Мэр Оксана Фадина считает, что не нужно делать проблему из оттока людей из региона, несмотря на то, что, по последним цифрам, отрицательный баланс миграции людей составил 6 тысяч человек. Ваше мнение?
Сергей Денисенко, омский журналист, писатель:
– Ни в коей мере не кощунствую (ну разве что капелька сарказма). Поскольку уже официально сообщено, что через два года омичей негде будет хоронить, ибо места на кладбищах Омска закончатся, вопрос недели звучит почти риторически. Бегство из Омска – оно как бы даже смягчает ситуацию с кладбищами…
Ярослав Дубинин, заместитель координатора Омского РО ЛДПР по идеологии:
– Задача мэрии, и вправду, не делать проблем, а главное не допускать их. В данном заявлении я вижу попытку закрыть глаза на отток населения города. Но как это вообще возможно? Дескать, хоть трава не расти, ничего страшного не происходит? Предполагаю, что спустя некоторое время Омск просто лишится статуса «города-миллионника», и опять нам будет предложено «не делать из этого проблему»? Не исключаю, что слова главы города могли быть неверно интерпретированы, поэтому настоятельно советую следить за речью, так как инциденты с высказываниями местных чиновников стали целым соревнованием в разряде «кто выскажется провокационнее».
Алексей Сокин, депутат Омского городского совета от «Единой России»:
– Давайте будем смотреть правде в глаза. «Омские» условия таковы, что молодые и активные люди не востребованы в родном регионе. Это проблема №1. Люди уезжают. Вторая беда, согласен, 31% неформальной занятости. В силу ряда причин они выбрали этот путь без бюрократических проволочек и отчислений огромных сумм. Как эту проблему решить – ну уж точно не повышением зарплат чиновникам и расходов на содержание аппарата.
Кто виноват в этом – судить не буду. Действия властей и сама атмосфера Омска таковы, что не способствуют оптимистическим настроениям. Но выход один – должны быть созданы условия, чтобы всем было интересно работать, созидать, творить, платить налоги здесь, в этом регионе. Условия – это главный рецепт и задача!
Виктор Стручаев, депутат Заксобрания Омской области:
– Бегство из Омска – это реальная проблема. Оксане Николаевне, как сити-менеджеру, следует обратить внимание на зависимость экономического развития города от численности населения. В Омске люди не находят развития для себя, многие уезжают семьями в другие регионы не только за большим заработком, но и за комфортными условиями жизни, за современной инфраструктурой, за модной жизнью. И если не называть цифры по оттоку населения проблемой, то и решаться эта проблема не будет, логично. Нужно стремиться выводить Омск в топ сибирских городов по численности населения, и только после этого уместно будет сказать, что проблемы нет, есть развитие.
Николай Эглит, депутат Омского горсовета 5-го созыва:
– Проблема в регионе такая действительно есть. Я знаю, как это можно прекратить, есть много идей, но пока не предоставляется возможности встретиться с губернатором. Будучи депутатом, у меня создалось много решений и определенный взгляд на эту ситуацию. Пока образование и производство здесь не наладят, отток будет продолжаться. Это минимум сфер. Отток отрицательно сказывается на экономическом развитии региона.
Денис Мессер, заместитель председателя молодежного совета федерации омских профсоюзов:
– Отток есть, я вижу это, так как часто общаюсь с молодежью. Кто не уехал, мечтают это сделать в кратчайшие сроки. Мало тех, кто хочет тут жить. В основном многих держат родители, если говорить о молодых. Чтобы остановить отток, понадобится множество лет, возможно, и десятилетий. Из руин быстро не восстановить ни медицину, ни образование. Нельзя за год создать необходимое количество высокооплачиваемых рабочих мест. Люди-то и бегут в поисках лучшей жизни, бросая тут все. Либо Омск станет брошенной деревней, либо власти просто помогут нам всем жить здесь счастливо. Другого не дано.
Евгений Вдовин, блогер, общественник:
– Самый ценный ресурс для экономики – человек. Развивать экономику и закрывать глаза на проблему оттока населения... ну это, мягко говоря, непрофессионально.
Что касается её слов про проблему большой неформальной занятости и что это страшнее, чем отток людей. Все дело в большом количестве неудобных и порой бессмысленных препонов, сложности ведения собственного дела. Тут необходимо создать простые, понятные условия для желающих заняться своим делом или выйти из «тени». Например, много людей зарабатывают, используя собственную технику: самопогрузчики («воровайки»), экскаваторы и т.п., почему бы не сделать просто и понятно – патент? Купил патент на год или два за определенную сумму, и работай спокойно. Так же можно сделать и для фрилансеров. Людям не идут навстречу, а загоняют насильно в жесткие условия: «либо работай по закону, либо в тень». И многие выбирают «тень»! Именно из-за этих препонов.
Алтына Хусаинова, директор конкурса красоты, грации и таланта «Жемчужина Востока»:
– Я не считаю, что это проблема. Миграция населения была всегда – из деревни едут в город, из небольшого города в более крупный, а уж из крупного, как правило, в другую страну. Причины у каждого свои, но сводится в итоге к одному знаменателю: нет работы, нет денег, нет возможности сделать что-то продуктивное на родной земле.
Лично я вижу перспективы тут. Здесь мой дом, моя семья, я здесь живу, и то, чем я занимаюсь, меня устраивает. Если у человека руки растут из плеч, на которых есть голова, то он найдёт, как себя реализовать в любом месте!
Натела Полежаева, главный врач санатория «Рассвет»:
– Я не поверила своим глазам, когда прочитала это утверждение мэра Омска. Если у нас сейчас так обстоит дело и на 6 тысяч больше уехало, чем приехало, то мэра и губернатора надо посадить в один вагон и отправить впереди тех, кто кто от нас уезжает. Покидают-то Омск мозги, а приезжают гастарбайтеры. Если государственный чиновник говорит такую фразу, то для чего он тут в Омске? Для китайских гастарбайтеров, для турецких строителей или для омичей? Я не против других национальностей, но массовый отъезд горожан – это негативный показатель в деятельности мэра. И если нет понимания важности этого вопроса, то, как минимум, не надо было говорить об этом вслух.
Наталья Чайка, Президент федерации кинологического спорта Омской области, руководитель центра канис-терапии «Лапу, друг!»:
– Можно очень много говорить о том, как все у нас плохо... И что надо бы отсюда быстрее уезжать.. Что ж! Мысли очень просты: считайте меня патриотом, но мне нравится мой Город, мне хочется его развивать и в нем развиваться. Сбежать из города желания нет. Хочется очень много сделать дома!!!
А вообще, можно из всего создать проблему, и из этого вопроса, в том числе. Но лучшие всегда останутся!
Екатерина Усова, представитель движения вайшнавов в Омске:
– Проблема не в том, что люди бегут из Омска, а в том, что мы думаем, будто где-то в другом месте нам будет лучше, чем в родном городе. Хотя куда бы мы ни поехали, нас везде будут подстерегать три опасности: болезни, старость и смерть. Перемена места не решит наших проблем, потому что они внутри, а не снаружи. Деятельный человек везде найдёт, чем заняться и как обеспечить семью, а ленивый, даже получив миллион, спустит его на ерунду. Если с детства приучать детей выполнять свои обязанности, причем не ради выгоды, а ради пользы ближних и дальних, тогда они в любой точке мира устроят процветающий город. А адекватно учить детей смогут только морально состоявшиеся родители. Так что всё сводится как обычно к старой доброй мудрости: хочешь изменить мир – измени себя. Честно выполняй свои обязанности, подавай пример. Тогда и Омск станет другой, и Россия, и люди в ней.
Евгений Величев, председатель омского отделения региональной ассоциации реабилитационных центров «Содружество»:
– Я бы сказал так: делать из этого проблему не стоит, но выводы нужно сделать обязательно! И сделать так, чтобы отток людей из Омска и области был меньше притока. Создать условия. Ведь мы, на самом деле, проигрываем и в экономическом плане, и в географическом, а люди всегда едут за красивой, хорошей жизнью, в которой можно смотреть с уверенностью в будущее. И вот надо сделать, чтобы в Омске были созданы все условия, чтобы люди не только хотели бы сюда приезжать и жить, но и не хотели бы уезжать.
Артем Гаев, редактор отдела хоккея сайта Sport24.ru:
– Проблема есть, отрицать это глупо. Наша семья уезжала из Омска два года назад, и уже тогда сотрудники транспортной компании, через которую мы перевозили крупные вещи, рассказывали о как-то нереальном ежедневном количестве людей, которые покидают город.
Проблема не в том, сколько омичей уезжает, а почему они это делают. Понятно ведь, что из условий идеальных или просто хороших никто бежать не будет. Значит, в городе эти условия не создаются.
Для самих уезжающих переезд тоже проблема – ты неизбежно расстаешься с родными, друзьями, вынужден искать себя, можно сказать, в новой реальности. Но, даже осознавая все это, люди забивают на предупреждение о бессмысленности всех попыток покинуть Омск и отправляются в другие города.
Сам я, конечно, скучаю по Омску, но по отзывам друзей понимаю – за два года моего отсутствия на родине ничего не изменилось. А значит, даже повода задуматься о возвращении у меня, увы, нет.
Евгений Долганёв, предприниматель, председатель областного совета «Партии социальной защиты»:
– Внутренняя миграция – нормальное явление. Однако отток молодёжи из Омска действительно в процентном соотношении больше, чем в других регионах. Проблема, как я считаю, в низкой бюджетной обеспеченности нашего города. Мы на последнем месте из городов-миллионников по этому показателю. Молодежь сейчас стремится туда, где есть удобные городские пространства, хороший общественный транспорт, нормальные зарплаты. Здесь мы проигрываем другим городам. Поэтому пока мы не устраним эту причину, молодежь будет уезжать. А неформальная занятость – она во всех городах. Молодёжь в большинстве своём не думает об официальной зарплате, лишь бы больше получать и лучше отдыхать. Омск здесь проигрывает всем соседям: стоимость перелета дороже, хороших ночных клубов единицы, зарплаты маленькие. На стройке, например, работа есть, но платить не готовы, в отличие от других регионов.
Любава Березовская, секретарь завкафедрой факультета филологии и медиакоммуникаций ОмГУ:
– Последствия «утечки мозгов» очевидны, мне кажется. А уж про медиаобраз региона и влияние на него оттока населения и говорить нечего. А формированием этого медиаобраза должны заниматься не только журналисты, но и властные структуры.