Руководитель компании «Парк-авто» прокомментировал идею директора департамента транспорта перевести частных перевозчиков на регулируемые маршруты.
– Я давно работаю с автобусами малого и среднего класса и по регулируемым тарифам, и по нерегулируемым. Мне есть с чем сравнивать. Можно сказать, мы функционируем как мини-ПАТП, потому что даже сами автобусы покупаем.
Были негативные мнения по поводу планов дептранса, но я скажу, что новый директор ведет правильную политику. Прошло время войн между муниципалами и частными перевозчиками, пора переходить к здравомыслию.
Мы, например, ежегодно защищаем регулируемые тарифы, работаем с терминалом и ГЛОНАСС. Ничего плохого в этом не видим. Да, это может не понравиться «теневикам», тем, кто не хочет работать в открытую. А если всех перевести на полный безналичный расчет, как в Москве, когда оплата идет или со смартфонов, или с проездных карт, никакой доход не спрячешь. Зато можно отследить реальный пассажиропоток, обосновать тариф, плюс безопасность повысится, водители будут меньше отвлекаться. Конечно, никто не готов работать в минус, а ведь в затраты идут подорожавшие ГСМ, зарплата, налоги, амортизация, лизинг... Кто то, вероятно, не выдержит конкуренции, уйдет с рынка.
Какие минусы могут быть при переходе на регулируемые маршруты? Участие в аукционах – это для перевозчика риск. Конечно, департамент транспорта также будет делать ставку в первую очередь на тех, у кого есть свой транспорт.
Кроме того, участвовать в конкурсах могут и иногородние конкуренты. Так было, когда выставили на аукцион 275 убыточный маршрут. Как помним, никто из местных заявку не подал, в результате контракт заключили с иногородним перевозчиком. И что? На маршрут так никто и не вышел. Встречаются такие недобросовестные конкуренты, которым лишь бы цену сбить, напакостить и уйти...
Также неплохо переходить к единообразию какому-то: одинаковым ценам на проезд (если по километражу маршруты не очень отличаются), внедрению универсальных транспортных карт, с которыми можно проехать и на трамвае, и на автобусе, на троллейбусе и маршрутке, не высматривая, льготная она или нет.
Такие новшества помогут отрегулировать и маршрутную сеть, точнее, она самоотрегулируется. У нас в городе до сих пор есть маршруты, которые на 70% дублируют друг друга, при этом едут от одной окраины через весь Омск до другой. Если появятся короткие маршруты до так называемых пересадочных пунктов, которые будут ходить с интервалом в 5-6 минут, а у людей будет возможность, имея повременной проездной, пересесть с них на другой за те же деньги и уехать в любую точку города, это уменьшит количество «лишнего» транспорта, сократит время ожидания, увеличит пассажиропоток и сделает его более мобильным. И у людей появится больше возможности для маневра.
Перевод всех на регулируемые маршруты – процесс нелегкий. Тут главное делать все постепенно, цивилизованно, без скандалов. Но это назрело. Ведь если, к примеру, на теле нарывает гнойник и его своевременно не вскрыть, это приведет к заражению всего организма. Когда все перевозчики будут «в одном строю», будут друг друга поддерживать.
Зря считают, что «частники» думают только о прибыли. О ней, конечно, тоже. Но и об удобстве пассажиров, о том, чтобы в городе поднималась экономика, чтобы Омск наконец-то воспрял. Может, такие перемены – малюсенький шаг к «оздоровлению»?