Частный перевозчик прокомментировал намерение городского департамента транспорта сделать все частные маршруты в Омске регулируемыми – идея вызывает много вопросов.
– Насколько я понимаю, это пока просто идея. На самом деле трудно это комментировать, потому что очень много неясностей для меня. У идеи нет какого-то определённого обоснования и механизмов реализации.
Понятно, что будет конкурс, но каким образом всё будет действовать в остальном, мне непонятно до сих пор. Если есть муниципальный контракт, то эти рассчёты 45-60, 70-100 рублей непонятны, потому что контракт есть контракт – вы выиграли определённый маршрут с определённой суммой финансирования. И в его рамках эту сумму и будут получать. Либо цена контракта будет определена из рассчёта определённой суммы за километр пробега. Но тогда что – установят максимальное количество километров в день? Может, будут разыгрывать на этом конкурсе километраж? Естественно, город будет стремиться к уменьшению затрат, а перевозчики – стремиться получить максимально больше.
И поскольку перевозчики хорошо объединены в определённые сообщества, то и выступать они, думаю, будут единым фронтом. Если будут сопротивляться, то организованно.
Также надо учитывать важный момент, что муниципальный транспорт перевозит в разы меньше, чем частный. А крайним останется пассажир. Для проведения конкурса нужно будет уведомить перевозчиков о расторжении договоров. И может так получиться, что договоры будут расторгнуты, а новых перевозчиков не будет. Либо конкурсы будут саботироваться. Причём не впрямую, а как, например, было с 275-м маршрутом. Когда человек из Нижнего Новгорода заявился, успешно выиграл конкурс, но на маршруте ничего не запустил. Я могу только предполагать – но, возможно, это была просто ширма. А стоял за этим кто-то из омских перевозчиков, чтобы таким образом право работы на маршруте осталось у прежнего перевозчика. Но кто знает... То есть вариантов саботажа очень много.
То, что Вялков говорит, мол, водители у частников гоняются за пассажирами и поэтому нарушают правила – во-первых, это было всегда. В отличие от муниципалов частный перевозчик зарабатывает с каждого перевезённого пассажира. И это никуда не денется. Опять же, если мы уходим в километраж, то чем больше «Газель» или автобус проедут в день, больший размер компенсации будет получен. Вопрос в другом – раньше он гонялся, чтобы собрать пассажиров, а после этого будет накручивать себе километры. Ведь если я правильно понял Вялкова, он сказал «Не важно, сколько пассажиров вы перевезли, важно, сколько вы проехали». Вот и считайте. Если водитель условно раньше делал 10 кругов по маршруту, теперь он будет стараться сделать 11-12. Чем быстрее он будет ехать, тем больший путь пройдёт. Только если он раньше ехал от остановки к остановке, то теперь я допускаю, что какие-то остановки он будет просто игнорировать. Стоят на них пассажиры или нет.
Во-вторых, мне непонятно и другое. Будут требовать проезженный километраж минимум в 45 километров независимо от количества пассажиров. А тогда зачем их вообще возить? На одну машину мэрии нужно будет платить 6 000 рублей в день, на один маршрут – 25-30 тысяч. Откуда такие деньги? И это опять же предмет коррупции. Как раньше было в департаменте? Брали муниципальный маршрут либо намеренно его «убивали», сбивая его пассажиропоток, увеличивая интервал. Как на 70-м и 77-м. Или, например, 47-й. Туда поставили 2-3 муниципальных автобуса и кучу частных маршруток. Поскольку тогда разница в стоимости проезда была не критична, то люди, конечно, старались уехать намного быстрее, выбирая маршрутчиков. После этого убыточный маршрут успешно закрыли, то есть убрали муниципальные автобусы, пустили туда других частников, но с большими автобусами, убрали конкурентов, то есть закрыв 209-й и 210-й маршруты. И всё.