Директор продуктовой сети «Крестьянский двор» с усмешкой проанализировал на «Фестивале правды – True Story Fest» регионального форума предпринимательства, почему его бизнес обанкротился и благодаря чему возродился из пепла.
– «Крестьянский двор» – это мой второй бизнес. Но существовал ещё и первый «Крестьянский двор». История о нём – это история о том, как делать не надо. Я обанкротился, потерял на этом деле деньги. Я этот «Крестьянский двор» ненавидел. Но на сегодняшний день я события переосмыслил, и с тех пор это моя любимая история.
Я никогда не хотел быть предпринимателем. Я был успешным наёмным работником, и в 2012 году стал участником «Президентской программы подготовки управленческих кадров». У меня всегда имелась латентная склонность к сельскому хозяйству, и тут она наконец проявилась: «Крестьянский двор» был моим дипломным проектом. Я понял, что на рынке есть ниша, которая ещё не занята – продукты от малых и средних сельхозпроизводителей. Но оказалось: чтобы воплотить идею, нужно создавать свой бизнес.
Я решился на это в 2014 году. Пытался усидеть на двух стульях. Остался работать там, где и работал – в одной из крупнейших IT-компаний. С другой стороны, занялся развитием собственного бизнеса. Идея удачно легла на общий санкционный тренд отказа от всего западного и перехода на всё отечественное. Один из приятных и неожиданных бонусов – у меня была взрывная пиар-кампания, которую я даже не заказывал и не оплачивал.
Мне приходилось преодолевать комплекс культурного пай-мальчика. Я не умел торговаться. Поэтому помещения достались мне на таких условиях, на каких бы я сегодня их ни за что не взял, а послал бы арендодателя куда подальше.
У меня были чудные продавцы. Торговали так, что мама не горюй! Но благодаря этим продавцам я узнал, что такое женский алкоголизм и как невероятно он может скрываться.
Проект изначально реализовывался на мои собственные деньги. Потом вложился инвестор. Работа с инвестором была проблемной. В итоге деньги потеряли мы оба. Я лишился своей несостоявшейся квартиры, на которую эти деньги и откладывал изначально.
Правда, оставались ещё деньги, на которые можно было какое-то время просуществовать. Но я решил: нужно уходить из бизнеса. Крайний ресурс, который человек может использовать – это не деньги, а репутация. Если ты обанкротился, оставив долги, ты впоследствии, скорее всего, столкнёшься с тем, что с тобой потом работать уже не станут и доверять свою продукцию не будут. Я спланировал операцию выхода из бизнеса так, чтобы выйти без долгов перед поставщиками, рассчитаться с ними по-честному. Исполнил все обязательства перед ними и перед государственными органами. Зато когда я возвращался и открыл новые «Крестьянские дворы», производители радостно меня встретили, и мы снова с ними работаем.
Я понял, что в рамках заявленной концепции – работы только с омскими производителями – невозможно реализовать ожидания покупателей. Это я учёл и исправил в нынешней версии «Крестьянских дворов». Теперь мы работаем с Западной Сибирью в целом. Каждый регион силён в своём. Омская область сильна с точки зрения молочной продукции и мясной переработки. Но в Омске уже никогда не будет, видимо, хороших сыров. Они есть в Тюменской области, в Алтайском крае и в Горном Алтае.
Но сколько бы вы ни готовились к трудностям и проблемам, геморрой всегда выскочит оттуда, где вы его совершенно не ожидаете. В прошлом году, во времена второго «Крестьянского двора», мы сформировали отличный пул мясных производителей, с которыми мы начали работать. Получалась хорошая мясная линейка. Беда пришла, откуда не ждали. Африканская чума свиней.
Не могу сказать, что «Крестьянский двор» в своей нынешней инкарнации – это то, что я хочу видеть. По отношению к этой цели мы прошли около 30% пути. Предыдущий негативный опыт я рассматриваю в качестве самого дорогостоящего, но самого эффективного бизнес-образования, которое я получил.