Новости. Омск

Подорожание на российских АЗС может стать следствием повышения оптовых цен

Источник: ok.ru

Но правительство всех успокаивает.

Центр исследования проблем реальной экономики при РЭУ имени Плеханова проанализировал происходящее с ценам на бензин в России в этом году. С начала года к 15 октября они выросли на 9,1%. Средние цены за период с 9 по 15 октября выросли на 0,1% вторую неделю подряд после семи недель стабильности. Таковы данные Росстата.

Цены на дизтопливо с 9 по 15 октября выросли на 0,3% после повышения на 0,2% и четырех недель роста по 0,1%. С начала года оно подорожало на 10,6%. За прошедшую неделю увеличение цен фиксировали в 40 центрах российских регионов. Самое большое подорожание – в Иркутске, на 1,9%. В Кызыле – на 1,7%, в Магадане – на 1,3%. Заметное снижение цен на бензин произошло во Владимире – на 0,3%. В Москве за неделю цены в среднем не изменились, в Санкт-Петербурге – выросли на 0,2%.

Стоимость литра бензина в среднем по России 15 октября составила 43,34 руб. (на 8 октября – 43,28 руб.), в том числе марки АИ-92 – 41,43 руб. (41,39 руб.), АИ-95 – 44,69 руб. (44,62 руб.), АИ-98 – 50,04 руб. (49,95 руб.). Дизтопливо 15 октября стоило в среднем по стране 44,81 руб. (8 октября – 44,69 руб.).

Тем самым российский топливный рынок не пробыл в состоянии стабильности и полугода. Еще в памяти скачки цен весной, а признаки очередного повышения уже налицо.

Такое ощущение, что на рынке зарождается новый вид «сезонности». Раньше его участники строили бизнес, ориентируясь на весенне-осенние ремонты заводов, теперь может появиться новая традиция – весной и осенью ждать от властей экстренных мер, укрощающих цены. Потому что другие способы регулирования плохо работают.

Весенний кризис запомнился обсуждением проблемы и в эфире «Прямой линии» с президентом Владимиром Путиным, и незапланированным снижением акцизов, и в результате «заморозкой» цен на заправках. Чего ждать от осеннего варианта весеннего кризиса – рассуждали в обзоре «Интерфакса» отраслевые эксперты.

С 1 июня было решено снизить акцизы вместо их планируемого роста. В ответ крупные нефтяные компании обещали сдерживать цены в рознице, а также увеличить поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. Помимо того  правительство получило право в кризисных ситуациях вводить заградительную пошлину на нефтепродукты.

«Это не только стимул, это скорее угроза в адрес нефтяных компаний. Надеюсь, ничего подобного нам не потребуется», – сказал в июне Владимир Путин в телеэфире.

Благодаря этому всё лето биржевые цены на нефтепродукты сохранялись в более-менее спокойном положении. Но осенью они опять стали расти. Стоимость бензинов на СПбМТСБ настойчиво поднимается уже 3 месяц подряд, подбираясь к майским рекордам. Объемы биржевых продаж, наоборот, снижаются, несмотря на майские же протоколы совещаний у Дмитрия Козака, однозначно указывающие «продавать нефтепродуктов больше аналогичного периода прошлого года».

При этом розничные цены в среднем по стране стабильны благодаря тому, что вертикально интегрированные компании могут позволить в убыток себе зафиксировать их на своих АЗС на одном уровне. Но если они могут отыграть потери в своих других сегментах, то частные АЗС держаться уже не могут.

Они не участвовали в договорённостях по сдерживанию цен в рознице, но вынуждены были сначала играть по тем же правилам, чтобы не потерять клиентов. И всё же на фоне роста биржевых цен в сентябре-октябре и убыточности, чтобы хоть как-то компенсировать выпадающие доходы, независимые заправки постепенно стали повышать цены. Первые сигналы прозвучали традиционно на востоке страны и – неожиданно – в Санкт-Петербурге.

По данным ЦДУ ТЭК, точечно бензин дорожает в Приморском и Хабаровском краях, Тыве, Якутии и Магадане, а также Калининграде. В Иркутской области некоторые частные АЗС, резко поднявшие цены на бензин, вынудили правительство региона обратиться в ФАС с просьбой разобраться в ситуации. А в Чувашии ФАС по жалобам жителей возбудила дело из-за роста цен на заправках уже крупной компании – «Татнефти».

На прошлой неделе не выдержал такой крупный частный игрок, как «Петербургская топливная компания» (ПТК). Она подняла розничные цены на дизельное топливо на 9% – до 50 руб.

«Причиной стал рост оптовых цен на бирже, из-за чего маржинальность на АЗС стала отрицательной», – пишет «Интерфакс» со ссылкой на первого заместителя генерального директора ПТК Леонида Чурилова.

Генеральный директор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов в интервью Интерфаксу выразил мнение, что осенняя ситуация на рынке дизельного топлива сильно напоминает весенний бензиновый кризис: между оптовыми и розничными ценами установился значительный диспаритет, и в некоторых регионах независимые АЗС подняли цены на ДТ примерно на 5 рублей, чтобы вернуть маржинальность продаж.

Однако отличие в том, например, что текущий дефицит зимнего дизтоплива – на 99% рукотворный. НПЗ могут настроить работу так, чтобы увеличить производство и поставки на внутренний рынок достаточных количеств морозостойкого топлива. То, что компании не сделали этого, скорее свидетельствует об умысле, считает Турукалов.

Именно сейчас поднялась волна обсуждения будущего роста акцизов на нефтепродукты. Счетная палата в заключении на проект бюджета РФ на 2019-2021 годы высказывала мнение, что увеличение акциза на бензин в 1,5 раза с 1 января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер.

Чиновники высшего уровня вынуждены были прокомментировать это заявление. Предсказуемо и министр энергетики Александр Новак, и министр финансов Антон Силуанов, и даже председатель ЦБ Эльвира Набиуллина успокоили, что не ждут скачков цен на бензин в связи с повышением акцизов.

«Нефть – это биржевой товар. Соответственно, при фьючерсах покупают и прогнозируют цену на будущее. Из-за этого есть некий лаг по переносу себестоимости нефти на себестоимость бензина. По щелчку не происходит подешевения бензина после подешевения нефти. Второе – в цене бензина как такового цена нефти, конечно, «сидит», но есть и другие составляющие, в том числе налоги, акцизы, перенос амортизации импортного оборудования. Цена за оборудование зафиксирована в долларах, а взято оно, скорее всего, в кредит. Соответственно, перенос так или иначе должен быть в цене. Растёт цена – её пытаются как-то сдерживать с помощью госорганов, групп влияния и так далее. Но понятно, что при нынешней ситуации с лагом, мне кажется, в три-четыре месяца, цена всё равно будет расти», – пояснил БК55 доцент кафедры международных экономических отношений ФМБ ОмГУ Василий Щербаков.

По мнению эксперта, для обычных потребителей и водителей подорожание может быть не так чувствительно. Больше удар будет по транспортной отрасли, перевозкам, по сути, всей торговле. Но, опять же, влияние будет не одномоментное, а растянутое.

«Мы можем увидеть некоторую панику на подорожание бензина как такового, но реально ощутим в лаге три-пять месяцев. Что касается 1 января, можно сказать, уже по традиции идёт повышение цен, в принципе его можно ожидать. Действия правительства я объяснить не могу, но просто цена бензина зависит либо от снижения предложения, и осенний ремонт на нефтезаводах – это оно и есть. Плюс продавцу более выгодно продавать бензин за рубежом и тогда – дефицит. Либо от повышения спроса. Но сейчас дело не в спросе. Скорее в нехватке на внутреннем рынке», – добавил доцент.

К тому же есть определённая сезонность. Зимой в России расход бензина просто выше, чем в остальные времена года. То есть налицо – повышение спроса.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

11
0
Seregas23.10.2018 19:36:50
Повышение цен на бензин в РФ является исключительно следствием жлобства нефтяников. Сказкам про то, что нефть дорожает/дешевеет, поэтому бензин растет, как и прочим росказням, никто уже не верит.
7
0
славик23.10.2018 20:41:49
Мафия готовит очередной рывок. Готовтесь безмолвные!
3
0
Гость23.10.2018 20:56:14
Пенсия бы так росла!
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru