Вредят низкие зарплаты, нужны большие вложения.
Российское правительство продолжает убеждать, что даже низкие показатели роста экономики нашей страны нужно считать за большой успех. При том, что они в этом году окажутся хуже, чем у всех стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
В кулуарах XVII Форума стратегов в Санкт-Петербурге глава Минэкономразвития Максим Орешкин предположил, что народное хозяйство России сможет по итогам текущего года выйти на рост в 1,8%. Хотя в пересчете на год рост в августе-сентябре составил всего 1,1%. Об этом пишет издание «Свободная пресса».
«Значительное влияние оказала история, связанная с сельским хозяйством, у нас урожай в этом году хуже, чем он был в прошлом. Два месяца подряд сельское хозяйство показывает отрицательную динамику, есть ряд волатильных компонентов в промышленном производстве. Поэтому мы в целом ожидаем, что динамика в ближайшие месяцы улучшится, и мы будем выходить на те показатели, которые в прогнозе заложены плюс-минус», – попытался смягчить «пилюлю» министр.
На принципиальные же улучшения россиянам рассчитывать всё-таки не стоит. После роста на 1,8% в следующем году рост экономики должен замедлиться и составить уже всего 1,3%. Что явно хуже, чем у других.
Но сопоставление даже с ближайшими партнёрами – далеко не гигантами – особенно интересно. И также не в нашу пользу. Например, в Белоруссии в 2018-м ожидают рост ВВП на уровне 3,5%, а в следующем – от 2,8 до 4,1%. И все отрасли промышленности в этом году показали рост производства.
В Казахстане прогнозируют прирост на 3,8%. В дальнейшем возможно снижение темпов (3,3% в 2019 году), но и это будет превосходить российские «достижения».
В Армении, которая вообще недавно пережила смену власти и всё ещё испытывает политическую нестабильность, ожидается рост примерно в 4,5% ВВП.
«Главная беда – несбалансированный рынок труда. Люди получают очень низкую зарплату, а это означает, что будет маленьким потребительский спрос. Сейчас же, по сути, сокращены еще и пенсии. Работающим пенсионерам ведь не индексируют пенсии, значит, они уменьшаются из-за инфляции.
Низкий спрос ограничивает возможности вложения в инфраструктуру. Сейчас загрузка производственных мощностей составляет примерно 60%, в строительство новых предприятий вкладывать не имеет смысла, ведь их продукцию некому будет покупать. Вот если потребительский спрос домохозяйств будет расти, то можно будет вкладывать и в инфраструктуру», – назвал главную причину низкого роста профессор кафедры экономической политики СПбГУ Геннадий Алпатов.
Также эксперты в качестве объяснения называют системные ограничения – нужно вкладывать в человеческий капитал, инфраструктуру и реформировать систему государственного регулирования экономики.