Новости. Омск

Чёртова дюжина: «БК55» сравнил омские и новосибирские улицы-«близнецы»

В Омске и Новосибирске насчитывается больше десяти улиц с одинаковыми названиями. Некоторые из них похожи, некоторые – являются настоящими «антиподами» друг друга. Мы решили присмотреться к этим парам.

Нет ничего удивительного, что в двух сибирских миллионниках нашлось немало одинаковых улиц. В конце концов, советские градостроители везде следовали определённому канону. Владимир Ленин и Карл Маркс смотрели с табличек на граждан всех городов Союза, знаменитые генералы и политические деятели также прочно «расселились» по картам.

Есть в наших городах и сибирская специфика, и следы Гражданской войны, и обязательный «обмен любезностями» – Омская улица в Новосибирске и Новосибирская в Омске.

Порой наблюдается интересный параллелизм – не только в расположении, но и в судьбах. Проспекты Маркса начинаются от мостов, улицы Ленина в центре, но при этом как бы сбоку, Театральную и там, и там неслабо так «разорвало»... Впрочем, подробности – ниже.

Блюхера

Новосибирск:

Известный военачальник, в свое время маршал Советского Союза В.К.Блюхер в 1920 году был командиром 51-ой стрелковой дивизии, базировавшейся в Новониколаевске. Начинается улица, как и проспект Маркса, на площади Лыщинского на левом берегу (сразу за Октябрьским мостом). Сначала это широкая магистральная дорога, однако потом улица поворачивает в жилые кварталы, через которые идет вплоть до северного края площади Маркса. Длина улицы – около двух километров.

Омск:

Улица имени советского маршала расположена в относительно новой части Омска – в Нефтяниках, в кварталах панельных многоэтажек между Химиков и Заозёрной. В длину улица Блюхера не дотягивает даже до километра, а в конце «разбивается» о частный сектор, превращаясь в 8-ю Заозёрную.

Богдана Хмельницкого

Новосибирск:

Одна из магистральных улиц города расположена в Калининском районе, продолжая ул. Дуси Ковальчук. Появилась в первые годы после войны. Главные достопримечательности – ледовый дворец спорта «Сибирь» и ДК имени Горького. Красивый широкий проспект с трамвайной линией длится почти три километра, после чего делает неожиданный зигзаг (разорвав улицу Новая Заря) и затем три с лишним километра идет уже по промзоне. Немного в стороне здесь расположены густонаселенные микрорайоны Снегири и Родники. Из-за этого магистраль значительную часть времени стоит в пробке.

Улица названа в честь знаменитого украинского гетмана, но местные жители предпочитают ласково называть ее «Богдашкой». Также недавно они протестовали против строительства на улице нового жилкомплекса вместо обещанного стадиона.

Омск:

Улица Богдана Хмельницкого в Омске появилась к юбилею – в 1954 году, когда праздновали трёхсотлетие присоединения Украины к России. До того на её месте располагалась «номерная» 10-я Линия. И не только она: к юбилею большую часть новой улицы расширили, превратив в настоящий бульвар. Под «расширение» попала и часть домов, расположенных на соседней 11-ой Линии. В результате образовалась нынешняя Богдана Хмельницкого – одна из самых широких улиц города с выделенной трамвайной полосой и отличной «зелёной зоной» в середине. По центру проходит пешеходная дорожка, однако используют её в последние годы меньше, чем хотелось бы: мало кому нравится гулять в центре пусть и зелёной, но оживлённой магистрали. Прогулки затрудняет и вездесущая омская грязь: в некоторых местах тротуар превращается в настоящее болото.

Ватутина

Новосибирск:

Ныне одна из главных магистралей левобережья Новосибирска, улица Ватутина протянулась более чем на 5 километров параллельно реке Обь. Названа в честь знаменитого военачальника Великой Отечественной войны, генерала армии Н.Ф. Ватутина (1901-1944), который несколько месяцев в 1936 году возглавлял 1-й отдел штаба Сибирского военного округа (располагавшегося тогда в Новосибирске).

Первые здания на нынешней улице Ватутина появились еще до войны (например, знаменитая водонапорная башня), но как единое целое улица сформировалась уже в послевоенное время. Начинаясь от площади райсовета, ул. Ватутина проходит через центральную точку Левобережья – площадь Маркса. Двигаясь далее, мы дойдем до перекрестка с ул. Немировича-Данченко, имеющего печальную славу самого аварийного в городе (впрочем, не всегда). Здесь улица заканчивалась в 1980 году, упираясь в частный сектор, однако после строительства Северо-Чемского жилмассива перешагнула за реку Тулу. Далее она проходит через автомобильную развязку на Бугринский мост и заканчивается у гигантского ТЦ «Мега» (дальше идет уже улица Мира, а затем Советское шоссе)

Омск:

Улица Ватутина расположена на Левом берегу Омска и проходит «по задворкам» 12-го и 3-го микрорайонов, мимо заложенного, но так и не созданного парка 300-летия Омска. Она соединяет две важных левобережных магистрали, Конева (идущую от Метромоста) и Лукашевича (начинающуюся от «Нового» моста имени 70-летия ВЛКСМ). И если в северной своей части Ватутина – настоящий бульвар с прогулочным сквером по центру, то к югу она значительно сужается и уходит «в гаражи» у городского аэропорта.

Волочаевская

Новосибирск:

Достаточно длинная улица на восточной окраине Новосибирска соединяет проспект Дзержинского с Гусинобродским шоссе. Практически полностью застроена частными домами. Помимо автодороги есть трамвайная линия.

Улица с таким названием есть не только в Новосибирске и Омске, но даже в Москве. Названа она так в честь одного из важнейших событий Гражданской войны – Волочаевской операции на Дальнем Востоке.

Также это название известно в Новосибирске благодаря проектируемому метродепо, которое появится, если Дзержинскую ветку метро все-таки достроят.

Омск:

Узкая и не слишком длинная, улица Волочаевская проходит неподалёку от одной из главных магистралей – Красного Пути – и работает дублёром последней. Интересной особенностью улицы является замысловатая нумерация: на одном номере зачастую «висят» целые кварталы пятиэтажек: 15а, 15б, 15в, 13г... В этих дебрях блуждают даже опытные таксисты.

Декабристов

Новосибирск:

До 1924 года – улица Казанская (это случай одного из первых «идеологических» переименований). Расположена также в Октябрьском районе параллельно улице Кирова, но гораздо ближе к железной дороге. Эта улица была бы такой же длинной, как и Кирова, если бы не была, подобно Омской, разорвана новыми кварталами застройки. Начинается улица небольшим кусочком от Сибирского института управления до ул. Восход. Именно благодаря этому району улица в Новосибирске мало-мальски «прославилась» – из-за недостроенных высотных домов, дольщики которых ныне справились с проблемой без привлечения нового застройщика.

Вновь улица появляется уже за ул. Добролюбова достаточно узкой дорогой, порой без асфальта, затем снова прерывается, упираясь в чей-то участок, потом опять продолжается уже по частному сектору, а затем – и вовсе по промзоне. Тем не менее по ней желающие могут дойти до ж/д станции «Инструментальный завод». Далее уже идет улица Днепрогэсовская.

Многие декабристы, как известно, были в сибирской ссылке, и на месте Новосибирска в то время уже существовало несколько деревень, однако тогдашний Сибирский тракт проходил несколько севернее – через Колывань и Томск.

Омск:

До революции современная улица Декабристов носила название Варламовской. В начале двадцатого века она находилась на самой окраине Омска, но дома строили как будто «на вырост» – многоэтажные, каменные. И действительно: уже очень скоро город шагнул дальше, на восток протянулись бесконечные Линии. Сейчас улица Декабристов ограничивает центр города с востока, работая «дублёром» такой важной магистрали, как улица Жукова. Однако по иронии судьбы она так и осталась «на отшибе»: она узкая, камерная и проходит немного сбоку от всех важных мест города. Кроме, разве что, площади у СКК имени Блинова. Точно такой же, отрезанной от основных транспортных маршрутов и затерянной посреди Омска.

Демьяна Бедного

Новосибирск:

Северную часть Николаевского (Красного) проспекта еще во времена Новониколаевска пересекал ряд улиц, названных в честь различных русских литераторов: Писарева, Кольцова, Жуковского, Достоевского, Некрасова, Лермонтова, Пушкина, Карамзина, Крылова, Державина. Далеко не все из них сохранились в первозданной длине, однако меньше всего повезло В.А.Жуковскому: видимо, из-за близости к царю именно его улице в 1924 году дали имя идеологически выдержанного баснописца Демьяна Бедного.

В относительно целостном виде улица сейчас сохранилась в виде двух кварталов в районе пересечения с Ипподромской.

Омск:

Улица, названная в честь знаменитого пролетарского поэта, расположилась на «внутренней окраине» Омска – в районе Телевизионного завода. Километры частного сектора, грунтовые дороги, канавы, потрескавшийся асфальт – и тем не менее Демьяна Бедного является важной транспортной артерией, соединяющей районы многоэтажек «Телевизионки» с остальным миром. Цивилизация постепенно приходит сюда: недавно построили новый виадук через железнодорожные пути, постепенно расселяются и сносятся бараки, стоявшие здесь едва ли не со времён прокладки Транссиба. Среди частных домов робко растут первые многоэтажные автомойки и магазины...

 

Кирова

Новосибирск:

Еще один из самых распространенных топонимов советских городов. До 1934 года эта улица называлась Телеграфной. Является продолжением идущей из центра Октябрьской магистрали (после моста над ул. Ипподромской). Во многом улица Кирова похожа на ул. Ватутина – вплоть до длины, направления и некоторых деталей истории. В начале – это одна из самых оживленных транспортных артерий города: здесь находятся Заксобрание Новосибирской области, ближайшее пространство сейчас всё более активно застраивается высотными домами. Далее расположено здание Государственной научно-публичной библиотеки, возле которой новосибирцы любят устраивать митинги и акции (если их не пускают на площадь Ленина, но и не выгоняют на Набережную). Через пару кварталов начинается частный сектор, где до недавнего времени улица и обрывалась, пока в 2009 году не появился мост над Плющихой, продлив магистраль вплоть до Инюшенского бора и района Педагогического университета.

Известный революционер и партийный деятель С.М. Киров в Новониколаевске был в 1908 году, и ему даже посвящен дом-музей, в котором он, как говорят, никогда не жил.

Омск:

Улица, названная в честь знаменитого ленинградского коммуниста, в Омске соединяет основную часть города с Московкой – отдалённым, но густонаселённым спальным районом. Причём расположена она не в Кировском (как можно было бы подумать) округе, а в Октябрьском. Длинная и практически прямая магистраль начинается от знаменитого омского недостроя, на попытке завершить который «поломалось» уже несколько министров строительства – театра «Галёрка». Заканчивается же Кирова двумя виадуками; оба они печально известны пробками, которые периодически парализуют здесь всё движение.

 

Ленина

Новосибирск:

Хотя эта улица и расположена в центре Новосибирска, это, наверное, один из немногих случаев в нашей стране, когда ее нельзя назвать центральной (данное звание прочно утвердилось за Красным проспектом). Улица Ленина – это достаточно узкий проезд длиной около 2,5 километров, почти на всем протяжении (кроме привокзального отрезка) – с односторонним движением. К тому же, эта улица не прямая: начинаясь от одноименной площади, улица Ленина идет до проспекта Димитрова, после чего вдруг резко поворачивает на север к вокзалу «Новосибирск-Главный» и далее, до перехода в ул. Железнодорожную. Эта изогнутость объясняется тем, что в нынешнюю ул. Ленина были объединены две отдельные старейшие улицы города – Михайловская (параллельно железной дороге) и Кузнецкая: от Михайловского Лога (просп. Димитрова) до Базарной площади (пл. Ленина). В 1935 году первая из них была переименована в ул. Ленина, а вторая – в проспект Сталина, в 1961 же году последний также переименовали в улицу Ленина. Считается, что «вождь мирового пролетариата», едучи в 1897 году в Шушенское, проследовал именно этим маршрутом.

Надо сказать, новосибирцы очень любят улицу Ленина – особенно ее часть, прилегающую к Красному проспекту: то ли потому, что там много кафешек и ресторанов, то ли потому, что машины сюда заезжают преимущественно для того, чтобы припарковаться. Некоторые даже называют ее «Бродвеем». В прошлом году мэрия Новосибирска пыталась сделать эту улицу и вовсе пешеходной, однако вместо тихой она вдруг стала «очень громкой», вызвав возмущение жителей ближайших домов (а также, разумеется, автомобилистов).

Омск:

Далеко не самая главная, но однозначно самая центральная улица Омска. Образована после революции сразу из трёх частей – Чернавинского проспекта, Атаманской и Дворцовой улиц. Возможно, именно поэтому Ленина, местами изгибаясь, проходит через весь исторический центр Омска, а также – единственная из всех омских улиц – пересекает реку по мосту. На рубеже 19-го и 20-го веков именно здесь располагались лучшие магазины, здесь проложили первую в городе кирпичную (с камнем в Омске туговато) мостовую, здесь в советское время ставили первые автоматы по продаже газировки, на Ленина же располагался ЦУМ.

После Перестройки улица начала терять своё значение. Постепенно с неё убрали почти весь общественный транспорт, пассажиропоток упал, магазины и универсамы закрывались. Казалось, что вскоре улицу Ленина ждёт превращение в обычный автомобильный «дублёр» проспекта Маркса. Но несколько лет назад в связи с трёхсотлетием Омска «Газпром» выделил средства на капитальный ремонт улицы. Фасады старинных домов отреставрировали, на самой улице положили новую плитку, поставили скамейки, привели в порядок фонари и пешеходные переходы. Жизнь потихоньку возвращается. По праздникам улицу вообще делают пешеходной, к немалой радости омичей.

 

Новосибирская

Новосибирск:

Улица из двух кварталов в относительно отделенной части Ленинского района с преимущественно позднесоветской застройкой. Не вполне типичный случай, когда улица, названная в честь города, находится в этом же самом городе.

Омск:

Новосибирскую улицу в Омске разместили с юмором – аккурат между Харьковской и Хабаровской. Все три «иногородние» улицы расположены в восточной части города, между Кирова и Транссибом, в глубинах частного сектора. Причём если относительно Хабаровской и Новосибирской это понятно (в прошлом веке они находились на окраине города, как раз со стороны выезда на Хабаровск и Новосибирск), то чем провинилась Харьковская – категорически непонятно.

Хотя не всё так страшно в этом районе частных домов с канавами и традиционными заборами. Отсюда, например, можно свободно уехать на электричке – редкая удача для Омска, который внутригородским пассажирским железнодорожным сообщением охвачен чуть меньше, чем никак. В отличие от, собственно, столицы Сибири.

 

Омская

Новосибирск:

Одна из первых в городе, проходила рядом с железнодорожной станцией, сразу же за Михайловской улицей (ныне часть улицы Ленина от ул. Железнодорожной до проспекта Димитрова). Как и соседняя улица Красноярская, а также Барнаульская, Семипалатинская, Бийская (не путать с современной улицей в Ленинском районе), она, видимо, была названа в честь жителей соседних городов, приехавших сюда строить железнодорожный мост, а затем – и новый город.

Однако шло время, и старая узкая уличная сеть явно мешала новой застройке: сейчас большая часть прежней Омской уступила место просторным дворам более позднего времени. Почти вся ныне сохранившаяся часть улицы расположена между ул. Челюскинцев и 1905 года, здесь осталось лишь несколько домов, начиная с 82-го. Впрочем, есть еще один дом, «Омская, 1», в районе проспекта Димитрова и где-то в километре от нынешней Омской – он напоминает нам о том времени, когда улица была гораздо длиннее.

Омская – одна из немногих улиц, сохранивших свое название даже в советское время, когда многие другие были переименованы.

Омск:

Улица Омская в Омске расположена, что понятно, вдоль Оми. Она идёт по высокому левому берегу, возвышаясь над заливными (в прошлом) Луговыми улицами. Сейчас на Омской построили кварталы современных многоэтажек, а улицы в пойме всё так же застроены бесконечными рядами частных домов, так что контраст получается ещё эффектнее.

До середины двадцатого века Омская была настоящем стержнем своего района, ведь она вела к мосту через Омку. Мост соединял район, в котором сейчас находится торговый центр «Триумф», с кварталом торговых и административных зданий на другом берегу. Интересно, что ориентирован он был не по линии «север-юг», как современные мосты через Омку, а по линии «запад-восток» – река в том месте изгибается. Затем мост закрылся, а саму Омскую в этом месте «перерубила» улица маршала Жукова, в основании которой со временем тоже вырос мост.

 

Орджоникидзе

Новосибирск:

Эта улица начинается в самом центре Новосибирска достаточно необычным образом: в нее превращается Вокзальная магистраль, как только пересекает ул. Советскую (ранее улица и вовсе начиналась у Михайловского Лога). Здесь находится недавно открытый сквер «На Орджоникидзе», где иногда проходят небольшие политические акции.

Затем улица образует северный контур площади Ленина, пересекая Красный проспект уже под прямым углом. Затем слева мы видим отель Mariott, а справа остается, наверное, самая известная достопримечательность Новосибирска – Оперный театр. Через советские дома улица выходит к новостройкам последних лет. Далее основная дорога поворачивает на улицу Военную, после чего ул. Орджоникидзе продолжается еще один квартал, где неожиданно обрывается. Ниже расположены гаражи, а за ними – ул. Ипподромская.

До 1937 года улица Орджоникидзе называлась Семипалатинской. Революционер, а позже высокопоставленный государственный деятель, Г.К. Орджоникидзе, безусловно, мог приезжать в Новосибирск по рабочим делам, однако о долговременном его пребывании здесь ничего не известно.

Омск:

Прямая, как стрела, улица Орджоникидзе начинается в самом центре Омска и тянется почти до границы города. И неудивительно: до революции улица называлась Тобольской и вместе с соседней Тарской вела к выезду из города. Нынешняя Орджоникидзе начинается в весьма респектабельном районе кинотеатров, банков и министерств, два шага до правительства Омской области – а заканчивается практически в полях, посреди частного сектора. При этом общественным транспортом улица небогата, всё отобрала старшая и более сильная сестра – улица Герцена. Пара автобусов да трамвайный маршрут – это, наверное, и придаёт Орджоникидзе особое очарование затерянности.

 

Проспект Маркса

Новосибирск:

В отличие от Ленина, основатель марксизма-ленинизма Новосибирск своим присутствием не почтил (видимо, лишь потому, что в его годы не было даже Новониколаевска), однако советская топонимическая традиция также предписывала назвать что-нибудь в его честь. Марксу досталась небольшая, но очень оживленная магистраль при въезде на Левый берег с Октябрьского моста, откуда проспект продолжается где-то полтора километра до площади имени того же самого Маркса. Первые строительные работы здесь начались в 50-е годы ХХ века. На проспекте расположен крупнейший вуз города НГТУ со студгородком, а также ряд других высших учебных заведений.

Омск:

Главную магистраль Омска, связывающую центр с железнодорожным вокзалом, создали после революции из трёх улиц – Аптечной, Артиллерийской и Московской. Ни одна из них не была «центральной», Московская так и вовсе шла за городом, мимо складов и таможенной заставы. По Маркса (тогда ещё улице) в 36-м году прошёл первый в Омске трамвайный маршрут. А после того, как начале 50-х разобрали городскую ветку железной дороги, улица превратилась в проспект. По которому так или иначе до сих пор проезжает почти половина омского общественного транспорта. Даже несмотря на то, что трамвай с Маркса в итоге убрали. Интересный факт, кстати: раньше улица Маркса была длиннее. Но в 1938-м «хвост», уходящий за ж/д вокзал, «отрезали» и переименовали в улицу Стальского.

 

Театральная

Новосибирск:

Улица в Калининском районе, разорванная на два коротких отрезка – в районе перекрестков с ул. Авиастроителей и с ул. Богдана Хмельницкого. Примечательно, что на ней нет ни одного театра.

– Здание ДК им. Калинина изначально здание строилось как «Театр соцгорода Авиастроителей» – отсюда и название улицы, – комментирует историк-краевед Константин Голодяев. – Строительство продолжалось и во время войны, проект архитектурного оформления фасадов архитектора Зеньковича был утвержден в 1944 г. Театр открыли в 1945 году, а после строительства дворца культуры им. Чкалова он переименован в ДК Калинина. Кстати, старое название улицы Театральной – Болотная.

Омск:

Редкий горожанин сможет вспомнить, где в Омске находится улица Театральная. Ещё меньше могут её показать, ведь много лет назад эта «магистраль» практически полностью растворилась во дворах. А ведь когда-то Театральная (в те времена – Войсковая) была полноценной улицей в центральной части города. Она шла от Городского сада на юг, параллельно будущей улице Ленина. В 54-м Войсковую переименовали в Украинскую, затем, в 77-м, в Театральную, однако к тому моменту улицы фактически уже не существовало. Её разделили на части при укрупнении кварталов и строительстве многоквартирных домов во второй половине 20-го века, а потом, после сооружения Ленинградского моста, окончательно «разорвали» Ленинградской площадью.

Сейчас от Театральной остались небольшой кусок у городской прокуратуры, старинный деревянный дом во дворе «Тысячи Мелочей» и проезд от здания Водоканала до знаменитого «Золотого зуба», первой в Омске элитной новостройки 90-х. Интересно, что по этому отрезку улицы в своё время даже ходили троллейбусы, он был частью «петли», позволявшей развернуться в центре города.

Все фотографии: Александр Катаев, Слава Степанов gelio.livejournal.com, nskstreets.livejournal.com, mapio.net, kraeved.ngonb.ru, nsktv.ru.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

6
0
Гость20.04.2018 14:32:03
Очень интересный обзор! БК порадовал!

По факту, деревья в Новосибирске пилят не так активно, как в Омске. И улицы там пошире. А в остальном, мы очень похожи.
1
1
Юрий20.04.2018 16:10:09
Точно, не хватает Новосибирску Цыгановой, ведь видно же, что все деревья там "аварийные"!
1
0
местный20.04.2018 18:51:55
интересно и познавательно!по фото проспект маркса в обоих городах показались похожими!
0
0
LHG21.04.2018 03:44:14
Хм?
Стальского конечно была Маркса когда-то, но вроде была информация, что она должна была стать дублером Проспекта Маркса, поэтому продолжать Проспект она вряд-ли могла.
Вроде путь дублера был Стальского - Иванова - Тимуровский Проезд - Ул. Ленина. Но уже не помню.
0
0
Петр21.04.2018 16:06:21
В новосибе в основном лето
В омске — зима
Да и автор, кудесник, ракурс подбирал с акцентом
0
0
ГОСТ21.04.2018 18:58:36
Соглашусь с Петром, яркий пример Б.Хмельницкого, почему показано меньше половины улицы, пешеходный тротуар в ширину дороги и встречное направление такой же ширины... Демьяна Бедного тоже не промзона, как и перекресток с Блюхера не показатель... БК55 последнее время сливается то комментарии удалит неприятные власти, теперь соседнии города превозносить стал...
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru