Новости. Омск


священник, театральный критик


Райкин требует свободы больше, чем было в раю

Речь на VII съезде Союза театральных деятелей руководителя театра «Сатирикон» Константина Райкина 24 октября 2016 г.

Речь Райкина принципиальна, он выражает, во-первых, позицию многих театральных деятелей и кровно с ними повязанных. Во-вторых, он говорил без конспекта, эмоционально, страстно, и, значит, искренне. Речь его можно прослушать в интернете и там же прочитать, что упрощает её анализ.

Начнем с главного – с его возмущения и ужаса перед цензурой: «Запрет цензуры – это величайшее событие векового значения в нашей жизни… Это проклятие и многовековой позор вообще отечественной нашей культуры, нашего искусства – наконец был запрещен. А что сейчас происходит? Я вижу, как это хотят вернуть обратно. Причем вернуть обратно не просто во времена застоя, а еще в более давние времена – в сталинские».

Нехорошо создавать монстра из матушки-России, скажу я ему. Цензура как система государственного надзора за содержанием и распространением информации, а, по словам Райкина – «проклятие», появилась за сотни лет до нашей эры в Греции, Риме, Китае. С тех пор не было, и нет государства, в котором бы отсутствовала цензура. В Европе на кострах сжигали не только запрещенные книги, но и их авторов. Даже гигант философской мысли Гегель считал, что свобода выражения мнений должна регулироваться законом и полицейскими мерами.

Если даже в Конституции записано, что цензура запрещена, она реально существует в различных механизмах регулирования и бесконечных ограничениях, вплоть до «охоты на ведьм» в пресловутой «свободной» стране США в 1950-1954 годах, когда под преследованиями оказались Чарли Чаплин, драматург Артур Миллер, режиссер Стэнли Крамер, музыкант Леонард Бернстайн и многие другие. Цензура – такая же необходимость для безопасности государства, как армия, полиция и другие силовые структуры. К 1917 году пресса оказалась в руках врагов России – и нет больше исторической России, а просторы ее залиты кровью десятков миллионов людей, которым троцкисты устроили «кровавую баню».

Требовать полную, абсолютную свободу, стать богами Сатана учил людей еще в раю. В результате люди изгнаны из рая и стали смертны. Во время Великой французской революции 1789 г. появился красивый, но фальшивый лозунг «Свобода, равенство, братство», и Франция захлебнулась кровью. То же было в России в 1917 г. Требования Райкина из этого же порядка, только данный лозунг он еще и суживает. Равенство и братство он признает только для своих – единоверцев, режиссеров от нового мирового порядка. Он призывает: «Еще раз говорю: нам надо объединяться… нам нужно вместе соединяться и очень внятно давать отпор… папа учил меня цеховой солидарности». А где же многовековая мудрость: «Платон мне друг, но истина еще больший друг» (Amicus Plato, sed magis amica veritas)? Интернационалисты недавнего прошлого призывали: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», Райкин призывает соединяться вокруг пока еще не очень ясной программы, но – для борьбы. Вместо того чтобы совершенствовать свое художественное мастерство на радость людям, он ищет и находит врагов.

С кем же нужно сражаться? Призывами объединяться-соединяться он провоцирует своих подельников, на борьбу со всеми остальными: с властью, чиновниками, «группками мерзких людей». Он вдохновляет нерешительных: «Есть уже результат. В Перми попытались там что-то сделать с Борей Мильграмом. Ну, вот как-то мы встали дыбом многие и вернули его на место. Представляете? Наша власть сделала шаг назад. Это потрясающе. Мы сделали это». Отстояли «Борю», теперь придется отстаивать Костю. Первой вступилась его сестра, заявив: «Папа тобой бы гордился». Сомневаюсь, отец был умнее.

Кто же К. Райкин: революционер-оппозиционер или деятель искусства, который должен скромно пахать на театральной ниве, горбом завоевывать авторитет и добывать славу своему театру? Между тем, зал у него наполняется лишь наполовину, а первого заместителя министра культуры Владимира Аристархова, который критиковал спектакль Райкина «Все оттенки голубого» о гей-подростке, он тут же обвинил в сталинизме – жутком, по мнению голубых всех оттенков, грехе.

Проклиная цензуру, которая мешает ему, как танцору несовершенство организма, он ставит себя выше всякой критики: «Не надо общественным организациям бороться за нравственность в искусстве!» Потрясающе, в то время как передовые умы, начиная с Платона, убеждают, что общественное мнение со временем будет выполнять цензурные функции, он отрицает и то, и другое.

Он продолжает: «Искусство имеет достаточно фильтров из режиссеров, художественных руководителей, критиков, души самого художника. Это носители нравственности». Заявление это вызывает недобрый гомерический смех. Ведь чуть ранее оратор, походя, дает оценку душам этих же самых «носителей нравственности»: «Мы достаточно мало интересуемся друг другом, но это полбеды. Главное, что есть такая мерзкая манера – клепать и ябедничать друг на друга… Мы друг на друга клевещем, доносим». Вот те раз! Его соратники тоже мерзко ведут себя – клевещут, ябедничают, доносят. Обложили его со всех сторон. Не дает себе отчета Райкин в том, что говорит. Эмоции захлёстывают его. От себя добавлю, что среди режиссеров, которых Райкин насаждает нам в наставники, в числе мерзких сколько угодно алкоголиков, гомосексуалистов, прочих развращенцев и психически больных, особенно приглашенных из-за рубежа, где это давно уже норма.

Осмелел народный артист, идет ва-банк. Он не доверяет даже президенту, у которого был доверенным лицом на выборах: «Ну, зачем президенту вмешиваться в трактовку классики… Он не должен вообще это понимать… Он не понимает – и не нужно ему понимать» – редкий снобизм.

Еще одна позиция Райкина вызывает недоумение. Он не может сдержать себя: «Меня тревожат «наезды» на искусство, на театр, в частности. Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о морали и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность». Как же он сумел нажить себе столько врагов? В Омске, например, около десятка театров и в них не встретишь ни одного наглого или агрессивного зрителя! Хлопают в ладоши, и всё, счастливо хлопают. И почему он не допускает мысли, что среди его противников есть действительные патриоты? Или он вообще против любых патриотов, считая, что патриотизм – прибежище негодяев?

Константин Райкин – великолепный артист, но в голове у него какой-то политический и идеологический сумбур. Вот он говорит: «Я помню, мы все родом из советской власти. Я помню этот позорный идиотизм!». Однако ведь состоялся в «этом позорном идиотизме» замечательный артист Аркадий Райкин и сотни других народных артистов, а сам он приходит в отчаяние, казалось бы, в демократической, либеральной стране. Какая же у него мировоззренческая платформа? В выступлении он говорит: «Слава богу», но в печатном варианте слово это написано с маленькой буквы. Интересно было бы узнать, какой у него бог?

Уже на следующий день СМИ запестрели зловещими предостережениями: «Райкин обвинил власти в идеологическом терроре», «Москву волнует идеологический террор и угроза надвигающейся цензуры образца 37-го года» («Московский комсомолец»). Не преувеличивают ли витии? Известный режиссер и художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников в интервью телеканалу «Дождь» заявляет о полной солидарности с Райкиным: «Совершенно блистательная речь: честная, эмоциональная, я понимаю его в каждом слове… Враг в виде реакционного чиновничества опасен и с ним надо бороться!.. Если молчать, они всех просто удушат по одному». Господи, за что же их душить? За хорошие дела не душат, значит, они осознают, что делают скверно, но делают. Ничего себе, находить врага и бороться с ним, и побеждать его – это уже из большевистского арсенала. А что, если победят?

Можно, без сомнения, согласиться, что речь Райкина эмоциональная, возможно, честная, но он противоречит в ней сам себе, не раскрывает причины ненависти к его театру, заносчив и тщеславен, много берет на себя. Чем-то с Райкиным и Серебренниковым согласен директор театра имени Вахтангова Кирилл Крок, но это уже чистейшее пустословие, переливание из пустого в порожнее: «Должна быть самоцензура художника. Искусство само должно себя цензурировать». Так хвастался барон Мюнхгаузен, что сам себя вытащил за волосы из болота.

Выйдя на трибуну, Райкин сделал странное признание: «Я внутренне немножко сучу ножками». Слово «сучить» имеет много смыслов, но вот один пользователь интернета пишет так: «Если кого-то душить, то он начинает мелко-мелко перебирать ногами. Это и есть сучить ножками». Неужели до этого дошло дело или здесь просто неосознанное младенческое проявление излишней энергии?

Народный артист России Константин Райкин со всей страстью своей интернациональной души отвергает не только голос общественности, т.е. народа, но и министерства культуры, и президента, так кому же он служит? Я далек от мысли, что к нынешней власти нельзя предъявлять претензии, но в ситуации с театрами, безусловно, следует поддержать тех чиновников, которые пытаются поставить заслон разнузданной анархии на сцене, показу дикой безнравственности и распущенности, развращающих души зрителей.

Цензура ограничила свободу людей еще в раю: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». К. Райкин возомнил себя знатоком и толкователем добра и зла, но в качестве добра подбрасывает зрителям педерастию, а несогласных называет «мерзкими». Параллельным курсом идет и очень народный артист, художественный руководитель МХТ имени Чехова Олег Табаков, поддержавший Райкина. В его театре поставлена пьеса «Идеальный муж» гомосексуалиста Оскара Уайльда, осужденного в свое время (1895 г.) за «грубую непристойность» с лицами мужского пола на два года каторжных работ. За это Олег Табаков получил в качестве подарка свиное рыло, с надписью: «Табакову». Его он нашел у дверей своего театра. Вероятно, зрители узнали о его любви к зельцу – холодному блюду немецкой кухни, а также в России и в других странах. В былое время артистам приносили цветы, конфеты, шампанское. O tempora! O mores! О времена! О нравы!

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

7
1
)09.11.2016 12:06:09
Цензура была в раю))) Закусывать надобно)))
2
14
109.11.2016 12:14:47
Сталин создал супердержаву с ядерным оружием (по факту). Что создал Райкин? Магазин? А он вообще какое имеет право ГОВОРИТЬ ПРО СТАЛИНА?
2
1
театрал09.11.2016 12:21:24
1, ты рехнулся? Какой магазин?
4
1
Александр09.11.2016 12:33:43
"Требовать полную, абсолютную свободу, стать богами Сатана учил людей еще в раю."

Мировоззрение автора статьи стало понятным с первых строк, но после этого места я уже читать не стал. Аминь.
2
5
Богдан09.11.2016 13:24:50
театрал - Райкин-плаза его магазин если что, в остальном обычный бюджетный прилепала выторговывающий очередную подачку. Кремлю надо иметь волю и не прогибаться, а послать подальше, пость свои барыши с аренды магаза пускает на свое творчество.
20
2
Тара09.11.2016 15:31:55
Райкин не о себе говорил.Он говорил об обстановке в стране, о том, как закрывают постановки по требованию религиозных фанатиков, как безнаказанно громят выставки, писателей обливают зеленкой,а участников художественных акций - мочой. Вот о чем он говорил.Далекие невежды на почве религиозного угара вдруг решили,что они имеют право диктовать обществу,что ему смотреть,что слушать,куда ходить.Мракобесие путинского режима зашкаливает,еще больше удручает,что священники являются еще и театральными критиками!!!Вы же во все дыры залезли.Огромные бюджетные деньги крутятся вокруг епархий,это уже не миллионы а миллиарды.Вы когда уже насытитесь??
Но,даже не это самое страшное,плохо,что это уже не остановить,православный левиафан будет требовать новых жертв и новых запретов.
1
1
Тара09.11.2016 15:39:25
Аналогично и справедливо,если священники и церковь будет брать деньги на ведение своей деятельности со своего кармана или банка.Но, и тут уже сам бог велел добавить :"Кремлю надо иметь волю и не прогибаться, а послать подальше, пость свои барыши с аренды магаза пускает на свое творчество."

Источник: http://bk55.ru/kolumnistika/article/87542/
7
4
омич 309.11.2016 15:53:25
Сталин со своим окружением, физически уничтожив десятки миллионов ни в чем не повинных людей, создал систему страха, которая по сей день живет и процветает. У большинства людей страх. Страх потерять рабочее место, социальные льготы, накопления, пенсии, собственность, бизнес...
2
0
Михаил09.11.2016 17:25:27
Львёнок, тебе бы секточку свою создать- там и словоблудить с утра до вечера))))
1
5
Сергей Иванович.09.11.2016 20:11:05
Читал и слушал выступление Райкина-как мы далеки в нашей Сибири от ИХ-центральных проблем. У нас у самих нешуточные проблемы с культурой, с театрами, с выживанием в этом городе.Как можно не думать о * И чем всё обернулось? Похоже райкины уже готовятся(своими постановками) к встрече "нового свободного режима", репетируя канканы и фривольные сценки.Всё было уже в истории, всё было. Не умно защищать непристойности и прав Михалков -"Ну сочиняй свои пьесы и делай с ними, что хочешь - не трогай известных авторов и классиков" и я с ним соглашусь.
1
1
Богдан09.11.2016 22:05:02
Тара - Вопрос как раз не в том, что он говорил, человек то безусловно не глупый, а в том когда (во время решение вопроса о финансировании его театра), и зачем - чтобы эти бюджетные деньги, которых не хватает теперь и без тог нищей социалке, получить.

Вот и получается, что человек этот беспринцыпный и аморальный, как и те кого он в этом возможно даже справедливо обвиняет, но не имеет на это никакого морального права.

РПЦ выполняет функции госуправления поэтому тут финансирование как раз выглядит логичным, а театр Райкина это его частное дело и той кучки поклонников его творчества, которые покупая билеты должны оплачивать действо и содержание театра. Закроется никто в стране этого не заметит, это не Тара, там этих театров как собак нерезаных.
А вот в той же Таре можно было кинотеатр сохранить даже путем дотаций, поскольку его наличие часть инфраструктуры любого города.

Что до разгрома выставок, все это политика властей, а исполнители обычная наемная массовка. Власть ищет инструменты соответствующие запросам общества, поэтому чего на зеркало пенять..

Михаил - хто есть Львенок?
0
11
Виктор Ильич09.11.2016 23:16:16
Тара, вы глубоко заблуждаетесь, если думаете, что безнравственность и разврат на сцене возмущает только религиозных фанатиков. Художники,райкины и не только - свободны в пределах сложившихся в обществе общепринятых норм и правил. Театр и бордель никакая цеховая солидарность не объединит. Выступление "пуси райт" в зоомузее это свобода? Возможно да, но разве только для постановщиков "все оттенки голубого".
9
2
умная курица10.11.2016 10:17:58
Кто осуждает К. Райкина - сначала сделайте для искусства столько же.
Ясно, что крик души Райкина - это надводная часть айсберга, сдержанная райкинской же самоцензурой и чувством самосохранения. приличий. А то бы он не так сказал. "Сучил ногами" - да, от страха, что не так поймут.
Его отец Аркадий тоже страдал от советской цензуры, непонимания, тупизма. Изворачивался, был критикован, руган в печати. Потом приспособился, и что - весь юмор выветрился, и стал он придворным шутом. Талантливым, но навеки испуганным шутом, извините.
А уж пассаж про блистательного Оскара Уайльда просто неприличен.
Ну давайте перестанем ставить Шекспира (тоже подозрительно воспевал мужскую дружбу), Жана Кокто и прочих. Отвернемся от скульптур Микеланджело и Леонардо. Видно, вам милее женоненавистник Л. Толстой.
2
0
Я10.11.2016 11:33:37
Театр и есть бордель и был во все времена.С чего это изменилось отношение к нему религиозный деятелей,это конечно вопрос.Как человек верующий, не приветствую расширения РПЦ и принудительно-поголовную религиозность,вера это личный выбор каждого и в никакой "защите чувств" не нуждается.
Тогда первым делом надо Третьяковку закрывать,там такого сраму да в каждой картине.
10
0
Докатились...10.11.2016 14:34:28
Мракобесие по-омски
7
1
Журналист11.11.2016 12:21:08
По-моему, аморально то, что священник - театральный критик! Настоящий священник - врачеватель душ, а не проправительственный надзиратель на общественных началах, очередной Хирург несчастной тем самым страны! Кто вы есть, Лев Степаненко?
0
0
Сергей Иванович11.11.2016 15:00:20
опять не пропустили.и не матерился.
6
0
евгения13.11.2016 12:09:15
для 1 и не только: страна, где райкин не имеет права рассуждать о сталине, обречена...
3
3
Михаил13.11.2016 22:57:59
До какого уровня бескультурия и внутренней распущенности нужно дойти, чтобы бравировать словосочетанием " всякие райкины"? Как бы вы ни относились к человеку, есть уровень воспитания и самоуважения. Вы, те кто так резво вступил на сторону автора чего маразма, что вы сделали для развития культуры? Каков ваш вклад?
2
0
ссср23.11.2016 11:55:55
как говориться"бабка ревет яхта плывет! всех приличных попов и священников порезали большевики в 17году.а сейчас это уже слабая пародия!!я иду в церковь и это личное..я молюсь и мне не нужен проводник моей веры к богу..а рассуждать про литературу и искусство -это не есть задача церкви..мне кажется у церкви нет задачи..у нас был уже один клоун в рясе пел хвалебные псалмы омскому папе..а продвигать идеи ядра и без церкви хватает депутатского корпуса!!
2
0
7777724.11.2016 13:46:02
нет у Константина Райкина магазина, есть торговый центр Райкин-плаза, в котором находится его авторская школа по актерскому мастерству - и все.
11
0
Гость24.11.2016 20:39:36
А Степаненко к тому же ещё и сталинист. Впрочем, не удивлён - кто ещё может быть постоянным автором на этом сайте, если не сталинист?
1
0
66602.12.2016 13:47:24
Гостю: Религия всегда была инструментом власти, поэтому попы сейчас востребованы как никогда.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru