Перзам главы минприроды региона на пресс-конференции, посвященной Году экологии, прокомментировал, пожалуй, самую животрепещущую для омичей тему - весенние выбросы этилмеркаптана.
- Александр Сергеевич, вы только что сказали, что главная цель Года экологии - это то, чтобы он вошел в жизнь каждого человека. Как связать вышесказанное с со скандальной темой весенних выбросов?
- Я не соглашусь, что это «скандальная» тема. Скандалы - это пища СМИ с момента их появления. Про плохое писать легче, чем искать позитив. Я бы не согласился, что Омск именно этим «прославил» Год экологии. Но то, что произошло, действительно не имело в Омске прецедентов. Объем жалоб вырос кратно. Не могу не сказать, что такой выплеск общественного негодования - показатель того, что раньше подобного не было. Мы вообще как-то не задумываемся о том, что у других регионов - помимо Омской области - с похожим уровнем развития промышленности эта ситуация нормальна. Там такого всплеска бы не было, и не было бы ничего удивительного.
Отмечу, что мы отреагировали мгновенно. Пиковое загрязнение было 8 марта, а также в ночь на 9-е. Наши приборы зафиксировали вещество, информация была немедленно передана во все контролирующие и правоохранительные органы, на следующий день было принято решение о возбуждении уголовного дела. У нас хватило возможностей, чтобы «по горячим следам» установить характер загрязнения.
Что касается его источника и расследования. Надо понимать, что такой масштаб выброса возможен от крупного источника, который является объектом федерального надзора. Все источники загрязнения разделены на объекты федерального и регионального надзора. Оборудование федеральной сети не выявило бы этот источник загрязнения. Это сделали наши газоанализаторы, но впоследствии к работе подключились и федералы.
Была определенная версия у Росприроднадзора. Со стороны нашего министерства были проверены более двадцати предприятий, которые задекларировали этилмеркаптановую группу в своих выбросах. Они крайне незначительные по концентрации и не могли выдать такой уровень загрязнения, тем не менее мы всех проверили. Два предприятия были привлечены к административной ответственности. Мы свою работу выполнили. По понятным причинам я не могу комментировать ход расследования уголовного дела. Но как человек с юридическим образованием могу сказать, что такие дела объективно сложны для расследования.
Чтобы ситуацию изменить в принципе, сделать ее более простой для расследования и предупреждать подобные вещи, нужна принципиально другая система мониторинга и контроля на предприятиях-источниках выброса. Любой источник, который может дать такой выброс, должен быть оснащен датчиками, которые в автоматическом режиме снимают все показания и тут же передают их надзорным органам. На сегодня таких дорогостоящих систем взаимного обмена информацией на предприятиях нет, но они предусмотрены в планах. Это позволит в будущем подобные ситуации сделать более «прозрачными».