил театр, даже немножко играл.\" Любой человек может любить или не любить театр, но наш глубокомысленный автор связывает это с тираном В.В. Путиным, просто в человечности ему отказано.
3. \"Деятели культуры кивали головами. Были серьезны так, будто всех поразила судорога глубокомыслия, вот как изображена на физиономии Достоевского кисти Василия Перова.\" Тут вообще проблемы у автора. Люди встречаются с Президентом государства, как они должны были себя вести? Смеяться ему в лицо? В.В. Путин позвал их на камеди клаб или обсудить вопросы развития театра? В общем автор когда о чем-то размышляет, он наверное представляет, что он вел бы себя по другому, не так как эти деятели театра. Что тут сказать, каждый мыслит и рассуждает в меру своего развития.
4. \"В стране реализуется план культурной деспотии. В городе ситуация не лучше. Недавнее событие из разряда дискриминации по творческому признаку – это попытка омских депутатов потеснить профессиональных художников, забрать у них мастерские в центре города или же поднять арендную плату.\". Как говорится, автор \"жжет\". Ох уж эта деспотическая страна. Сразу вопрос, при такой деспотической культуре опубликовали бы нашего автора??? Маловероятно, пишет ерунду про руководителя страны, в деспотической культуре это не допустимо, а нашего публикуют, вот нонсенс. Что касается омских художников. Вопрос, они нам нужны? Может наши депутаты должны думать о том, как повысить доходность бюджета, разве мы не критикуем чиновников? Тут они решили избавить от лишних трат и сделать так, чтобы имущество приносило доходы бюджету, а тут критика. Какой прок от наших художников? Они занимают помещение, которое им предоставил муниципалитет, они продают свои картины и кладут себе деньги в карман и ни муниципалитет, ни кто-либо другой ничего не имеет. Наш глубокомысленный автор высасывает себе темы для статьи чтобы популяризировать себя, но никак не осветить проблемы общества. Может нашему автору заплатили художники и организаторы спектаклю \"Убийство Гонзаго\". Это вся статья больше похожа на бредятину человека. Есть русофобы, гомофобы и др. Но наш автор настоящий путинофоб, но при это ему никто не запрещает таковым быть.
5. \"Сейчас важнее театр с его массовостью и воспитательным потенциалом\". А разве театр не важен? Разве нельзя использовать театр в воспитательных целях? Разве не надо этому уделять внимание? Надо, если мы хотим жить в культурном обществе, не переживать что гопники тебя поймают изобьют или убьют.
6. \"Никто из членов Омского отделения Союза художников России не выволок к Горсовету свою мохоподобную живопись и графику, не крикнул: «Подавитесь, твари!»\". Может вот в этом все дело: \"Подавитесь, твари!\". Вот это отношение автора к нами избранным депутатам. Тут сразу вопрос от чего такое отношение? Может у автора имелись свои нереализованные амбиции, а эти \"твари\" занимают его место? Или может причина в чем-то другом, сложно сказать. Но после таких статей нечего удивляться тому, что чиновники к народу плохо относятся, так как в ответ получают ушаты грязи в свой адрес. Вместо того, чтобы заметь положительную тенденцию, например эту же встречу В.В. Путина с деятелями театра, мы из этого делаем из чиновника тирана?
7. \"Сессионный театр, как это распространено на Западе, в России еще долго не случится. Причиной тому нищета и тупость большинства населения страны. Так для кого весь этот праздник Мельпомены?\". Вот автор раскрывается. К нищему и тупому народу, которое по мнению автора большинство, он явно себя не относит. Это по мнению автора надо для забавы Нерона, т.е. В.В. Путина. Тут наверное у автора обида и затаилась, ведь В.В. Путин старается для \"нищего и тупого народа\", а не для такого умного нашего автора. Само отношения автора к народу поражает, он явно себя с большинством народа никак не соотносит, ему нужны театры как на западе, а этому быдлу ничего не надо, оно тупо, да и денег нет у него согласно нашему автору.
8. \"При тираниях общества не бывает, а когда у художника нет и внутреннего желания Общества, он легко становится пешкой, наряженной ферзем в гадких играх политиканов.\". Общество бывает всегда и везде. Человек только и может жить в обществе. Если же мы живем при тирании, то такое общество можно назвать обществом тирании, вот и все. Да действительно, можно легко стать пешкой, хоть и наряженной ферзем, в играх политиканов, даже читая статью этого высокопарного автора, и воспринимая его статью за какую-либо правду и воспринимая окружающие нас события с точки зрения этого автора. Это не наше уже отношение в событиям, а чужое, но мы считаем его своим и даже не подозреваем не о чем. Дело в том, что мы уже отвыкли воспринимать информацию критически.
0
0
Василий Мельниченко22.02.2014 01:16:55
Александр, как зарплата, норм?
0
0
Александр27.02.2014 12:07:17
Василий зарплата норм! Как видишь нет нужды пиариться и писать то, в чем я не разбираюсь, в отличии от тебя! Кстати, можно было бы еще много чего написать о твоей "замечательной" писанине, но времени не было.
0
0
Василий Мельниченко03.03.2014 12:14:59
А фамилия то у тебя есть, занятой товарищ?
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru