Новости. Омск


священник, театральный критик


Пятый театр пятой колонны

«Игра на выживание» по пьесе Дарио Фо «Не играйте с архангелами» в омском «Пятом театре». Режиссер-постановщик: Галина Полищук (Латвия), литературная редакция Павла Шишина.

 

Мышлению старейшего европейского драматурга (88 лет), лауреату Нобелевской премии (1997 г.) Дарио Фо свойственны гражданская смелость и дерзость, художественное озорство и бесшабашность, принципиальность и независимость. И чтобы ставить его пьесы, надо хоть как-то быть вровень ему, но спектакли «Пятого театра» свидетельствуют об обратном. Большинству их характерны сектантская скрытность и масонская символика, осквернение русской классической литературы и отрицание традиционных духовных ценностей. Никакой гражданской доблести в «Пятом театре» не замечено, о патриотизме и говорить не приходится, мечты его руководителей где-то в четвертом сне Веры Павловны из романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?».

 

Пьеса начинается с проделок хорошо организованной группы мошенников – частый сюжет в итальянской драматургии. В «Игре на выживание» мошенники приходят в кафе, и один из них делает вид, что отравился пирожным. Вызывают скорую помощь, приходят «врачи» из числа участников этой же шайки, пугают хозяина кафе, что вызовут полицию и санитарную инспекцию, и тот вынужден откупиться от них крупной суммой.

 

В отличие от других авторов Дарио Фо переходит затем к глобальным обобщениям. Эти же персонажи по ходу спектакля преобразуются в министра, мэра и других высокопоставленных лиц, чем автор без экивоков дает понять, что правящая верхушка так называемого демократического общества действует по тем же принципам лжи, обмана и беспринципности, что и обычные уличные мошенники. Пьеса написана в 1959 г., но и сегодня она удивляет вызывающей непочтительностью и форменным издевательством над демократическим мироустройством. Уродливо-комическое изображение ситуации (гротеск) переходит в бессмыслицу и нелепость (абсурд). Пьеса отражает по существу наше современное общество, хорошо узнаваемое и наблюдаемое нами, но не ради этого поставлен спектакль. «Пятый театр», созданный лет 25 назад, никогда не ставил себе задачу бичевать пороки современного общества, т.к. сам явился не только порождением его, но и апологетом, орудием этого изъязвленного постсоветского периода. Ему очень комфортно здесь и сейчас.

 

Какие же акценты расставил театр в своей постановке? Павел Шишин основательно отредактировал пьесу, а режиссер Галина Полищук умело воплотила его замыслы на сцене. Прежде всего, пьеса Дарио Фо оказалась дополнена прологом. Представим себе офис респектабельной фирмы. За компьютерами сидят 7-8 служащих, разговаривают по телефонам, затем все разом встают и опускают штаны, демонстрируя через плавки свои возможности – у кого что, и тут же одевают их. Всё это так неожиданно, интригующе, многообещающе и, согласитесь, очень мило! Это есть не что иное, как гей-парад по аналогии с тем, что в цирке называется парадом-алле, когда на арену выходят все участники представления перед его началом.

 

Сцену эту никак нельзя истолковать по-другому, тем более что пара персонажей всё второе действие вообще гоняется друг за другом без штанов. Жулик украл в поезде штаны у министра, а тот оставил без штанов кондуктора. Есть ли эта тематика у автора пьесы? Да, штаны там тоже воруют, но это никак не ассоциируется с гомосексуализмом. В спектакле же подобный мотив навязывается сознательно и последовательно. Так, в купе, где едет только один министр, на полу картинно брошены два бюстгальтера – свидетельство пассивного гомосека. В гостинице министр хватает мэра и требует снять штаны, т.к. ему не в чем показаться на людях. В спектакле на этот счет разыграна целая интермедия. Мэр вначале кричит что-то вроде того: «Не дамся!», но затем охотно отдает штаны, сообразив, что сексуальных услуг от него не требуется. В таком духе театр модернизирует пьесу Дарио Фо, услаждая гомосексуалистов из числа зрителей.

 

Если бы не это настойчивое навязывание символов и признаков содомского порока, спектакль можно было бы только хвалить. На этот раз великолепна игра артиста Евгения Фоминцева, который представляет главного персонажа. Таким его видеть еще не приходилось. Палитра его изобразительных средств оказалась богатой и разнообразной. Вначале он изображает придурка, затем министра, у которого он украл штаны и боящегося в любой момент разоблачения, а потом – собаку. Да-да, собаку! Он прекрасно воплощает фантастический замысел драматурга.

 

Раскручивается невероятная история. Оказалось, персонажу досталась от отца странная фамилия – Ветер и забавные имена, но этого мало, добавили и чиновники. Одному из них отказали в повышении по должности, и он сыграл злую шутку. Желая отомстить за несправедливость, он внес изменения во множество учетных карточек граждан и умер.
Из-за его проделок герой Евгения Фоминцева Ветер не может оформить документы для получения пенсии, потому что в его учетной карточке написано: «Порода – спаниель, профессия – охота на птиц. Хвост обрубленный, уши большие, клыки короткие, нечистокровный, предположительно – дворняга». Добрые люди посоветовали ему отправиться на живодерню, где его понарошку уничтожат в газовой камере, как бродячую собаку, после чего он сможет получить документы, как потерявший их человек. Сидящий в клетке под фонограмму лая и воя неожиданных собратьев человек-собака потрясающ в своей необычности. В его лице читается растерянность и отчаяние, ирония и надежда на то, чтобы вновь стать homo sapiens, вопреки бесчеловечной бюрократической машины «цивилизованного» общества.
Под стать Евгению Фоминцеву его партнерша Елена Заиграева. Она, как всегда, пленяет обаянием, лирической проникновенностью и искренностью чувств. Вдвоем они достоверно разыгрывают столь трепетное зарождение чувства любви. Очень часто в любовь на сцене не верится. Один партнер говорит другому: «Люблю», но ничего за этими словами не стоит, ни малейшего чувства. Здесь, наоборот, она еще не говорит: «Люблю», но уже очевидно по ее поведению, интонациям и взглядам, что она в романтическом плену у этого чудака, который, казалось бы, не делает никаких попыток покорить ее.

 

Спектакль волей-неволей поднимает целый ряд социальных, психологических, политических и управленческих проблем. Не надо искать здесь только чего-то мистического, обманываясь названием пьесы – «Не играйте с архангелами». Дарио Фо во время написания пьесы состоял в коммунистической партии со всеми вытекающими последствиями. «Архангелы» не должны вводить в заблуждение, они нужны ему только как антураж, как демонстрация небрежения к католической церкви, Бог ему судья. Достаточно сказать, что архангелов изображают те же артисты, что и мошенников, а один (одна) из них вообще барышня (Кристина Лапшина), отплясывающая свой потусторонний танец в подчеркнуто затрапезном виде, т.е. к критике католической церкви добавлено перца.

 

Спектакль был бы вполне достойным, если бы не навязывание гомосексуального компонента и намека на наркотики, как на обычное явление. Если у Дариа Фо фантастические истории подаются как сны, то театр преподносит их как результат действия наркотиков, что, впрочем, очень вероятно. В финале обессилившему и лежащему на полу Ветру друзья советуют: «И больше никаких наркотиков!» Спектакль фактически иллюстрирует галлюцинации наркомана.
Модернизируя пьесу, «Пятый театр» на христианско-мусульманском поле России остается скрытым агентом, элементом пятой колонны, которая действует на стороне свободного от нравственных рамок Запада (однополые браки, легализация наркотиков, зловещие бомбежки Югославии 1999 г., поддержка фашистов на Украине 2014 г. и т.п.). Как не вспомнить здесь для сравнения постановку в Омске Николая Чиндяйкина 1987 года «Не играйте с архангелами» с участием давно уже народных Валерия Алексеева, Юрия Ицкова и других. Спектакль был задушевным, философским, нравственным.

 

Европейский плакат. Пятая колонна.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

0
0
Искадерыч03.06.2014 18:33:03
Критик, опомнитесь! Штаны не "одевают", а надевают!
1
0
мимо проходил03.06.2014 18:42:50
Критик был бы вполне достойным, если бы не зацикленность на мнящихся повсюду пороках. А так - пятый театр пятой колонны, сказал шестой гриб шестого ряда...
0
0
оборона03.06.2014 19:01:27
Вот как -то так.И жёгнул крапивой и похвалил. Хороших актёров упомянул - молодец. Маленько ворчливо, но снесём на возраст. Театрам надо, как -то привлекать обленившегося зрителя - тут все средства хороши - и штаны и голые титьки и мат -перемат. Театр обязан дарить -иллюзию, услаждать, умиротворять души и заряжать энергией. Если этого нет - я посмотрю Жириновского вот театр так театр. Какая школа, какая экспрессия.Учитесь братцы.
1
0
Уже совсем не добрый и большой03.06.2014 19:55:22
ого... Вот это загнул. Ой, простите, слово "загнул" я применил не в гомосексуальном контексте.
Слушайте,ну что за гомосяцкая чушь? Я посмотрел спектакль не так давно и впечатления еще свежи. Не увидел там ни гомосексуализма ни наркотиков. Главный герой был контужен на войне и галлюцинации с участием боевых товарищей (люди в камуфляжных штанах и с жетонами-"смертниками") - это тот самый посттравматический синдром, который не понимают окружающие люди и считают его из-за этого идиотом. Я лично знаю массу людей, в том числе и близких мне, которые орут по ночам после войны. И дело тут не в наркотиках, а в том, что они прошли через то, чего ни господину Степаненко, ни кому-либо другому не пожелал бы в жизни. Если господин "священник" этого не понимает - то грош ему цена как "пастырю".
Возможно Лев Пантелеймонович держит целибат, и не знает, что если мужчина просыпается и рядом с ним лежит бюстгальтер - это не обязательно говорит о его гомосексуализме. Скорее наоборот - в 99% случаев бюстгальтеры забывают барышни.
Штаны чиновник требует от мэра лишь потому что у него нет других штанов, а ему необходимо появиться на людях. Мне думается, что если бы в спектакле пропагандировались "европейские ценности", то "европейский" чиновник спокойно ходил бы без штанов, а то и в одном цилиндре и галстуке.
Да, спектакль не без огрехов, но про гомосятину я не увидел ни намека ни полслова. И про наркотики тоже. Там бухали люди- не спорю, но не употребляли веществ.
В общем у меня есть две мысли. Или Лев Пантелеймонович настолько одержим "охотой на ведьм" (то есть гомосеков), что в темной комнате ищет кошку (точнее - гомосятину), которой там нет. Ну или на ум приходит поговорка про того, кто громче всех кричит "Лови вора!..".
0
0
Зануда04.06.2014 09:32:48
"Модернизируя пьесу, «Пятый театр» на христианско-мусульманском поле России остается скрытым агентом, элементом пятой колонны, которая действует на стороне свободного от нравственных рамок Запада (однополые браки, легализация наркотиков, зловещие бомбежки Югославии 1999 г., поддержка фашистов на Украине 2014 г. и т.п.)."

Автор - упоротый поцреот с православием головного мозга в терминальной стадии.
0
0
Leksyzet04.06.2014 09:50:34
Полностью согласна с предыдущем оратором!
В апреле была на спектакле- впечатления неизгладимые!!! Огромное желание еще раз пересмотреть. Замечательно продемонстрированы проблемы демократического общества актуальные и на сегодняшний день. Зал в некоторых моментах очень веселился...Я вышла с театра с осознанием нашей грустной реальности...это мое личное восприятие, но не об этом хотела сказать.
Ни разу за весь спектакль даже мысли не возникло про гомосексуализм и наркотики! Г-н Степаненко по всей видимости видит это повсюду...Если бы в \"Баба Шанель\" было бы чуть больше героев-мужчин, то и там бы узрели пропаганду нетрадиционной ориентации.
И вообще, читая последние статьи данного критика сложилось твердое убеждение, что автору доплачивают представители Омской драмы, дабы тот максимально \"гнобил\" Пятый...
Как-то не солидно в Вашем возрасте так \"продаваться\"...или имеет место быть личная обида на Пятый?!
В последней статье про спектакль \"Концлагеристы\", вы, г-н Степаненко очень мило преподнесли микро-общество однополых браков, где все достаточно прозрачно и открыто, а в \"Игре на выживание\" завидев мужчину без штанов на сцене вынесли свой, увиденный только Вашим наметанным глазом, вердикт о гомосексуализме…что ж…каждый волен черпать для себя интересное и близкое только ему, но как-то глупо это в таком более чем зрелом возрасте
0
0
Dr. Freud04.06.2014 09:54:41
Давно уже доказано: больше всех зациклены на осуждении гомосексуальности латентные гомосексуалисты. Порицая и уничтожая гомосексуалистов, они тем самым символически убивают эту страсть в себе. А у гетеросексуалов другие интересы. Поэтому им поровну на геев: что они есть, что их нет.
0
0
Leksyzet04.06.2014 09:55:00
P.S.: свое согласие выразила с постом автора "Уже совсем не добрый и большой"
0
0
киви04.06.2014 11:04:13
Да что вы,господа. Это сравнительно мирная и добрая статья Льва. Даже не без похвалы. У страха глаза велики, давно известно. Вот пожизненно напуганный критик и раскрывает их пошире на крамольные моменты.
0
1
Омичка06.06.2014 09:14:31
В 5 театр я брезгую ходить с недавнего времени - вот именно потому, что согласна с критиком на все 100%.Только грубые люди не замечают смрада, исходящего от постановок этого заведения.Попринюхались, попривыкли,наверное...Пошлость и гадость, и ничего революционного там не происходит - хоть маши штанами, хоть размахивай.Как у Крылова - как ни сядут-все гадость выходит.
0
0
Вика06.06.2014 09:28:59
Со многими согласна, что Степаненко перемудрил! Зачем ему это? Хотя признаюсь, что мне спектакль не понравился. Может попала в неудачный день? Много было сцен, когда актеры говорят, вроде по-русски, но почему-то я и многие в зале не понимали, про что речь.Было откровенно скучно и часто непонятно происходящее.Даже веселая музыка была раздражительна.Ну это мое личное мнение.А ещё ужаснулась тому, что пришла в какой-то новый и чужой театр. Вроде на входе Анна Николаевна, и другие знакомые лица , а на сцене кроме Фоминцева и Погодаева незнакомые артисты или артисты из других театров. Грустно.И по профессии они показались слабее той труппы, которую я знала. Жаль. Это уже не мой старый и добрый ПЯТЫЙ театр. Это уже что-то новое и незнакомое. Как-то и идти туда больше не хочется.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru