Департамент транспорта объявил перевозчикам, что в 2019 году все маршруты будут вновь разыграны на конкурсной основе и будут регулироваться по условиям муниципального контракта. Частные перевозчики высказались по этому поводу.
Владимир Геворгян, председатель Совета СРО «Омские перевозчики»:
– Сегодня департамент транспорта видит только одну форму работы с частными перевозчиками – муниципальный контракт. В соответствии с Федеральным Законом №44, предполагается проведение конкурсных торгов (аукциона) в электронном виде, для всех перевозчиков. Какие могут быть негативные последствия для всего рынка пассажирских перевозок в Омске?
В открытом (электронном) аукционе могут принимать участие самые разные перевозчики, в том числе и заведомо недобросовестные перевозчики, и перевозчики из других регионов страны. А департамент уже имеет негативный опыт проведения подобных торгов, когда иногородняя компания, выиграв заявленный лот (маршрут №275), в назначенный день не вышла на маршрут. Где гарантия, что в следующем году не будет так же?
Для того, чтобы участвовать в подобных аукционах, нужно хорошо знать свою экономику, особенно в части необходимых затрат. Есть приказ минтранса №513, в котором утверждена методика расчета трех основных составляющих: себестоимость маршрута, прибыль перевозчика и средства на обновление подвижного состава. Такие расчеты мы сделали и они примерно равны сумме муниципального контракта. Но если пойдет «игра на понижение», нужно будет отказаться либо от прибыли, либо не обновлять подвижной состав. Почему чиновники думают, что можно работать без прибыли или пассажиров можно бесконечно возить на устаревшей технике?
Даже если предположить, что лот выиграет компания, с минимальной прибылью и возьмется за выполнение муниципального контракта, у города сегодня нет денег в бюджете, чтобы его оплачивать. А речь идет о немалой сумме, порядка 6 миллиардов рублей! И какой они нашли выход? Вначале собрать деньги с пассажиров, зачислить их в бюджет, а потом рассчитываться с перевозчиками. Но в этом случае получится разрыв в ежедневных платежах, которые необходимы, хотя бы на заправку автобусов, не говоря уже о ремонте и зарплате. Значит, либо частный перевозчик будет вынужден все текущие платежи вести из собственных средств, либо автобусы просто не выйдут на линию. А что это означает? Рынок пассажирских перевозок, работающий сегодня, без каких-либо серьезных проблем, не зависящий от городского бюджета, при внедрении вышеописанной схемы работы, ждет не просто передел, а глобальные потрясения!
В фармакологии есть хорошая практика, когда новые лекарства, прежде чем выпустить в широкую продажу, проходят тестирование на добровольцах. По результатам таких тестов, выявляются все возможные побочные эффекты, готовятся рекомендации по приему нового препарата или дорабатывается формула лекарства. Перевозка пассажиров тоже напрямую связана с людьми, и я считаю, что муниципальный контракт, как форма взаимодействия департамента транспорта, и перевозчиков, должна быть апробирована, в первую очередь, на муниципальном транспорте и на отдельных маршрутах, экономика которых понятна. Нужно вначале отработать и механизм проведения аукционов, и финансовые платежи, и возможные негативные последствия. Только после этого, можно внедрять такое новшество на весь муниципальный транспорт.
Мы пытаемся вести диалог с департаментом транспорта, мы объясняем чиновникам, как устроен наш бизнес и в этом мы видим положительные моменты взаимодействия, но, к сожалению, все больше убеждаемся, что наши доводы и предложения не находят понимания. Поэтому есть опасения, что в результате действий чиновников, пострадавшей стороной окажутся пассажиры!
Николай Артемьев, руководитель «Ассоциации перевозчиков Западной Сибири»:
– При проведении конкурсных процедур по муниципальному заказу либо иных процедур по переводу нерегулируемых маршрутов в регулируемые, возможен неконтролируемый передел рынка пассажирских перевозок. И это понимают все участники рынка, в том числе и чиновники департамента транспорта. У всех на слуху подобная ситуация у наших соседей в Томске, где в ходе проведения торгов на муниципальный маршрут, стоимость контракта опустилась практически до нуля. В результате, выигравший лот (маршрут) перевозчик, не смог выполнить контракт по чисто экономическим причинам.
На сегодня рынок пассажирских перевозок в сегменте частных предпринимателей, представлен неоднородно. Одни предприниматели инвестировали в свой бизнес достаточно большие деньги и в подвижной состав, и в инфраструктуру (это и теплые боксы-стоянки, и медкабинеты, и ремонтные цеха и т.д.) и ведут отбор и обучение водителей. А есть и такие предприниматели, которые просто продают карты маршрутов и нанимают водителей с автобусами. И экономика бизнеса у них разная, и перспективные инвестиции, и даже цели бизнеса разные. Так вот, на мой взгляд, власть должна доверять жизни людей, именно ответственным перевозчикам, должна поддерживать те инвестиции, которые частные предприниматели готовы вкладывать в систему муниципального транспорта, а не разрушать сложившийся рынок и отдавать маршруты (лоты) тем, кто готов предложить минимальную цену, не думая об экономике, и тем более о пассажирах.
Рынок можно контролировать, сокращая сегмент именно недобросовестных перевозчиков (а это порядка 20-25% рынка). В этом заинтересованы и департамент, и профессиональные перевозчики.
Сергей Пятак, частный перевозчик, партнер СРО «Омские перевозчики»
– Я считаю, что сама суть юридического понятия «муниципальный контракт», заключается в следующем: это инструмент, который использует субъект федерации, или как в данном случае муниципальный орган, для выполнения социальных задач в той нише сферы услуг, где отсутствует конкуренция. То есть, в отсутствии предложений от частного сектора экономики нет муниципального предприятия, которое могло бы полностью закрыть потребности граждан в каких-либо услугах населению, а не оказывать их власть не может. Именно в этом случае просчитывается стоимость оказания услуг, определяется цена контракта на год (или больше), услуга, как предложение для исполнения с фиксированной ценой, выставляется на конкурс. Потенциальный исполнитель, рассчитывает свои затраты и соглашается участвовать в конкурсе, понимая, что большой прибыли не будет, но какое-то время будут стабильные платежи из бюджета. В этом случае муниципальные власти закрывают нишу услуг для населения, выполнив свою социальную функцию.
А что мы имеем на сегодняшний день на рынке перевозок пассажиров в Омске? 30 процентов рынка, обслуживает муниципальное предприятие, а на 70 процентах рынка работают частные перевозчики. И вся система работает относительно спокойно, без каких-либо глобальных потрясений. Зачем менять то, что работает?
В предлагаемом нововведении я вижу как минимум два глобальных риска:
1. Не исполнение своих обязательств перевозчиком – «победителем» в аукционе на понижение при существенном занижении стоимости муниципального контракта, так как экономика бизнеса этого не позволит (при существующих тенденциях снижения пассажиропотока, роста стоимости ГСМ и инфляции).
2. Даже если департамент проведет эти аукционы и переведет всех перевозчиков на муниципальные контракты, и покажет сиюминутные «положительные моменты» по якобы снижению нагрузки на бюджет, в долгосрочной перспективе, при снижении общей денежной массы (а параллельно, предполагается более широкое внедрение безналичных расчетов), муниципальные власти, не смогут выполнять свои обязательства по муниципальным контрактам. А приостановка платежей в свою очередь спровоцирует остановку в работе всех перевозчиков.