Конспект непрочитанной лекции для будущих журналистов, обдумывающих житьё.
В родной речи слово слову рознь. Иногда оно вроде бы одно и то же. Вот, допустим, меж словами «Андрон» и «андрон» – дистанция огромного размера. Первое означает имя собственное человека, а второе, извините, бог знает что на лампадном масле. Тут вам и комната для пирушек в домах древних греков, и повозка с жердями у русских, и болтовня со вздором у поляков. Недогадливый обыватель читает, к примеру, поэму Гоголя, и простой ум его вдруг может зайти за разум от неожиданной сентенции: «Какая же причина в мёртвых душах? даже и причины нет. Это, выходит, просто: Андроны едут, чепуха, белиберда, сапоги всмятку!» Кто такие Андроны и куда их понесла нелёгкая? Неужто к помещику Полежаеву, который походя упомянут в тексте Николай Васильича?
Приближается пора госэкзаменов и защиты дипломных проектов. Собственно, потому с газетной трибуны хочу прочесть коротенькую лекцию. Начинающий журналист обязан быть догадливым и любознательным. Сам Бог велел ему искать тропы к Истине. Я не стану отвечать на свои риторические вопросы из первого абзаца. Не для того заданы. Великий писатель использовал в произведении метафору, то бишь образное, иносказательное выражение, понятное современникам, которое с годами утратило исконный смысл. За ненадобностью. Если верить теории эволюции, точно так же обезьяний хвост далёких пращуров постепенно становился рудиментарным копчиком Homo sapiens. Есть у каждого человека, а зачем – на первый взгляд, неясно.
В обиходном языке средств массовой информации России однажды появилось словосочетание, непривычное для провинциального русского уха: пресс-тур. Это производное от английского presse-tour с тем же самым, английским, значением. То бишь маркетинговое мероприятие для журналистов, пиар-акция какой-нибудь структуры, кровно заинтересованной в улучшении собственного имиджа или в продвижении бренда, товаров, услуг и так далее и тому подобное. Когда экскурсию проводит фирма, торгующая товарами всенародного потребления, то её можно понять. Рынок и конкуренция заставляют нравиться потребителям. Но что движет Властью, организующей туристические поездки для работников местных СМИ? Вероятно, те же примитивный меркантилизм и страстное желание казаться лучше.
Пресс-туры в богоспасаемой Омской области сами по себе стали важным информационным поводом. Для многочисленных бюрократов и участников действа они иногда были ценнее событий. В результате двадцать с лишним лет по страницам газет и телеэкранам лихо ездили такие бредовые «андроны», что хотелось вынести святых из дому. За бывшим губернатором г-ном Полежаевым цугом катались пишущие и снимающие экскурсанты. У того – рабочий визит, а у хроникёров – служебная турпоездка. Обширная география и тематическое изобилие. Одни показывают мнимые достижения. Другие под диктовку описывают их! Зрелище не для слабонервных.
И ведь как красиво сочиняли! Крапивинское месторождение с нефтью «Сибнефти» и телевизионный завод с автобусами Volvo. А ещё – газификация, исторический полёт Ан-3 над Антарктидой, производство дохлых «Москвичей», «рекордное» строительство жилья и расцвет села. При виде сей галиматьи мне обычно вспоминались строки Твардовского: «В том-то, брат, и суть вопроса, что темна для простаков: тут ни пашни, ни покоса, ни заводов, ни станков. Нам бы это всё мешало – уголь, сталь, зерно, стада». Но… Туристы от СМИ в беготне по администрациям, департаментам и прочим чиновничьим синекурам продолжали расшибать всмятку сапоги о паркет. Зрители и читатели с изумлением наблюдали не только чепуху и белиберду, выпускаемую прикормленной прессой, но и её радостное виляние копчиком перед своим Кормчим. Это ж надо уметь так ловко вилять всем телом при отсутствии хвоста!
Я думал, что со сменой режима здесь, в псевдопилотном регионе Сибири, поменяются отношения между реальной Властью и властью четвёртой. Ничего нового. Изменились только «ньюсмейкеры» да некоторые туристические маршруты. Всё та же игра в поддавки и демократию. Навскидку можно назвать туры в Москаленский и Таврический районы, где организаторы демонстрировали «эффективную работу», а также «ознакомительные» походы на станции метрополитена, в строящийся корпус ОмГУ и под трубы пылящей ТЭЦ-5. Опубликованные материалы экскурсантов мелкотравчаты, поверхностны и, как говорится, ломаного яйца не стоят. Да и выеденного гроша – тоже. Что толку, например, от дневной поездки на сырную фабрику и бравурных репортажей, если вечером сотрудники выкупаются в чане с кислым молоком? Или зачем табором посещать сельских производителей свинины? Не лучше ли сразу проехать в поле к девяти тоннам выброшенных свиных голов? Зачем в телевизионном турагентстве, которое содержится на средства налогоплательщиков, пошло играть роль официантов и подходить к улыбчивому губернатору с репликой «спрашивать подано» и слышать в ответ…
Не стал бы говорить вам, мои юные слушатели, о производственных турслётах корреспондентов, если бы это не укоренилось тут в виде привычного уже явления. Придёте в редакции – не участвуйте. Не следует ездить в Сербию с областным чином по путёвке «Газпром нефти», а также в Канны за гроши омского сенатора и иже с ним. Себе дороже! По сути своей экскурсии на объекты, проводимые бюрократами или PR-службами, не имеют ничего общего с настоящей журналистикой. Имитация деятельности, дымовая завеса и – на выходе – словесный суррогат, читать который невозможно: Андроны едут!
Есть несколько очень важных этических принципов. Запомните их. По-настоящему независимые журналисты всегда сами ищут источники объективной информации, выезжают в служебные командировки только за счёт своих редакций, не зависящих от государственного и муниципального бюджета, и везде платят за себя. Честный сотрудник – подчеркну! – независимого издания не имеет морального права принимать ценные подарки, пользоваться какими-то привилегиями и льготами, которые как будто бы бесплатно обеспечивает принимающая сторона. Учтите! Халявный сыр в мышеловке только для второй мышки. Но первой – полный капут!
Сегодня всё стоит денег! Когда чиновники каких-нибудь министерств и ведомств «вывозят» прессу на объекты, то они тратят не свои личные бабки, а государственные деньги и при этом ждут лакированного отражения действительности. Иначе бы не вывозили. Журналист обязан быть свободным от всех своих источников информации! Он не вправе торговать пером и исповедовать принципы, которые противоречат нормам поведения, принятым в цивилизованном обществе. Хочешь ты или не хочешь, а обязан посмотреть за забор потёмкинской деревни – нет ли там мёртвых душ?
Никакого многобожия в нашей работе нет и вообще не должно быть. Поклоняться можно единственному Божеству – молчаливому большинству читателей, телезрителей и радиослушателей, чей коллективный Разум способен в конце концов отличить правду от неправды. Вы мне скажете, что так, мол, не бывает в настоящей жизни. Есть компромиссы и полутона. Соглашусь, но стремиться к идеалу нужно. В противном случае вообще не стоит заниматься журналистикой.
Написал конспект для лекции к 1 апреля, не желая шутить по поводу вечных профессиональных ценностей. Надеюсь, будущие журналисты сами разберутся, что к чему в жизни.
«Ваш ОРЕОЛ» №14 от 2 апреля 2014 г.