Новости. Омск


священник, театральный критик


ЛУКАВЫЙ: И Я ЗДЕСЬ БЫЛ

Театральный очерк о спектакле «Онегин» новосибирского театра «Красный факел» на фестивале в Омске 17 июня 2014 г. Режиссер Тимофей Кулябин.

  

Станиславский однажды обмолвился, что театр начинается с вешалки, мы же начнем с программки, тем более что был жаркий летний день, и вешалка не потребовалась. Программка-буклет красочная, многостраничная, на обложке ее фотография двух мужчин: один – артист Павел Поляков в роли Онегина, сидящий на стуле босиком и с сигаретой в руках. Казалось бы, рядом должна быть Татьяна, но вместо нее рядом стоит режиссер Тимофей Кулябин, заменивший собой мечту всех мужчин. Над Онегиным лист бумаги, косо приклеенный к стене скотчем. На бумаге от руки накарябано название спектакля: «Онегин», а выше пропечатан автор: «Александр Пушкин». Итак, во-первых, небрежно искажено название выдающегося романа в стихах, гордости русской культуры; во-вторых, нет часто встречающейся ныне в театрах надписи «по мотивам произведений такого-то автора». Подобной надписи достаточно, по мнению некоторых, чтобы развязать режиссерам руки, открыть произвол для искажения подлинника. Очевидно, режиссер Кулябин дает понять, что он якобы ставит самого классика, хотя такого произведения «Онегин» у Пушкина и вовсе нет, а есть «Евгений Онегин», да и прочитана будет едва ли десятая или двадцатая часть романа.

Открывается спектакль сексом Онегина с неназванной партнершей. Он лежит на спине, в трусах, на брошенном на полу матрасе (!), из-за кулис без слов выходит особа в белой простыни, садится на него в позе наездницы и немедленно начинает азартные скачки со стонами и возгласами страсти, усиленными микрофонами. Сцена периодически повторяется трижды, чтобы показать, что других занятий, кроме еще еды, у него нет. Впрочем, он не способен сам даже и есть, его кормят с ложечки прислуживающие ему мужчины, а он только пережевывает пищу, т.е. оставаясь таким же пассивным, как и в блуде. На еду, раздевание и одевание, секс и умывание уходит минут пятнадцать без единого слова. Притихший зал застенчиво, а многие, вероятно, с завистью внимают стонам амазонки – к сексу на сцене они уже приучены, вопреки тысячелетним нормам христианской нравственности.

Другой особенностью постановки Кулябина является специально изготовленная из мела пыль, которая горстями разбрасывается вновь и вновь в течение всего спектакля, без всякой меры покрывает одежду персонажей и примитивную мебель из стола и стульев, летит на зрителей в первых рядах партера. Режиссер зримо дает понять, что он якобы взял на себя нелегкую задачу стереть с произведения Пушкина пыль веков, пыль от мела у школьной доски, осовременить Пушкина. Пыль, вероятно, в голове у режиссера, всякий же, который вновь откроет пушкинский шедевр, восхитится им так, что трудно будет от него оторваться. О тех же, кто впервые откроет роман, и говорить не приходится – он очаровывает. Лукавит Кулябин, он не очищает Пушкина от пыли, которой нет, а валяет его в грязи под восторги записных критиков и недоразвитых зрителей.

Подобной же цели режиссера служат и граффити персонажей мелом на серых стенах пространства сцены. Они черкают на них какие-то неразборчивые отдельные слова из текста Пушкина – существительные, прилагательные, глаголы, а в конце спектакля все персонажи в респираторах-намордниках тщательно смывают швабрами напачканное, поливая из ведер. Какой смысл этого шаманства? Ответ видится только один: идет надругательство над поэзией Пушкина. Раздерганный на клочки текст старательно смывается – с Пушкиным покончено. Режиссер Кулябин, вероятно, смотрел на Таганке спектакль Юрия Любимова, который еще более злобно и откровенно топтал текст романа, бросая каждый прочитанный лист на пол, хамски искажал текст, протаскивал по сцене надутый презерватив во время чтения письма Татьяны Онегину и т.п., и теперь более изощренно продолжил его. Критики восторженно писали тогда: «От мощных толчков с классика слетел глянец, и «Онегин» оказался живым, сиюминутным, острым». Аналогичную восхищенную сатанинскую оценку дают критики и спектаклю Т. Кулябина: «Поэтический флер развеялся как вздох, как пыль!» Надругательство и глумление над романом Пушкина они считают своей победой.

Принципиально меняет содержание романа то, что Онегин после возвращения в Москву не испытывает раскаяния и сожаления по поводу того, что Татьяна (актриса Дарья Емельянова) отвергла его. Напротив, дурашливо перебирая в кинокадрах кипу измятых листов, означающих письмо Татьяны, он курит и разглагольствует о найденной в интернете информации, что любви нет, а есть органика, химия, сперматозоиды и т.п. Можно сквозь пальцы посмотреть на электробритву Онегина, на вентиляторы и фотоаппараты, но не на мудрование Онегина, полностью перечеркивающее суть романа Пушкина.

Знакомство Онегина с Татьяной начинается с того, что он предлагает ей, не поверишь глазам, сигарету, и они молча курят. Такой маргинальной девкой делает режиссер ту, о которой Пушкин пишет: «Как величавая луна, // Средь жен и дев блестит одна. // С какою гордостью небесной // Земли касается она! // Как негой грудь ее полна! // Как томен взор ее чудесный!»

Забавно, что в одном из интервью директор «Красного факела» Александр Кулябин сообщает, что сам он бросил курить и чувствует себя намного лучше, исчезла одышка. Теперь же и в театре, мол, принято решение, «в соответствии с законом» полностью запретить курение. Вероятно, на Татьяну Ларину и Онегина этот запрет не распространился.

Во время написания письма Онегину Татьяна совершает акробатические кульбиты на столе и под столом, выражая дикую страсть, а позднее в кабинете Онегина примиряет на себя его волчью шкуру с открытой пастью. Дальше – хлеще. В финале ее нарочито долго облачают в мужской костюм: белая рубашка, черные брюки, черные туфли и нечто подобное фраку, после чего она совершает ритуальный танец. Женщина в мужском костюме, по общепринятым понятиям, свидетельствует о гомосексуализме. Думаю, не ошибусь, что режиссер возжелал видеть ее активной лесбиянкой. Под стать ей и мужчины, в каких-то до пят плащах-халатах, одетых порой, как у Зарецкого (Георгий Болонев), прямо на голое тело.

Ничего общего с пушкинским не имеет и Ленский (Сергей Богомолов) – «поклонник Канта и поэт». Он ошалело скачет вместе с другими через стулья и на стол, взлетает на балкон, исполняет роль тамады на именинах Ольги, кричит благим матом.

Спектакль не случаен, он целиком вписывается в мировоззрение режиссера. Чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться с его многочисленными интервью. Вот он раскрывает свою идейную платформу: «В наше время картина мира предельно размыта, чистые идеалы, такие как добро, честь и долг, стали архаизмами. Базовые ценности постоянно меняются. Театр – это пространство моей свободы, которой мне не хватает в жизни. Для меня в театре не существует абсолютно никаких границ». Человек не понимает, что базовые ценности (не убий, не укради, не занимайся сексом с существом своего пола…) не могут и не должны меняться, иначе прекратится род человеческий, и некому будет смотреть шедевры Тимофея Кулябина. Его признания лишний раз свидетельствуют, что в театр пробрались деятели, не различающие, в частности, границ добра и зла, чем они очень опасны. Процитирую еще одно его откровение: «Я работаю только для молодежи. У нее нет авторитетов. Им в принципе всё равно, великое произведение «Евгений Онегин» или нет, можно над ним надругаться или нет. Их не будет задевать половой акт на сцене – у них нет комплексов». Таким образом, он прямо заявляет, что рассчитывает на тех зрителей, кто уже лишен чести, совести, стыда, долга, называя всё это осуждающим словом «комплексы», кто с трудом окончил школу по системе ЕГЭ и едва научился читать.

Еще одним свидетельством морального облика режиссера Кулябина является спектакль по Гоголю «На Невском проспекте», поставленный им в Омске семь лет назад. В нем русского поручика Пирогова избивает немец Шиллер, «опуская» его. Там же майор Ковалев из повести «Нос» теряет не нос, а половой орган, который замечательно изобразили художница Нина Абдрашитова и артист Сергей Черданцев, сейчас, между прочим, успешно делающий карьеру в столичных телесериалах, получив от Кулябина путевку в большую жизнь. Моя критическая статья «Агония: театр показал зрителям…» на этот счет была опубликована в новосибирской газете «Отчизна», № 25, в июне 2007 г.

В одном из интервью Тимофей Кулябин сказал также: «Режиссер должен говорить только о себе!» Это подсказка к тому, что мы увидели в Онегине не пушкинского героя и в определенной степени гениального писателя Пушкина, а самого режиссера – сексуально подозрительно озабоченного, не имеющего ничего святого, циничного, отождествляющего себя с собственным Онегиным.
По-своему, в меру своей испорченности прочитал роман Пушкина режиссер Кулябин; по-своему, в меру своей традиционной православной ориентации оценил его спектакль и автор этих строк. В неразборчивых надписях на театральных стенах кто-то прочитал: «И я здесь был, Пушкин», лучше, однако, сказать: «Здесь был лукавый».

Член жюри театрального фестиваля из Израиля Шейханович назвала спектакль «настоящим национальным сокровищем», не указав только, о какой нации идет речь. Защитники Кулябина утверждают, что персонажи спектакля показаны реальными сегодняшними людьми. Нет необходимости спорить с ними, но при чем здесь Пушкин? Имя его из этой вакханалии безнравственности следовало бы, безусловно, убрать.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

0
0
Однако23.07.2014 12:09:29
Вот не нравятся критику спектакли, а он всё ходит, и ходит, и ходит на них! Зачем себя мучить, если не интересно? Мазохизм, что ли?
0
0
Зануда23.07.2014 12:29:13
УГ.
0
0
Сергей23.07.2014 12:47:50
Какой Степаненко критик? Да никакой. Тупой брюзга. Еще бы знать, как он на спектакли попадает, неужели за свои кровные, прямо-таки стоит в очереди в кассу и говорит: Мне один билет на "Онегина" в партер. Не поверю. Значит, кто-то его приглашает. Кому-то, видимо, надо вести подрывную деятельность изнутри!
0
0
Нина23.07.2014 18:35:55
"Притихший зал застенчиво, а многие, вероятно, с завистью внимают стонам амазонки – к сексу на сцене они уже приучены, вопреки тысячелетним нормам христианской нравственности.
Лукавит Кулябин, он не очищает Пушкина от пыли, которой нет, а валяет его в грязи под восторги записных критиков и недоразвитых зрителей."
Этот псевдокритик уже в откытую оскорбяет омичей. Зрителей. Почему это печатается? Значит, этот сайт позволяет себе оскорбления и хамсво в адрес читателей!
0
0
недоразвитый зритель24.07.2014 00:33:29
Иных рецензий,кроме как мнения данного "доразвитого" критика,это издание не печатает. И спектакль был уже показан почти месяц назад,видимо,долго обдумывалась заранее понятная всем оценка. Зачем священнику ходить в светский театр, если результат хорошо прогнозируем? Думаю, что БК печатает рецензии Степаненко ради провокации,чтобы все возмутились,такая...специфичная желтизна под маской религиозной духовности. Жаль,что это мало кому из читателей известно и интересно,но...пусть будет. А еще забавно: гонорар за это высокодуховный автор получает? Или на нужды церкви?
Спектакль же совершенно замечательный, текст от автора,звучащий за кадром замечательно вписывается в условную редуцированную реальность. Стихи Пушкина вкусны,не искажены и не умалены, а действие выдумано режиссером,нереально. Это Онегин, а не роман в стихах А.С. Пушкина " Евгений Онегин". Не будучи - в контексте ярлыков критика- лесбиянкой недоразвитой, а все-таки, " учившись понемногу", получила от спектакля истинное эстетическое удовольствие. Сочувствую несчастному критику...
0
0
Театрал24.07.2014 13:25:03
А дед то ловкий, как спектакль с клубничкой он тут как тут!
0
0
Ирина24.07.2014 13:34:59
Это не критик "оскорбляет омичей. Зрителей." Это те, кто участвует в отборе данных фестивальных спектаклей оскорбляют весь наш город, который совершенно справедливо называют третьей культурной столицей. На вопрос: "Почему это печатается?" скажу, что с нетерпением жду рецензии на отвратительнейший скандальный спектакль "Гулливер", на который угораздило купить билет... Если зрители будут позволять с собой так обращаться, то в отличие от Питера и Москвы к нам и будут везти этот никому не интересный, кроме авторов, мусор. Зло должно быть наказано
0
0
Виктор Дмитриев25.07.2014 08:56:29
Честное (сам автор и пишет: "в меру своей испорченности") и последовательно изложенное частное мнение.

Но при чём тут в подписи "священник"?
При чём тут "театральный"?
При чём тут "критик"?
При чём тут "колумнистика"?
Всё плоско и поверхностно, чему там в церковно-приходских школах учат...
0
0
Виктор Дмитриев25.07.2014 10:34:27
Честное (сам автор и пишет: \"в меру своей испорченности\") и последовательно изложенное частное мнение.

Но при чём тут в подписи \"священник\"?
При чём тут \"театральный\"?
При чём тут \"критик\"?
При чём тут \"колумнистика\"?
Всё плоско и поверхностно, чему там в церковно-приходских школах учат...
0
0
Евгений25.07.2014 17:04:45
Ирина, наш город справедливо называют "театральной столицей". Понимаете? Или культурная и театральная - это для Вас не имеет значения. разницы вы не наблюдаете. Тогда мне понятен ваш пролетарский надрыв. Но театр, как вид искусства - есть часть культуры. А теперь подумайте, какая это часть культуры. Вам будет сложно, предвижу. Потому как вы решили, что можете судить то, что вам не понятно. И не хотите с "непонятным" разбираться сами, а хотите, чтобы всех наказали и сделали вашу жизнь безмятежно-прекрасной.
Такого не бывает. Отбощики, как вы выражаетесь, а слово это специфическое, значит, вы - из театральной среды и видимо, одна из обиженных девушек (концентрация недооцененных и неоправданных амбиций), это люди профессиональные, грамотные и хорошо образованные. "Онегин" - это спектакль, который получил национальную премию "Золотая маска" (там тоже не дураки в жюри), спектакль "Гулливер" - одна из лучших постановок Эдинбургского фестиваля. Кто-то это ведь определили там, в Эдинбурге. Тоже, уверен, не самые последние идиоты это сказали. Так что ваши вопли - это очень самонадеянно и провинциально. Увы. Голос плебса. Очень жаль, что усилия людей, которые организовывали фестиваль, для вас ничего не значили. Ваш голос, конечно же, имеет право звучать, но это очень смешно и, увы, очень печально.
0
0
Шаганэ26.07.2014 13:37:06
Евгений, а где вы нашли в тексте Ирины слово "отбощики"? Я честно искала и не нашла.
Ирина, дружеский совет: не тратьте деньги на европейское непонятно что, не ведитесь на рекламу. У меня друзья как-то пришли на "Академию" на немецкий спектакль и любовались, как актриса на сцене изображала, что срёт. К сожалению, и в Москве, и в Санкт-Петербурге голубыми завались, а про Европу и говорить не приходится. Поэтому совершенно неудивительно, что новосибирский спектакль получил премию. Не удивлюсь, если отбощики "Академии" тоже из этой ориентации.
Евгений, а обманывать зрителей при продаже билетов некрасиво. Зритель как-нибудь сам разберется, чего он хочет от театра, без ваших высококультурных поучений.
0
0
Сергей26.07.2014 15:09:28
Шаганэ, вы не грамотная, что ли? Сколько раз текст Ирины прочитали? Два? Третий почитайте. Это у нее написано: "те, кто участвует в отборе данных фестивальных спектаклей". Вы опять слово "отбор" не смогли прочесть? Не одолели-таки! Несчастная! В школу! Срочно!
Никто не обманывал зрителей, вся информация опубликована, а, да! Вы ж читать не умеете.
Вот: вам очень дельный совет! Идите на .. и даже близко не подходите к театру, к театру драмы особенно, и уж точно, не тратьте деньги на Академию. Вам рано. Там с неоконченным начальным делать нечего.
0
0
Коля26.07.2014 15:13:22
Шаганэ! А вы в курсе, что ваша бывшая "подзащитная" В.Н.Соколова была на этом спектакле. Сидела аж в первом ряду, в финале стоя аплодировала и была очень довольна! Фотографию здесь же могу разместить! У меня есть! Так что вы и тут обломались. Да, действительно, Шаганэ, идите на ...!
0
0
Ольга26.07.2014 15:15:03
Я понимаю, что в Омске уже никто не хочет связываться с Сусликовым, поскольку ... лучше не шевелить. Но вот на месте Кулябина я бы точно, в суд подала.
0
0
Сергей26.07.2014 15:17:43
Ольга, вы что! На этот бред не надо обращать внимания. Хозяин этого БК55 только и ждет, что судебных разбирательств и громких дел. На него не надо реагировать. Самое главное оружие против провинциального хамства - сделать вид, что его вообще нет. Иначе мы признает его присутствие среди нормальных людей. И только преумножаем его значимость. Не дай Бог, еще подумает, что имеет на нас влияние. Это ж цель!
0
0
Шаганэ28.07.2014 22:51:17
Коля! Выкладывайте! С удовольствием посмотрим. Но Соколова не принимала участие в организации показа новосибирского спектакля, зато в этом принимала участие госпожа Министерша Мамонтова - заместитель художественного руководителя ТЮЗа. На своей дорожке не запнитесь.
0
0
Сергей29.07.2014 14:12:15
Госпожа Министерша Мамонтова! Ура!!!
0
0
Коля29.07.2014 14:14:59
Шаганэ, все уже давно в курсе, что вы обижены, вам всё не нравится, вот теперь Мамонтова не нравится (или давно уже не нравится). Какие-то капризы сплошные вместо конструктива.
А дорожка моя прямая, ясная, и кстати, красная. Иду и радуюсь!
0
0
Коля29.07.2014 14:16:29
А мой комментарий был о том, что Соколовой спектакль очень понравился, аплодировала стоя, улыбалась во весь рот. Просто чудо!
0
0
Шаганэ01.08.2014 08:59:48
А откуда вы знаете, чему она улыбалась? Может, радовалась тому, что уже на пенсии и не принимает участие в безобразиях министра. А по поводу Мамонтовой. Каждому овощу своя грядка. Отправлять на воспитание детей человека, известного своей продажностью и тщеславностью, который относится к гомосексуализму как к норме, преступно. Если дед Лапухин готов, что его внуки будут голубыми, то мы категорически против. Нам не нужны золотые маски, нам нужны наши дети и внуки.
0
0
Коля14.08.2014 00:39:36
Шаганэ, вы в театре чтоль ни разу не бывали? После спектакля зритель выражает свои эмоции, их не сроешь. Так что Соколова радовалась спектаклю. А не собственной пенсии.
А по поводу Мамонтовой - я ж угадал - вы крайне обижены и в чем-то ущемлены. Поэтому беспредельно несёте всякую ересь. Вы у самой Мамонтовой спросите, как она относится к гомосексуализму, тогда и говорите. На мой взгляд эта дамочка вполне себе традиционных взглядов. А в театре побольше вашего понимает, я убедился. Так что ТЮЗу повезло. И худрук классный и Мамонтова сможет продвинуть дело. Однозначно, эти люди молоды, не будут сидеть на месте. И уже точно гомосексуализм им не интересен. Есть дела поважнее. Вы же, Шаганэ, только сплетни годитесь собирать.
0
0
Сергей14.08.2014 12:46:02
А для этой Шаганэ всё едино. И Золотые маски по её мнению, только голубым раздаются, и Мамонтова голубых лоббирует. Смешно. Да и как-то, простите, неловко за омскую публику. Недалёкость и хамство - вот её конек. Москва, слава Богу, далеко. А вот узнал бы Калягин или руководство Золотой маски о таких наших "театралах", было б стыдно.
0
0
Ева21.08.2014 14:29:02
Про Мамонтову и Лапухина верно подмечено. Лапухин, наверное, забыл, как его подружка в телеэфире 12 канала называла "Турандот" театра драмы, где принцесса Турандот и ее служанка целовались взасос, культовым спектаклем омской молодежи.А он был директором этого театра и платил ей за это копеечку.
0
0
Ева22.08.2014 14:17:24
Тоже с нетерпением ждем материал о румынском спектакле.
0
0
Сергей24.08.2014 16:32:39
Чё-та я не помню, чтобы "Турандот" в драме называли "культовым" спектаклем. Эта фраза явно из лексикона Васи Романова. Ева, вы, случайно, не Вася? А по-моему Вася - это Ева. Вот предмет для обсуждения и насмешек. И уж тем более разговора о чистоте помыслов и моральной устойчивости авторов БК!!!
0
0
Ирина24.08.2014 16:33:40
Делаю ставку: комментарий Сергей не доживет до понедельника!
0
0
Наталья01.01.2015 14:30:25
Слава Богу, что есть, хотя б критик такого уровня, который без приукрас может показать весь маразм современного театрального искусства. Как и во времена древнего Рима, \"хлеба и зрелищ\", так и у нас: чем похабнее и пошлее- тем больше будем выдавать за шедевр. Ирина, Шаганэ, полностью с вами согласна. \"Бесов\" Достоевского перечитать - так там всё предсказано на десятилетия и столетия вперёд: ни чего нового.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru