О философии, производственной «кухне» и профессиональных наградах НПО «Мир» рассказал начальник службы продвижения предприятия Александр Валиков.
– Сначала я объясню, какую продукцию мы выпускаем. Мы работаем с 1991 года, основной наш профиль – это производство приборов и систем для автоматизации энергосбережения. Обычно люди не задумываются, как электричество попадает в розетку. А процесс включает в себя и генерацию, и распределение к конечному потребителю. Сейчас есть масса параметров и требований к тому, как распределять энергию. Этим процессом необходимо управлять. Для него и используют нашу продукцию.
Мы предлагаем два основных класса систем. Первый – это автоматизированные системы учета для мелкомоторного потребителя. Задача их – бороться с воровством электричества, а ведь оно в том числе причина высоких тарифов, когда честный потребитель косвенно платит за неплательщика и того, кто ворует. Внедряя такие приборы, можно и понижения тарифов добиться.
Второй – автоматизированные системы управления энергетическими объектами. Их заказчиком могут быть самые разные предприятия – и энергетическое, и нефте-, и газодобывающее, и промышленное. Транспортники, угольщики и так далее. Причем для нефтяников у нас есть интересные решения, которые пока никто больше им не предлагает.
Системы для каждого конкретного применения, как конструктор, создаем из деталей – приборов. Наше предприятие – двукратный обладатель премии правительства России в области качества. Это самая престижная премия в области качества в России. Дважды ее в стране вообще мало кто получал (всего два или три таких предприятия), а уж в нашей отрасли – и вовсе больше никто. Премия не слишком известна, и это даже жаль. В первый раз мы ее получили в 2008 году, второй – в 2014-м. Критерии оценки предприятий – те же, как у американцев с премией Болдриджа, у японцев с премией Деминга, в Европе с премией EFQM. Так что есть чем гордиться.
– То есть это аналогия с лозунгами советских времен и производственным соревнованием?
– Ну это несколько другое. Есть цель предприятия, от нее каскадируются цели крупнейшим Управлениям и Заводу и далее – к целям подразделений. Цехов у нас не так много, сами они небольшие, и все в одном здании. Сейчас основной акцент у нас таков: у себя мы оставляем только то, что делаем хорошо. В остальном можем использовать аутсорсинг. Кооперируясь и с омскими предприятиями, и с иногородними. Когда мы делаем приборы, какой-то монтаж мы можем им отдать. Если омичам – то сэкономим на логистике. Есть пул партнеров, с которыми мы работаем. Это рационально.
– Со времен СССР у нас были сложности с элементной базой. Как вы сейчас с этим справляетесь?
– Современная микроэлектронная индустрия живет на массовом спросе. Микросхемы можно делать дёшево и качественно, если у нас есть очень большой рынок сбыта. В этом и проблема импортозамещения. Да, мы регулярно отслеживаем, какие микросхемы можно было закупать у российских предприятий. Но основная наша элементная база – микроконтроллеры – все равно немецкие, японские и израильские.
– Есть ли опасность, что поставки своих комплектующих американцы нам возьмут и «обрежут»? Что делать в этом случае?
– Что делать – понятно, у нас под боком Китай. Понятно, что политики любят помахать шашкой, но экономика существует немного в другом измерении. Экономически мир давно глобален, а политически – еще разграничен. И никакому предприятию не выгодно насильно обрубать себе рынки сбыта. Если американские власти жестко скомандуют предприятиям это сделать, нас это автоматически толкает в объятия Китая. А для Америки это будет тот самый «выстрел в ногу». У Китая продукция пока похуже качеством, но в принципе он ведь делает то же самое.
– Уже широко известно об интересной философии вашего предприятия, в том числе, что в нем большое место занимают религия и духовность. Даже, как я сейчас заметил, по дресс-коду женщины здесь носят юбки или платья ниже колен. Как «Мир» к этому пришел, чем это помогает?
– Эту установку заложили отцы-основатели еще при создании предприятия в 1991 году. О том, что надо брать все лучшее и из советской управленческой школы, и от русской школы царских времен. Мы ведь существуем не в вакууме, за нами история поколений. И нельзя их систему ценностей просто отвергнуть и все начать с нуля. Она в конце концов пригодится. Более того, потом это нашло подтверждение! В 2008 году кризис стал очень показательной вещью. Мы тогда очень подробно изучали производственный опыт «Тойоты». Весь рынок бизнес-литературы был наводнен книгами о том, как японцы прекрасно управляют, и было удивительно, что они не боятся использования их опыта конкурентами. А потом мы поняли – не боятся, потому что знают – чтобы его успешно использовать, нужно самим быть японцами.
И поэтому вопрос: а что мы можем внедрить такое, чтобы применить и работать эффективнее? И это бы основывалось на нашем характере и исторической ментальности. Так мы нашли опыт Суворова. Который, несмотря на то, что он человек военный, был совершенным управленцем. За карьеру не проиграл ни одного сражения. Так какие же кнопки в душе русского человека он знал? Ведь люди у него были очень разного качества. Изучали его опыт, теперь используем. И в прошлом году появилась возможность поставить его памятник. Это второй в Сибири. Еще один – в Новокузнецке. Обратите внимание, как он там изображен. Это не грубый мах солдатам – «Ребята, вперед, в атаку!». Он спокойно, без суеты указывает пальцем – вон там цель, ее нужно достичь.
И к опыту Суворова очень логично добавляется православие. Это та ментальная канва, система суждений о хорошем и плохом, которую мы впитали с молоком. Как ни крути, это то, что сделало Россию великой. Если лишить общество и этого – я не представляю, куда мы скатимся.
Это не значит, что все сотрудники верующие, что они все молятся и именно православные. Про это у нас часто спрашивают, но, по-моему, это по инерции и без желания реально понять. Мы никого не принуждаем. Да, мы построили рядом с территорией храм. Но сейчас он не наш, а епархии. Мы подарили его в 2015 году. У нас на предприятии были и есть люди самых разных конфессий. И атеиста никто не будет склонять, чтобы он стал верующим.
Все материалы проекта «100 крупнейших компаний Омска» читайте в журнале «Бизнес-курс» №20 от 24.10.2018 г.