В Омске городской автопарк пополнили первые 50 современных автобусов среднего класса марки ПАЗ Vector Next. Столь солидного приобретения омичи не помнят уже с десяток лет. Покупка первой партии автобусов в лизинг обошлась в 493 миллиона рублей, из них 70 миллионов (на первый взнос по лизингу) выделил региональный бюджет. Что думают по этому поводу частные перевозчики?
Юрий Лутков:
– Приобретение новых автобусов, с одной стороны, давно назрело, а с другой стороны, в связи с тем, что общий пассажиропоток снижается, возврат средств по лизинговым контрактам за эти автобусы может быть под большим вопросом. Многие помнят, как лет пять назад уже забирали автобусы из-за непогашенных лизинговых платежей. Еще одна проблема – это, конечно, высококвалифицированные водители. На такие новые автобусы кого попало не посадишь.
Вячеслав Доронкин:
– Уже общепризнанно, что подвижной состав муниципального парка давно требовал обновления. Решение приобрести автобусы среднего класса вполне разумное: теперь и затраты существенно уменьшатся, и поломки будут реже, ну и комфорта, и безопасности для пассажиров больше.
– Хотели бы приобрести такие же?
– На сегодняшний день экономическая ситуация в городе не позволяет приобретать транспорт любого класса по причине существенного увеличения затрат, падения пассажиропотока, а самое главное – отсутствие понимания будущего. Только за последние три года нам предлагали перейти с «Газелей» на «Форды», с «Фордов» на автобусы большого и среднего класса, поменяли маршрутную сеть, закрыли много маршрутов, и отсутствует понимание следующего шага организатора перевозок. Как следствие, отсутствует стимул инвестировать деньги в обновление парка, развитие сопутствующей инфраструктуры и т.д. На сегодняшний день с учетом действующей маршрутной сети рентабельность автобусов малого класса вполне оправдана.
– Конкуренция не обострится?
– Новые муниципальные автобусы по нашим маршрутам перевозку не осуществляют, поэтому прямой конкуренции они нам не составляют.
Андрей Хомишенец:
– Я прекрасно помню, как еще два-три года назад специалисты департамента призывали частных перевозчиков покупать автобусы большого класса, аргументируя тем, что горожанам комфортнее ездить на больших автобусах. И вот сегодня мы видим, как экономика заставила пересмотреть чиновников свою позицию и приобрести автобусы среднего класса, а скоро будут муниципальные автобусы и малого класса. Конечно, для пассажиров любой новый автобус лучше изношенного на 90% старого. И заменять старые автобусы на новые в ПАТП №8 нужно как можно скорее.
Правда, маршруты, по которым сегодня пустили новые «Векторы», ранее были «обкатаны» частными перевозчиками, которых постепенно вытеснили. И, если бы не вели борьбу с частными перевозчиками и дали бы им стабильно работать хотя бы в течение 3-5 лет, мы бы тоже постепенно переходили бы на транспорт среднего класса. И приобретали бы их за свой счет, а не за счет бюджетных средств.
Владимир Геворгян:
– Положительного в этом много, но важно отметить несколько аспектов.
1. Крайняя изношенность подвижного состава муниципального транспорта, и его обновление было уже остро необходимо.
2. Как следствие, автобусы постоянно ломались, что не могло не вызывать негативные эмоции у пассажиров. А когда люди недовольны пассажирскими перевозками, они переносят свой негатив на всех участников рынка общественного транспорта.
3. Новые автобусы будут соблюдать график перевозок не только в часты пик и в вечерние часы, и это тоже большой плюс для пассажиров. Изношенный автобус едва дорабатывал до 18 часов, хотя по графику должен перевозить пассажиров до 22.00
4. Изменился класс (средний) автобусов, в связи с чем и заправлять, и обслуживать их будет дешевле, чем автобусы большого класса, а это, в свою очередь, должно сказаться на защищаемом в РЭК тарифе. И в следующем году затраты из бюджета на компенсационные выплаты муниципальному транспорту, надеюсь, будут меньше, а сэкономленные бюджетные средства можно направить на решение других социальных проблем. И меня как жителя города Омска такая перспектива не может не радовать.
А что касается конкуренции, то, думаю, муниципальных автобусов больше не станет, так как старые автобусы, трижды выработавшие свой ресурс, уже давно нужно списать и сдать в утиль.
Постепенная замена всего изношенного парка муниципального автобусного парка и существенное уменьшение затрат на содержание и ремонт новых автобусов, надеюсь, на три-пять лет перестанут быть дополнительным раздражающим фактором и для чиновников мэрии, и для депутатов, у которых каждый год просят увеличить бюджет на транспорт, и для пассажиров, которые теперь могу спокойно ездить, не опасаясь, что кособокий автобус не развалится на ходу.