Новости. Омск


журналист


Сталин о праве наций налево

Художественный вымысел. Отличная все-таки штуковина для литературной работы. Сочинит иной автор забавную байку под видом бывальщины - и в типографский набор ее с рук долой! Разбирай потом, читатель, как хочешь, где у него чистая правда, а где правдоподобие и дикий произвол фантазии.

Помню, в начале прошлого века Российская и Австро-Венгерская империи не имели широкополосного и прочего Интернета. Унылая жизнь юзеров протекала без провайдеров, компьютеров и социальных сетей! В наличии множество редакций газет и журналов, но ни одного, пусть завалящего, сайта у них. Вообще! Естественно, отсутствует виртуальное общение журналистов с аудиторией. Нет злобных троллей, сеющих свои пыльные споры, и нет отважных борцов с этим анонимным исчадием ада.

Легкая фальсификация позволяет мне исправить ситуацию. Представьте вместе со мной на десять минут, будто весной 1913 года появилось вдруг то, чего дотоле никогда не существовало.

Итак, столичный Петербург. Большевики издают легальный ежемесячный журнал, у которого тираж пять тысяч экземпляров на всю страну, но зато есть популярный в народе и весьма посещаемый интернет-портал. В то же время в заграничном городе Вене работают удаленная редколлегия и подпольный корпункт, в коем один из авторов создает капитальное творение для трех номеров издания и сайта. Вождь пролетариата и друг пишущего тов. Ленин, также находящийся в столице Австро-Венгрии, не торопит его, но загодя сообщает по электронной почте о важном деле редактору беллетристического отдела тов. Горькому: «У нас один чудесный грузин засел и пишет для «Просвещения» большую статью, собрав все австрийские и пр. материалы». Алексей Максимыч возьми да и слей с рекламной целью содержание письма Ильича во Всемирную паутину. На радостях! Дескать, публикация вскоре определит генеральную кардиограмму развития не только России, но и всей Европы. Конечно же, царский режим, эксплуататоры, либералы и ликвидаторы всех мастей туго напряглись, ожидаючи нетленное произведение. И вот - с марта по май тринадцатого года угнетенные граждане и свободные буржуа, заходя на журнальный сайт, читают обширный манифест «Национальный вопрос и социал-демократия»! Ну-ка, ну-ка, посмотрим.

По нынешним временам, видавшим страшные войны, бойни и передел мира, вроде бы ничего особенного, а тогда - информационная бомба. Большевистский грузин утверждает: «Поднявшаяся сверху волна воинствующего национализма, целый ряд репрессий со стороны «власть имущих», мстящих окраинам за их «свободолюбие», вызвали ответную волну национализма снизу, переходящего порой в грубый шовинизм…». Он говорит про ограничение свободного передвижения и лишение избирательных прав, о стеснении языка и сокращении школ. Сочинитель словно наблюдает из Вены распад Советского Союза, которого в помине нет, и даже внезапный побег Крыма из самостийной Украины: «Нация имеет право свободно определить свою судьбу. Она имеет право устроиться так, как ей угодно, не попирая, конечно, прав других. Нация имеет право устроиться автономно. Она имеет право даже отделиться...»

 Повторяю, 1913 год. С нашей кочки зрения, ленинский соратник - махровый экстремист, беспардонно покусившийся на устоявшийся миропорядок. Какие, к лешему, права людей, свободы народов и национальное самоопределение да еще на примерах США, Англии, Польши и Кавказа? Скандальный опус, ушедший в мировой Интернет, вызвал бурную полемику по все стороны Мирового океана. Но - паче чаяния! - на сайте большевистского журнала «Просвещение». Поначалу его сервер в Петербурге не выдержал внезапного наплыва политизированных посетителей и прочно завис. Оно и понятно: техническая отсталость, нехватка маргарина и скорости соединения. Едва ошалевшие системные администраторы исправили неполадки, как «под статью» на сайт прибежали комментаторы и настрочили там всякую заумную писанину.

Могло быть подобное? На самом-то деле нет, а в публицистическом тексте - пожалуйста. Вымысел, опирающийся на реальный факт, мне разрешает ненаучные и внеисторические фантазии. Например, даже мнимое обсуждение реального материала в несуществовавшей блогосфере. Это же байка под видом бывальщины.

 Продолжу россказни. Первую хвалебную запись под актуальной статьей оставил Фрей: «Хорошо! Надо воевать за истину против сепаратистов и оппортунистов». Вторую - К. Прутков: «В цивилизацию Европы вновь лезет право кулака!». Через пару минут какое-то Перо раскрыло псевдоним автора: «Это кавказец Джугашвили, земляк; он сейчас вошел в ЦК большевиков и начинает у них, видимо, играть роль...» Некий Старик ответил Перу: «Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, становится нетерпимым…» Мефистофель поддержал беседу: «Не подозреваю в нем будущего правителя России. Из его неясных по смыслу, но энергичных по тону фраз я вынес впечатление - этот человек шутить не будет». Фрей решительно вернул дискуссию в русло обсуждения: «Статья очень хороша. Вопрос боевой, и мы не сдадим ни на йоту принципиальной позиции против бундовской сволочи». Антид Ото язвительно парировал: «На сером фоне его текста неожиданно вспыхивают оригинальные мысли и яркие формулы. Видимо, статья внушена Лениным и по ученической рукописи прошлась рука мастера». Ленин: «А-а, Антид! Это ты, иудушка и политическая проститутка?! Без краски стыда здесь нарисовался?». Троцкий: «Товарищи! Наваждением кажется дрянная склока, которую систематически разжигает сих дел мастер Ленин, профессиональный эксплуататор всякой отсталости…» Безумный Джек: «Я не верю, что Россия хочет войны. Она хочет плодов войны». Патриот: «Безумному Джеку. Умолкнет ваша злость пустая, замрет неверный ваш язык: крепка, надежна Русь святая, и русский Бог еще велик!».

Открою секрет. Псевдонимы и недословные цитаты принадлежат бывшим живым людям: Ленину, Троцкому, Черчиллю, Языкову, Жемчужникову и Шаляпину. При желании я мог бы найти мнения доброй сотни человек, кому были небезразличны темы свободы и самоопределения народов. Думаю, примерно так или хуже они обсуждали бы злобу дня при наличии Интернета. А потом царские сатрапы, обеспокоенные экстремистским и оскорбительным характером диспута, потребовали бы от независимой редколлегии перекрыть им «творческий кислород». Воображение подсказывает, что та отказалась бы, и журнал закрыли. Впрочем, бумажное «Просвещение» сто лет назад и в самом деле прихлопнули, как ранее «Мысль». Ленин едва успел напечатать статью «О праве наций на самоопределение» и «Критические заметки по национальному вопросу». Кобу Сталина опять арестовали и надолго сослали в Туруханский край. Интернет не виноват. Звезды в небе так сошлись.

Историю искажают и фальсифицируют на потребу публике. Я же приукрасил ее вымыслом, дабы прозорливый читатель увидел в прошлом черты настоящего и будущего, почитал литературу и выбрал нравственную позицию. Это важно в оценке происходящего. С чего началась Первая мировая в 1914 году? Думаете, с того, что юный террорист Гаврила Принцип, зарядив пистолет, взял на мушку австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда? Нет. На спусковой крючок принципиально нажали те, кто имел право и хотел свободно определять судьбы миллионов при их молчаливом согласии. Впрочем, об этом как-нибудь в следующий раз…

   

«Ваш ОРЕОЛ» № 13 от 26 марта 2014 г.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

2
0
duc27.03.2014 09:20:59
Читал с удовольствием. БОльшую часть процитированного читал в оригинале. Форма изложения тоже понравилась.
1
0
БИА30.03.2014 14:50:26
Сергей-вам бы лавры Беляева...
Хорошо и неординарно, молодец.
1
0
duc30.03.2014 16:52:24
БИА, а почему Беляева? Стиль ближе к Казанцеву, "Клокочущая пустота", роман-гипотеза. Ещё одним замечательным образцом этого стиля считаю "Игнач-крест" Георгия Борисовича и Марианны Григорьевны Фёдоровых.
0
0
БИА30.03.2014 17:40:51
duc30.03.2014 16:52:24

Источник: http://bk55.ru/kolumnistika/article/30297/

Федоровых не приемлю...слишком предсказуемы и ненависть из них так и прет...А вот насчет Казанцева согласен, в свое время зачитывался им.
0
0
duc30.03.2014 18:02:17
Спорить не буду, хотя..
Как вам "Живая вода" у того же Фёдорова?
0
0
БИА30.03.2014 20:09:56
duc30.03.2014 18:02:17

Источник: http://bk55.ru/kolumnistika/article/30297/

Каюсь не читал...и за его творчеством не следил. Так устроен если разочарован в авторе, просто не читаю больше...
0
0
БИА30.03.2014 20:15:29
Я у него еще только "Басманная больница" читал...ну не мое...
0
0
duc30.03.2014 20:41:28
Басманная и мне не очень...
0
0
БИА30.03.2014 21:10:51
Но вы меня заинтриговали, обещаю на этой недели прочту ЖВ, может и поменяю свое мнение...
0
1
Romashka30.03.2014 23:18:46
Не накурившись чего нибудь такое может нравиться? Ну ну.. К наркологу вас не надо? Правильно я поняла, что сей публицист - друг Сусликова С С ? Выглядит так, будто duc с БИЯ занимаются подхалимажем. Усердно. Странно это.
0
0
duc30.03.2014 23:42:22
Ромашка ещё не спряталась? Смотри, а то поникнут лютики. А с БИА мы слегка поспорили по довольно интересному вопросу жанра. Роман-гипотеза берёт исторические факты, которым нет достоверного объяснения, зато есть сам факт свершения. И автор предлагает свою версию развития событий. Неужели это не интересно?
Ты сама читала хотя бы Казанцева?
0
0
Аптека для умалишенных31.03.2014 00:04:59
О дела! То Ромашка всех на бла-бла раскручивала, а теперь Ромашку крутят. Ромашка, смотри, вдруг duc адвокат или Кастанеда.
0
0
Romashka31.03.2014 01:04:38
аптека, а ты сам то кто? И на что хочешь меня раскрутить? Умник.
0
0
Romashka31.03.2014 01:13:53
Duc, Три Мушкетера - это гипотеза? А Код Давинчи? Нет, Казанцева не читала.
0
0
duc31.03.2014 04:11:10
Стыдно, ромашка, не знать высказывания Дюма, что "история для него всего лишь гвоздь, на который он вешает свои романы". А Казанцев размышляет над фактом, что кардинал Ришелье освободил из тюрьмы и дал правительственную пенсию "первому коммунисту Европы".
0
0
Romashka31.03.2014 05:05:24
Я все таки разницы не вижу. И там, и здесь на факт навешиваются собственные размышления и идеи. Объясните мне четко в чем разница жанра гипотезы и fiction.
0
0
duc31.03.2014 07:10:41
У Дюма нет фактов, есть псевдоисторический антураж. У Брауна тоже. В отличие от них Казанцев намного более профессионально подходил к фактологической стороне произведений, а Фёдоров вообще профессиональный археолог.
Понимаете, при всём уважении к, допустим, Яну, я не могу считать "Батый" романом-гипотезой. Это изложение довольно известных событий с небольшими личными ремарками автора. Не подходит под гипотезу и "Бесцеремонный роман", к которому тоже довольно близка обсуждаемая статья. Но всё это просто художественный вымысел, в котором при желании несложно заметить белые нитки. Так что, на мой взгляд, именно проработанность фактур является признаком настоящей гипотезы.
0
0
БИА31.03.2014 07:46:46
Доброе утро...
Кстати по Яну, согласен на все 100%, еще вчера хотел привести в пример. Молодец duc, очень увлеченный человек.
0
0
оборона06.04.2014 07:11:55
Непонятно о чём статья - от этого и такие коменты. Плетут свои паутинки , почирикивают со своих веточек. А как дунет ветерок -нырк в щёлки и молчок. А народ в поле пашет и статейки ващи не читает ,а крутит из них самокрутки для мохорки, А то и того хужее.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru