Новости. Омск

Александр Валиков: «Мы нашли опыт Суворова, который был совершенным управленцем»

О философии, производственной «кухне» и профессиональных ­наградах НПО «Мир» ­рассказал начальник службы продвижения предприятия Александр Валиков.

– Сначала я объясню, какую продукцию мы выпускаем. Мы работаем с 1991 года, основной наш профиль – это производство приборов и систем для автоматизации энергосбережения. Обычно люди не задумываются, как электричество попадает в розетку. А процесс включает в себя и генерацию, и распределение к конечному потребителю. Сейчас есть масса параметров и требований к тому, как распределять энергию. Этим процессом необходимо управлять. Для него и используют нашу продукцию.

Мы предлагаем два основных класса систем. Первый – это автоматизированные системы учета для мелкомоторного потребителя. Задача их – бороться с воровством электричества, а ведь оно в том числе причина высоких тарифов, когда честный потребитель косвенно платит за неплательщика и того, кто ворует. Внедряя такие приборы, можно и понижения тарифов добиться.

Второй – автоматизированные системы управления энергетическими объектами. Их заказчиком могут быть самые разные предприятия – и энергетическое, и нефте-, и газодобывающее, и промышленное. Транспортники, угольщики и так далее. Причем для нефтяников у нас есть интересные решения, которые пока никто больше им не предлагает.

Системы для каждого конкретного применения, как конструктор, создаем из деталей – приборов. Наше предприятие – двукратный обладатель премии правительства России в области качества. Это самая престижная премия в ­области ­качества в России. Дважды ее в стране вообще мало кто получал (всего два или три таких предприятия), а уж в нашей отрасли – и вовсе больше никто. Премия не слишком известна, и это даже жаль. В первый раз мы ее получили в 2008 году, второй – в 2014-м. Критерии оценки предприятий – те же, как у американцев с премией Болдриджа, у японцев с премией Деминга, в Европе с премией EFQM. Так что есть чем гордиться.

– То есть это аналогия с лозунгами советских времен и производственным соревнованием?

– Ну это несколько другое. Есть цель предприятия, от нее каскадируются цели крупнейшим Управлениям и Заводу и далее – к целям подразделений. Цехов у нас не так много, сами они небольшие, и все в одном здании. Сейчас основной акцент у нас таков: у себя мы оставляем только то, что делаем хорошо. В остальном можем использовать аутсорсинг. Кооперируясь и с омскими предприятиями, и с иногородними. Когда мы делаем приборы, какой-то монтаж мы можем им отдать. Если омичам – то сэкономим на логистике. Есть пул партнеров, с которыми мы работаем. Это рационально.

– Со времен СССР у нас были сложности с элементной базой. Как вы сейчас с этим справляетесь?

– Современная микроэлектронная индустрия живет на массовом спросе. Микросхемы можно делать дёшево и качественно, если у нас есть очень большой рынок сбыта. В этом и проблема импортозамещения. Да, мы регулярно отслеживаем, какие микросхемы можно было закупать у российских ­предприятий. Но основная наша элементная база – микроконтроллеры – все равно немецкие, японские и израильские.

– Есть ли опасность, что поставки своих комплектующих американцы нам возьмут и «обрежут»? Что делать в этом случае?

– Что делать – понятно, у нас под боком Китай. Понятно, что политики любят помахать шашкой, но экономика существует немного в другом измерении. Экономически мир давно глобален, а политически – еще разграничен. И никакому предприятию не выгодно насильно обрубать себе рынки сбыта. Если американские власти жестко скомандуют предприятиям это сделать, нас это автоматически толкает в объятия Китая. А для Америки это будет тот самый «выстрел в ногу». У Китая продукция пока похуже качеством, но в принципе он ведь делает то же самое.

– Уже широко известно об интересной философии вашего предприятия, в том числе, что в нем большое место занимают религия и духовность. Даже, как я сейчас заметил, по дресс-коду женщины здесь носят юбки или платья ниже колен. Как «Мир» к этому пришел, чем это помогает?

– Эту установку заложили отцы-основатели еще при создании предприятия в 1991 году. О том, что надо брать все лучшее и из советской управленческой школы, и от русской школы царских времен. Мы ведь существуем не в вакууме, за нами история поколений. И нельзя их систему ценностей просто отвергнуть и все начать с нуля. Она в конце концов пригодится. Более того, потом это нашло ­подтверждение! В 2008 году кризис стал очень показательной вещью. Мы тогда очень подробно изучали производственный опыт «Тойоты». Весь рынок бизнес-литературы был наводнен книгами о том, как японцы прекрасно управляют, и было удивительно, что они не боятся использования их опыта конкурентами. А потом мы поняли – не боятся, потому что знают – чтобы его успешно использовать, нужно ­самим быть японцами.

И поэтому вопрос: а что мы можем внедрить такое, чтобы применить и работать эффективнее? И это бы основывалось на нашем характере и исторической ментальности. Так мы нашли опыт Суворова. Который, несмотря на то, что он человек военный, был совершенным управленцем. За карьеру не проиграл ни одного сражения. Так какие же кнопки в душе русского человека он знал? Ведь люди у него были очень разного качества. Изучали его опыт, теперь используем. И в прошлом году появилась возможность поставить его памятник. Это второй в Сибири. Еще один – в Новокузнецке. Обратите внимание, как он там изображен. Это не грубый мах солдатам – «Ребята, вперед, в атаку!». Он спокойно, без суеты указывает пальцем – вон там цель, ее нужно достичь.

И к опыту Суворова очень логично добавляется православие. Это та ментальная канва, система суждений о хорошем и плохом, которую мы впитали с молоком. Как ни крути, это то, что сделало Россию великой. Если лишить общество и этого – я не представляю, куда мы скатимся.

Это не значит, что все сотрудники верующие, что они все молятся и именно православные. Про это у нас часто спрашивают, но, по-моему, это по инерции и без желания реально понять. Мы никого не принуждаем. Да, мы построили рядом с территорией храм. Но сейчас он не наш, а епархии. Мы подарили его в 2015 году. У нас на предприятии были и есть люди самых разных конфессий. И атеиста никто не будет склонять, чтобы он стал верующим.

Все материалы проекта «100 крупнейших компаний Омска» читайте в журнале «Бизнес-курс» №20 от 24.10.2018 г.

Теги: нпо мир
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

2
2
Елена01.11.2018 08:38:19
Кому интересна история, переход через Альпы был совершенно бестолковым решением.
0
0
Питер01.11.2018 10:32:29
Елена, это не кому не интересно) впрочем как и бестолковые предприятия производящие доисторические приборы. Но вот в некоторой отсталости надо признать успех имеем-чему пример данное предприятие-тут бесспорно продукция на трубе востребована. Ну не Маски конечно..но кто знает что будет лет через 300
7
0
Мимо проходил01.11.2018 19:47:35
Елене, Суворов вошел в мировую историю, гонял Наполеона со своей маленькой армией и не проиграл ни одного сражения. А Вы чем лично можете похвастаться?
Колумнистика


О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2018 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Ермоленко Ольга Николаевна.
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 399-089, 399-121
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru