Новости. Омск


священник, театральный критик


Анюта хочет мужика

Норильский Заполярный театр драмы на гастролях в Омске в июле 2015 г. Спектакль «Фиолетовые облака» по пьесе Анжелики Четверговой в постановке режиссера Владимира Смирнова.

Сюжет спектакля в стиле индийского кино. Мать Луиза Евгеньевна (актриса Елена Кузьменко) когда-то отдала дочь Анну на содержание и воспитание своей сестре, посвящая себя искусству балета. В возрасте 42 лет дочь (Анна Шимохина) находит стареющую мать, повествует ей о своей судьбе и просит приютить. На этом сходство с индийским кино заканчивается, потому что индийскому кино свойственны вкус, мера, песни и танцы, чего спектакль лишен.

Анна только что из тюрьмы. Она в зэковской телогрейке, сапогах, спортивной не изнашиваемой кофте, в которой, вероятно, отправлялась мотать срок. Единственное воспоминание о тюрьме у Анны связано с лагерной кошкой, которая скрашивала им пребывание в местах не столь отдаленных. Все было благопристойно, пока кошка не потребовала кота так, что орала и билась головой о каменный пол. Сидельцы пытались поливать ей под хвост холодную воду, удовлетворять ее карандашом, но все бесполезно. Кошку забрало и ликвидировало тюремное начальство. Срамно цитировать это, но иначе нельзя рассказать о содержании спектакля.

Полуслепая мать внимательно выслушала дочь и приняла ее, ставя некоторые обычные условия: не курить в квартире, не пить, рано ложиться спать и т.п. Заявляется бывший муж Анны, с которым она разведена, как бы на ремонт квартиры они вдвоем выманивают у Луизы сто тысяч рублей и тут же исчезают, отправившись на море. Там муж Сашок (Денис Чайников) бросает ее без копейки, и Анна вынуждена возвращаться к матери в Екатеринбург с попутными дальнобойщиками, расплачиваясь известным образом.

Она предстает перед матерью ободранной, как кошка: без телогрейки, кофта свалилась с одного плеча, вид такой, что только плюнь и разотри. Мать с презрением отворачивается от нее, но та настойчиво просит простить и пожалеть ее, припадая к ее коленям. Мать прощает ее и гладит по голове. Сцена эта, вероятно, прямо списана со знаменитого библейского возвращения блудного сына в женском варианте.

То, что пьесу сочинила женщина, совершенно очевидно. Ну разве может мужчина, характеризуя персонажей, доносить до зрителей такую гинекологическую информацию, что в молодости Анна вытравила с мамкой в бане свой шестимесячный плод и в лесу закопала. В ответ на откровение дочери мать делится тем же: «Я шестерых своих детей убила. Я приносила домой и стирала тяжелые бархатные портьеры в ванне: подниму-опущу, подниму-опущу. Через день, два из меня всё уходило, а Анна выжила». При этом не поясняется, зачем понадобилась странная перманентная стирка преуспевающей балерине и от кого у нее, никогда не бывшей замужем, бесконечная череда зачатий. Не зря ли отчим Анны сказал когда-то, что ее мама «бл… в пачке»?

Появляется любовник матери, профессор университета Борис Георгиевич (заслуженный артист РФ Сергей Угольников), который, вероятно, и является соучастником случавшихся преступных событий, т.к. в качестве любовника балерины он уже выступает тридцать лет. Теперь он предлагает Луизе вступить в брак и переехать к ней, но она отказывается и пытается уговорить его жениться на собственной безграмотной дочери (!), освободившейся из тюрьмы. Что за нелепость пришла в голову автору пьесы Анжелике Четверговой? Профессор производит впечатление шестнадцатилетнего подростка, что в его возрасте (62 года) похоже на глупость. Влезая на стул, он долго и со страстью декламирует любовные стихи Ахматовой, пока Луиза не останавливает его. Профессор готов вступить в связь с Анной по принципу старый конь борозды не портит, но та решительно нецензурно отсылает романтика на тюремный манер.

При всем при том это не комедия и тем более не трагедия, да и не драма. Ничего по-настоящему драматургического в пьесе нет. Вот Анна отсидела два года, а за что – ни слова. Казалось бы, на этом факте и создать драматическую коллизию: за что посадили, какой вышла, что изменилось в ней. Отсидела, как в гости сходила, в памяти осталась одна кошка.

Спектакль представляет какие-то сцены, никак не соответствующие требованиям драматического действия, начала которых сформулированы еще Аристотелем задолго до нашей эры. В программке есть приписка, что спектакль является продуктом «Лаборатории современной драматургии «Полярка», но прилично ли везти свои лабораторные эксперименты с жалкой пьесой на гастроль в известный своими театральными традициями Омск? Пьеса надумана, вымучена.

В спектакле прослеживается лишь одна серьезная мысль, но она вредна, и с ней согласиться нельзя. Балерина Луиза не жалеет, что фактически отказалась от дочери, променяв ее на театр и найдя в этом свое счастье. Она оправдывается перед дочерью и передает свой опыт ученице Юленьке (Полина Русова): «Не рожай детей, деточка. Только решившись не иметь детей, женщина может жить, как мужчина. Займись своей карьерой, влюбляйся, страдай, познавай мир и себя в нем, не отягощая свою жизнь ненужными проблемами. Одиночество – это большое благо». Зачем, спрашивается, женщина должна жить, как мужчина, а свое главное предназначение иметь детей считать ненужной проблемой? Четвергова устами Луизы навязывает тем самым зрителям ложные, демонические ценности. Реальная действительность показывает, что пожилые актрисы, не имеющие детей, глубоко раскаиваются в своей ошибочной жизненной позиции и умирают в пьянстве и одиночестве, окруженные лишь фотографиями в альбомах и на стенах своих забытых поклонниками жилищ. Никуда не деться женщинам от природного назначения. «Плодитесь и размножайтесь», – завещал Бог, и нигде в Священном Писании не сказано, что некоторым женщинам разрешается заменить детей театром. В Библии лишь об одной танцовщице идет речь в предостережение и назидание всем остальным. Саломия плясала так, что царь Ирод пообещал ей полцарства, а она попросила голову пророка и Крестителя Господня Иоанна, за что позднее поплатилась собственной головой в полном смысле этого слова.

Режиссерская работа в спектакле не прослеживается. Пьеса просто прочитана в лицах без единого оригинального сценического решения. Артисты без единого движения произносят долгие диалоги и монологи, вызывая недоумение: да подвигайся ты хоть немного. Особенно отличился алкоголик Сашок, который стоял в какой-то неудобной искривленной позе около десяти минут.

Режиссер придумал лишь то, что выстроил в ряд пять трюмо по числу действующих лиц и усадил на них всех и на все действие. Во время диалогов действующие пары высвечивались, а остальные погружались в темноту. На первых минутах все, войдя, деловито переоделись, как хирург перед операцией, на последних – вернули себе прежнюю привычную одежду, не ценя время спектакля, который и длился всего-то час двадцать.

Пьеса беспомощна, в спектакле нет настоящих нравственных чувств. Пошлостью отдают все образы и действия персонажей, выражающие, конечно, кредо автора пьесы и постановщиков, которым пришлась по душе эта пьеса. «Боря, сегодня я опять пописала мимо унитаза, прости за интимную подробность», – исповедуется любовнику Луиза. Так же мимо шкалы традиционных жизненных ценностей умудрились и постановщики осуществить свой подозрительно пахнущий проект. Очевидно, автор с любовью изображает своего уровня и круга женщин. Она сделала их, так сказать, по своему образу и подобию.

По существу речь идет о двух глубоко безнравственных женщинах, матери и дочери, к которым сентиментально пытаются вызвать сочувствие зрителей без всяких признаков критики. Как ни странно, постановщики спектакля достигли желаемого в массе преимущественного женского зрителя. Люди перестали различать нравственное и безнравственное, они оценивают и воспринимают спектакли по каким-то внешним признакам, не имеющим отношения к подлинному их содержанию: по удачным репликам, по схожестью судьбы персонажей с собственной грешной жизнью, по личным симпатиям к артистам и тому подобному.

Само название пьесы и спектакля наводит на рассуждение. Автор объясняет его так: «У Пети был мотоцикл. Мы покупали с ним колбасу и хлеб и уезжали целоваться за город. Я лежала в траве, однажды открыла глаза и увидела облака фиолетового цвета. Это было невероятно, необычайно красиво». Странно, что самые светлые чувства балерины, посвятившей себя искусству, оказались связанными с колбасой и любовником, а не, скажем, с музыкой Бетховена, которая сопровождает спектакль и которая никак не соответствует пошлому содержанию спектакля. Анне же не нужны ни облака любой расцветки, ни стихи, ни Бетховен, она выкрикивает в финале лишь два слова: «Мужика хочу!» Сидящие в зале зрительницы понимают ее, что мужики важнее, сочувствуют ей и аплодируют.

Об особенностях же мужчин на примере семьи Чеховых пойдет речь в следующем гастрольном спектакле – «Братья Ч». Настораживает только то, что авторами двух других привезенных спектаклей заполярного театра являются такие же дамочки, что и Анжелика Четвергова – Елена Гремина и Нина Садур, привычно справляющие свои околотеатральные дела мимо общепринятого.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

1
0
Фома неверующий19.07.2015 16:05:56
Бедная редакция. Кто ж вас так-то, после вполне приличных авторов - и вот это, заведомое?
1
0
Галина19.07.2015 16:30:30
Мне было интересно. Я рада, что появился автор, которого интересуют театральные постановки. Я согласна с автором, что последнее время люди уже плохо понимают что нравственно, а что безнравственно. Проще говоря: что такое хорошо, что такое плохо.
0
0
duc19.07.2015 16:44:06
И Галине, и Фоме: увидев заголовок, уже не сомневался в авторстве
)))
А вот предмет разговора на сей раз серъёзнее. И я бы впервые почти согласился с дедулькой, но, с учётом всего его предшествующего словоблудия на разные темы - не имею права судить, не видя! Значит, это просто рекламный анонс спектакля )))
5
1
PIGMAN219.07.2015 16:56:11
Священник - театральный критик, это как проститутка - инспектор по делам несовершеннолетних.
2
0
ИндиРа19.07.2015 19:12:49
Наталья, Вы это автору предлагаете?))
0
0
мимо проходил19.07.2015 19:20:45
Согласен с duc-ом относительно рекламы спектакля: заинтересовал, однако!.. А ведь никакого дела мне до этой Анюты не было. Ладно, автор, подумаю: мож, и схожу, раз так рекламируется...
1
0
Алка Зельцер19.07.2015 20:17:08
Ту же самую, "серьезную, но безнравственную" мысль внушала дочери мать Галины Улановой:"или дети,или балет". Дочь стала мировой знаменитостью. умерла в глубокой старости, одинокой, но не несчастной и уж точно не пьяницей.Жизнь очень изменилась с библейских времен, Вы не заметили?
2
0
Romashka20.07.2015 06:09:51
Для зараженного догмой ума, женщина - либо мать, либо *.

Общество, лишающее женщин свободы, истинного равенства и даже собственной женской сущности, должно пользоваться методами подавления и принуждения. Иначе какая дура согласиться размножаться в таких условиях.. Подавляющее господство мужского начала в нашей жизни создает социум мучителей и насильников. В вас, господин "священник", говорит ваша собственная репрессированная сексуальность. Никто вас не хочет, успокойтесь, размечтались то..
1
0
киви20.07.2015 09:49:02
Уважаемый автор, а что вы имеете против? "Анюта хочет мужика" - так по ветхозаветным и более поздним представлениям баба и должна хотеть мужика.
Пигман2: здесь уже указывали на мазохистичность совмещения ролей священника и театрального критика. Бесполезно."Мышь плачет, колется, но продолжает есть кактус".
1
0
Инфоголик20.07.2015 16:23:27
автор, по-моему, не одобряет своих персонажей, наоборот, показывает трагедию их бытия, но если прямым текстом их неодобрять - как герой Ильинского в Карнавальной ночи учил клоунов сценку разыгрывать - тупо получается..аплодирует публика, собственно, работе актеров, а не словам персонажей..а автор сего опуса видит зрителя тупым, порочным, незрячим и ничтожным..превозносит себя над толпою, кидает в нее камни..если так не нравится светский театр, может, начать ходить в другие, более прямолинейные заведения?
1
0
Михаил25.07.2015 02:01:57
Да когда это прекратится?!!)))) Почему нигде в этом городе нельзя найти настоящую профессиональную критическую статью?!!Почему этим (написанием статей) занимаются люди далекие не только от театра, но и от элементарных норм и правил написания критической статьи, да и какая уж тут колумнистика? Это , ребята, целая наука, искусство, а не просто сесть и мыслекашу свою, словно помои, выплеснуть на читателей.
0
0
Михаил25.07.2015 02:06:03
И еще вопрос-зачем нам "пересказ своими словами" постановки? Мы сами в состоянии сходить и посмотреть. Взялись критиковать, анализировать, так не халтурьте, работайте, а то 4 абзаца вольного пересказа...
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru