Новости. Омск



Игорь Коновалов: «Цирк уехал, а...»

Известный краевед прокомментировал недавний спор вокруг авторских прав на здание омского цирка.

Здания омского цирка к сфере интересов нашего общества в прямую не относится, поскольку памятником не является и вряд ли станет, но на его примере выявляются проблемы отношения к архитектурному наследию в целом.

Поднять эту тему меня побудил материал на сайте БК55 и комментарий к нему. Меня интересует не столько юридический аспект (считаю его вторичным), сколько мировоззренческий. У нас в обществе нет единого мнения об отношении к произведениям архитектуры как к искусству. По сравнению с другими жанрами архитектору сложнее всех. Он не может снять свое произведение со стены и забрать домой, если оно стало не нужным. Кроме того архитектор всегда зависит от социального заказа. Он вынужден ориентироваться на принятые в обществе вкусы, традиции... Кто-то из великих сказал, что архитектура является самым безжалостным отражением уровня развития общества. Эту мысль любил повторять покойный академик Каримов.

Цирк строился в конце 60-х – начале 70-х годов. Это был расцвет эпохи функционализма – стиля строгого, простого, брутального. От архитекторов, единственным заказчиком у которых было государство, требовали соответствия этим принципам. Но даже в условиях жестких требований, типовых проектов, экономии – оставалось место для творчества.

Анатолий Иванович работал тогда в гражданпроекте. Проектирование было тогда уже коллективным процессом. Но в каждом проекте был ГАП – главный архитектор проекта, который принимал все принципиальные решения и, следовательно, являлся его автором. Да, в советское время, особенно после 1956 г. архитекторам было сложно проявить себя в полной мере. Но я знаю Лунина еще с 70-х годов, как талантливого архитектора, и восхищаюсь его личным мужеством. Кто знаком с Луниным, поймут, о чем я говорю. Неслучайно он долгие годы был заместителем главного архитектора города.

Любое произведение архитектуры интересно в историческом контексте. Оно отражает мировоззрение и вкусы своей эпохи. Если функция объекта развивается, и он нуждается в каких-либо изменениях – пристройках и т. д., то они не должны отрицать первоначальный авторский замысел архитектора (если он был). Например, Драмтеатр пристраивался трижды, а Городская дума – пять раз. Но поздние изменения происходили с уважением к первоначальному замыслу.

Тем более, если авторы произведения здравствуют, то ему принадлежит приоритетное право  на внесение изменений в проект. Он может это право уступить, но он решает сам. Так должно быть по совести, и закон должен писаться по совести.

У нас становится плохой традицией переделывать произведения архитектуры под сиюминутную моду без спроса автора. Так поступили с Концертным залом: после его перестройки в издевку над автором написали на фасаде, что это произведение Каримова. Он не стал судиться, а Лунин решил отстоять свои авторские права. Я не думаю, что он пошел на это ради денег. Он решил восстановить справедливость, чтобы создать прецедент, чтобы в будущем знали, что архитектура – это искусство, у каждого произведения которого есть автор.

Понятно, что все граждане являются потребителями этого искусства, им могут нравиться или не нравиться конкретные произведения архитектуры, они могут высказывать свои оценки исходя из своих вкусов, культурного уровня, образованности. Но они должны уважать право автора.
Лично мне цирк до реконструкции нравился больше, и не потому что я к нему привык, он строился на моей памяти. Просто он был более цельным, монументальным, ясным, выдержанным по колориту. Это важно для произведения архитектуры, потому что помимо своей функции оно является частью ансамбля и застройки в целом. А функция здания до реконструкции была тонко акцентирована произведениями скульптуры, которые куда-то исчезли. Осталась одна пестрота.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

0
0
12408.09.2017 20:01:51
Возражаю: гордума после пристройки читальных залов со стороны реки страшно обезображена. И натягивание "ретро" на ящик не помогло.
А. Лунину следует на фото и чертежах доказать, что он внес в типовой проект как автор. Автора надо уважать пока жив!
Насчет же соблюдения колорита площади Победы, стиля модернизм, такта и вкуса - смешно, рулят не архитекторы, а дизайнеры или декораторы. Кто-нибудь видел проект на градсовете, в СМИ - нет! Требовал Е.Зоммер, чтобы вынесли проект фасадов на обсуждение - наверняка нет!
2
2
Simple Logic08.09.2017 23:04:47
Не хотелось бы обидеть Игоря Коновалова, но рассуждать о стилях и вкусах с его манерой выглядеть и одеваться...
1
0
мимо проходил09.09.2017 14:02:15
Для Simple Logic: не являюсь почитателем мыслей Игоря Коновалова, но манера выглядеть и одеваться у него вполне нормальная, так что рассуждать о стилях и вкусах это явно не мешает.
0
1
Simple Logic09.09.2017 17:04:10
Мимо проходил: Вы его вживую-то видели?
0
0
мимо проходил09.09.2017 18:33:23
Для Simple Logic: нет. Но если набрать в том же яндексе коновалов игорь леонидович омск - достаточно фоток, чтобы увидеть и понять.
0
1
Simple Logic09.09.2017 19:47:42
Мимо проходил: не, фотки не передают, на фотках как раз всё хорошо.
1
0
Аргента09.09.2017 22:39:38
Ой, расскажите, как должен одеваться рассуждающий о стилях и архитектуре. Неужто как Александр Васильев?
4
0
Гость10.09.2017 10:56:01
Мне цирк после ремонта напоминает временную летнюю площадку для развлечений, какую делают из фанерок и картонок, красят яркой краской. а через неделю разбирают за ненадобностью. Ну как на Флоре, например.
Видимо, хотели, чтобы было весело. задорно! А получилось - крикливо, ляповато, назойливо. И на это нам смотреть теперь лет 20.
0
2
Simple Logic10.09.2017 11:47:02
Аргента: Можно и как Коновалов, только тогда уместнее о бараках с сараями рассуждать.
0
1
110.09.2017 14:36:37
Но они должны уважать право автора.

Источник: http://bk55.ru/news/article/108758/

ВАУ! Право автора? Это миф, его не существует в природе. Как только созданное вами произведение начинает стоить "кучу денег" забудьте навсегда про авторские права. ЭТО МИФ. Имел печальный опыт, и "авторские права" - МИФ, МИФ и ещё раз МИФ.
4
0
Иван11.09.2017 11:34:20
А зачем крышу Музтеатра обезобразили? Венгры ее красили в серебристый цвет и он гармонировал со всем зданием, а тут взяли и в красный цвет (крыша же!) Изуродовали здание. Тупо, безвкусно.
0
0
Так11.09.2017 13:54:44
У нас счвс пол города тупа безвкусно. Каждый шашлычник лепит свою рекламку и банерок. А теперь вот и до зданий докатились, менталитет власти, шаурмы наверное объелись...
4
0
гость11.09.2017 16:33:43
Насчет манеры одеваться, я думаю,у Коновалова совсем другие приоритеты. Ну а цирк,действительно, не вписывается в городской пейзаж,выглядит как-то "дешево". Да,уж, не на века.
3
0
для ТАК11.09.2017 16:50:24
Вот про шаурму прямо с языка снял. Когда прохожу по ул Ленина мимо краеведческого музея, не перестаю удивляться расположенной там Шаурме. За её пластмассовым фасадом здание музея виновато проглядывает, как хозяйственная постройка. оказавшаяся там случайно. Была надежда, что в ходе реконструкции улицы, шаурму уберут, а Музею придадут подобающий вид. Ан нет - ШАУРМА вписалась в имперский вид улицы, как его представляет департамент архитектуры. А вот музей не вписался.
0
0
Сергей Иванович17.09.2017 02:05:56
Тут как посмотреть. Ежели раз в три года(случайно)проезжая мимо ЦИРКА -то и ничего себе -пусть стоит и такой.Уже подзабыли -как дико серо, чёрно и коричнево одевались наши люди ещё лет 20-30 назад.Посмлтрел тут недавно фильм -"Стиляги" рекомендую(именно по телеку, в кинотеатре -не впечатлило).Эта СЕРОСТЬ была офигенно реальная я её помню по нашим остановкам у заводских проходных. А цирк я любил, как раз за его праздник,пестроту и яркие краски. Теперь даже внучку не вожу -дорого, а если ещё и программа -фуфло -обидно в двойне.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru